Понятие национальной безопасности
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности
и медицины катастроф
профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН
И.М.Чиж
«___ »____________2015 г. 2010 г.
|
Тема № __ Безопасность личности, общества и государства
ЛЕКЦИЯ
для студентов лечебного факультета
Обсуждена на заседании кафедры
«__ »______________201 г.
Протокол №____
|
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
| Учебные вопросы
| Время (мин)
|
| Введение
|
| 1.
| Единство современных проблем безопасности личности, общества и государства
|
| 1.1
| Понятие национальной безопасности
| 1.2.
| Структура систем для анализа безопасности личности, общества и государства
| 1.3.
| Безопасность личности и общества - коренная потребность человека
| 2.
| Безопасность личности
|
| 3.
| Безопасность общества
|
| 4.
| Уровни безопасности личности и общества
|
| 5.
| Безопасность государства
|
| 6.
| Система национальных интересов России
|
|
| Заключение
|
|
Литература
ОСНОВНАЯ
1. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения. - М.: РАГС, 2009. - 116 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.
3. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов / С.В. Белов — М.: Юрайт, 2011 — 682 с.
4. Власова Л.М., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности/ Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений/ Под редакцией Сапронова В.В. М.: ФМБА России, 2009.
5. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. – М: Вузовский учебник, 2011. – 432 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
- Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
3. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013)
Введение.
«Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь»
(Цицерон)
Разработка парадигм выживания человечества стала сегодня важнейшей проблемой большинства областей научного знания и техники. Этими вопросами занимаются в равной степени и философия, и медицина, и экология, и информатика, и биология, и социология, и ноосферология и т.д.
Вот уже второй десяток лет Россия находится в условиях интенсивных социально-экономических и политико-правовых реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических сил, усилилась социальная дифференциация общества, трансформировались представления о роли и месте личности, общества и государства в новом меняющемся мире.
Наиболее значимыми и приоритетными направлениями внутри- и внешнеполитической деятельности Российской Федерации на современном этапе является безопасность личности, общества и государства. Анализ именно этой проблемы обусловлен рядом факторов.
Во-первых, решение этих задач обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие и обновление России, достижение масштабных целей национального развития, которые лежат в основе общероссийской национальной идеи.
Во-вторых, задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства носят всеобъемлющий характер и требуют для своего решения проведения комплекса мероприятий в различных сферах. От успешного решения этих задач зависит само существование России как суверенного демократического, правового федеративного государства.
В-третьих, 28 декабря 2010 года принят Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности», в основу концепции которого легла триада обеспечения безопасности: личности, общества, государства. Закон уточняет принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, закрепляет основные цели международного сотрудничества в данной области, расширяет функции Президента РФ в сфере безопасности.
Сегодня Россия предпринимает меры по развитию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации наряду и в соответствии с названным Законом и со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 и послужившей основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности.
Конституция РФ отражает различные стороны реализации безопасности, во-первых, правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. 20-23) и др., информационную безопасность (ст. 24, 29), экономическую безопасность (ст. 34, 35) и др., во-вторых, безопасности государства (ст. 4, 5, 13, 71), в-третьих, безопасности общества (ст. 7) и др.
Кроме этого, понадобилась разработка ряда других специальных документов на уровне государства и общества, в которых нашли отражение некоторые наиболее актуальные идеи, относящиеся к проблеме безопасности. Среди таких документов следует указать: Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»; Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении»; Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации; Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию; Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития; Концепцию внешней политики Российской Федерации; Военную доктрину Российской Федерации; Доктрину информационной безопасности Российской Федерации и др. В этих документах изложены концептуальные и правовые основы и названы конкретные шаги и меры по обеспечению безопасности жизненно важных интересов личности, общества и Российского государства.
Единство современных проблем безопасности личности, общества и государства
Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Понятие национальной безопасности
Национальная безопасность — это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
В современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству - его целостности и независимости, угрозы обществу - его демократическим институтам, угрозы личности - ее правам и свободам.
Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.
Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:
Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.
Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.
Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.
Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.
Исходя из особенностей различных сфер жизнедеятельности общества, возникающих в них угрозах в структуре национальной безопасности, можно выделить следующие ее виды: политическая безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, духовная безопасность, информационная безопасность, военная безопасность.
Политическая безопасность призвана реализовывать общенациональные интересы и осуществлять деятельность, направленную на достижение общественного благосостояния, поскольку все социальные слои так или иначе связаны с функционированием аппарата власти, поддерживают или противодействуют его деятельности.
Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях.
Социальная безопасность - это совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, обусловленная не только структурой социальной организации общества, особенностями ее функционирования, но и политической, правовой, экологической ситуацией, наличием материальных и интеллектуальных ресурсов гражданского общества и государства.
Духовная безопасность представляет собой определенное состояние социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.
Информационная безопасность – это состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности, законных прав личности и общества в информационной сфере.
Военная безопасность – это предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|