Стабильность, как и безопасность, - непременные условия развития суверенного государства.
Обеспечение стабильной благоприятной внешней и внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности и является одним из показателей уровня безопасности государства.
Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
Исследования выделенных уровней показывают, что именно третий уровень стабильности представляет наибольшую сложность, но именно он соответствует представлениям о стабильности, как свойстве динамической системы, ибо невозможно сохранение стабильности первого и второго уровней при нарастающей дестабилизации самой общности и ее упадке. Только на третьем уровне исследований появляются условия для создания системы обеспечения стабильности и, следовательно, безопасности государства.
Система национальных интересов России
Термин «национальные интересы страны» в РФ появился в начале 90-х гг. XX в., когда Россия вновь утвердила себя как суверенное государство. В 1996 г. термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию. В 2009 г. система национальных интересов была изложена в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В ней сказано, что национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизни: в экономике; социальной и духовной жизни; во внутренней и международной политике, в обороне, экологии, медицине, информатике и т.д.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизни, то первоочередного внимания требуют экономические проблемы. Экономика призвана обеспечить устойчивый рост ВВП до уровня передовых стран. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации всех слоев общества на созидание, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления демократии, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
Национальные интересы РФ в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры, медицины и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций.
Национальные интересы России в оборонной сфере, прежде всего, заключаются в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства.
Национальные интересы в области экологии заключаются в рациональном природопользовании, сбалансированности потребления, развитии прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Заключение.
Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение определенных целей, в числе которых немаловажным является обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира.
При этом безопасность личности и общества, в первую очередь, обеспечивается рядом основополагающих социальных гарантий: социального обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Реализация этих гарантий осуществляется благодаря системе социального обеспечения РФ - общеобязательному государственному социальному страхованию и государственной социальной помощи.
Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
доктор медицинских наук
|
С.Русанов
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|