Формы организации методической работы в школе
Организации методической работы в школе
Введение
Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы лицея. Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.
Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:
- общешкольные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, читательские и зрительские конференции, методические выставки, стенгазеты, бюллетени);
- групповые формы методической работы (методические объединения, творческие микрогруппы учителей, школы передового опыта, групповое наставничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий);
- индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).
Методическая работа в школе, ее структура и формы организации
Основы организации методической работы в школе
Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.
Этот комплекс ориентирован, прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
При выборе варианта методической работы коллектив школы руководствуется следующей системой оснований:
- задачами, стоящими перед школой, учителями;
- уровнем учебно-воспитательного процесса;
- состоянием учебно-материальной базы;
- накопленным позитивным и негативным опытом работы.
Во главе методической работы стоит методический совет, который осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав методического совета входят директор, его замы, руководители методического объединения.
Методическая работа на базе образовательного учреждения выполняет ряд важных функций:
- благодаря активному участию в этом виде деятельности, учитель сохраняет и закрепляет свое положение в школе; с возрастом методическая работа способствует решению проблемы профессионального сохранения, преодолению возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;
- обучение освобождает человека от ложных ценностей, делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;
- обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе;
- методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе.
Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. Следует отметить, что в условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретной школы. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы большая часть занятий, представленных в программе, носила практико-ориентированный характер. Четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные учителями в процессе изучения темы, повысят продуктивность методической работы.
Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в школе является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению учителем творческого подхода к работе. Индивидуализация обучения взрослых как педагогическая проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на глубокое и разностороннее ее исследование. При планировании методической работы рассмотрение проблемы индивидуализации обучения взрослых на основе образовательных технологий требует тщательной разработки. Это связано с тем, что существуют противоречия между необходимостью повышать инструментальность реализации индивидуального подхода в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников и слабой технологической готовностью специалистов, осуществляющих методическую работу в конкретном образовательном учреждении.
Подразумевая под образовательной технологией совокупность знаний о способах и средствах осуществления программы на разных этапах обучения с получением конкретного конечного результата, мы переносим это понятие на методическую работу с педагогами. Общее представление педагога об образовательных технологиях дает ему возможность представлять обучение и учебную деятельность взаимообусловленными и взаимозависимыми. При этом педагог должен быть готов к тому, что не только он продуцирует и стимулирует психические новообразования у тех, кто учится. Обучающиеся своими учебными действиями также способствуют изменению каких-то отдельных сторон преподавания, если таковые недостаточно эффективны. Это в полной мере относится к работе с учителями в системе методической работы.
Формы организации методической работы в школе
Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:
- общешкольные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, читательские и зрительские конференции, методические выставки, стенгазеты, бюллетени);
- групповые формы методической работы (методические объединения, творческие микрогруппы учителей, школы передового опыта, групповое наставничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий);
- индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).
Каковы же формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр? Выбор их зависит от количественного состава этих подразделений, от квалификации входящих в них педагогов, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания и т.д.
Как наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы занятий (заседаний):
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
- диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.;
- «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;
- лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;
- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
- обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;
- обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
- обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;
- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества
- обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
- конкурсы «Лучший учитель кафедры, школы…», «Учитель года»;
- педчтения, научно-практические конференции;
- педагогические советы и др.
Механизм проведения и значение наиболее эффективных и рациональных форм занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр
Теоретические семинары (доклады, сообщения)
Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, от ученых - кураторов кафедр доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Но к выступлениям и докладам должны привлекаться и высококвалифицированные учителя - члены проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными для выступления перед коллективом.
Варианты вопросов для рассмотрения на теоретических семинарах
Традиционное и инновационное в учебном процессе
Технологические модели обучения школьников
Методика полного усвоения знаний учащимися
Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2-3 раза в течение учебного года во избежание перегрузок учителей, т.к. помимо этой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр не следует забывать и о других формах работы.
Семинары-практикумы
Семинары-практикумы требуют более серьезной подготовки, т.к. на них учителя знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев.
В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства учителей и воспитателей.
Возможные темы семинаров-практикумов:
Можем ли мы услышать живопись? (МО эстетического воспитания и художественного образования).
Музыкальные игры без музыки (МО эстетического воспитания и художественного образования).
После посещения учителями практической части семинаров - уроков, факультативов, внеклассных мероприятий - очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Совместно с учеными-специалистами возможно коллективно решать конкретные учебно-педагогические задачи, которые возникают в учебно-воспитательном процессе.
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|