Организация работы над единой методической темой
Определяется конкретный вопрос в соответствии с проблемой. Он может частично или полностью решить эту проблему.
Методическая тема чаще всего определяется для предметного, циклового методического объединения или для каждого учителя, входящего в состав той или иной школьной методической структуры.
Методическая тема определяет дидактический, психолого-педагогический интерес в сфере совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету.
Наиболее часто в педагогической практике встречаются методические темы, связанные с разработкой индивидуальной методики преподавания того или иного предмета, с освоением инновационной педагогической практики.
Примерные темы:
- формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения;
- планирование результатов образования в профильном классе по предмету;
- аксиологические ценности предметного содержания и их интеграция в воспитательный процесс;
- технологии работы с текстом в личностно-ориентированных образовательных системах;
- технология организации исследовательской деятельности по предмету во внеурочное время;
- методика подготовки учащихся к ЕГЭ;
- межпредметная интеграция в рамках образовательной области;
- методика рейтингового оценивания учащихся;
- методика разработки КИМов по предмету;
- другие.
Итогом работы над единой методической темой могут быть рекомендации по улучшению образовательного процесса в рамках той или иной предметной области или нескольких областей сразу.
При планировании работы над методической темой рекомендуется провести анкетирование среди учителей в целях более детального осмысления целей предстоящей работы.
Анкета для учителя
1. В каком режиме работает школа:
- функционирования;
- развития?
2. Над какой проблемой работает Ваша школа?
3. Возникают ли у Вас трудности при выборе методической темы?
4. Способствует ли работа над выбранной Вами методической темой улучшению качества образования?
5. Какие проблемы наиболее актуальны в преподавании Вашего предмета?
6. Какие результаты Вы планируете получить, работая над методической темой?
7. Какие условия необходимы для Вашей успешной работы?
8. В чьей помощи Вы нуждаетесь? Каков характер данной помощи?
9. Кто из Ваших коллег также работает над этой темой?
Формы организации методической работы над единой темой
- методические недели по единой теме;
- создание творческих микрогрупп;
- работа временных инициативных групп по подготовке к педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
- самообразование;
- опытно-экспериментальная работа;
- «круглый» стол;
- консультации, анкетирование;
- объединений методических объединений как внутри школы, так и с другими школами по единой тематике;
- школы передового опыта;
- научно-методические конференции учителей, учащихся;
- творческие отчеты учителей и учащихся.
Предложения по совершенствованию методической работы в школе
С целью систематизации процесса накопления и обобщения опыта работы МО внутри школы организовать творческий отчет МО, где МО представят методические и дидактические материалы, разработанные учителями, ознакомят со своими достижениями, покажет открытые уроки, поделится педагогическими идеями и т.д., т.е. подведут итог своей работы.
Организовать МО «Начальная школа-детский сад» (это необходимо), а в идеале творческую группу «Воспитатель-учитель-преподаватель ВУЗа».
При анализе планов работы МО, видны следующие недостатки:
Чувствуется изолированность предметных МО, их замкнутость в узких рамках не только предмета, но и конкретных учебных программ, предметной дидактики, состава преподавателей. А это порождает разобщенность, несогласованность тематики, отсутствие межпредметных связей.
Поэтому для всех форм методической работы обязательна единая общешкольная тематика, исходящая не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач развития школы и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.
Не планируются промежуточные и конечные результаты методической работы по избранной проблеме.
Результатами могут быть:
- оценка методической работы каждого учителя в зависимости от квалификации или притязаний на более высокую квалификационную категорию;
- включение молодых учителей в решение общешкольных методических, педагогических проблем, содействовать их профессиональному росту, развивать их методологическую культуру;
- повышение качества знаний учащихся;
Не созданы наряду с традиционными МО межпредметные временные и постоянные объединения для решения проблем преемственности, согласованности, целостности в структуре, содержании и организации образовательного процесса, или работа эта несет какой-то стихийный, скачкообразный характер - это работа НМС.
Учителя начальной школы не включены ни в одно МО. Они вообще изолированы от всех. Это недопустимо.
Необходимо активизировать теоретико-педагогический всеобуч педколлектива в форме общешкольного постоянно действующего семинара для выработки общих подходов к решению проблем, привлекая к этой работе работников РайОО, преподавателей ОУУ, вузов.
Необходимо придать особый статус «открытым» занятиям и урокам, которые являются добровольно избранной формой представления результатов педагогического поиска.
При планировании административного контроля уроков, взаимопосещений обязательно формулировать конкретные методические проблемы в качестве предмета анализа.
Выводы
Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. Следует отметить, что в условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретной школы. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы большая часть занятий, представленных в программе, носила практико-ориентированный характер. Четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные учителями в процессе изучения темы, повысят продуктивность методической работы.
Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в школе является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению учителем творческого подхода к работе. Индивидуализация обучения взрослых как педагогическая проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на глубокое и разностороннее ее исследование. При планировании методической работы рассмотрение проблемы индивидуализации обучения взрослых на основе образовательных технологий требует тщательной разработки. Это связано с тем, что существуют противоречия между необходимостью повышать инструментальность реализации индивидуального подхода в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников и слабой технологической готовностью специалистов, осуществляющих методическую работу в конкретном образовательном учреждении.
Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.
Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.
Для всех форм методической работы обязательна единая общешкольная тематика, исходящая не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач развития школы и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|