Сделай Сам Свою Работу на 5

Система и виды государственных органов.





Под системой понимается совокупность государственных органов РБ. система государственных органов едина. Это проявляется:

§ В том, что государственные органы призваны осуществлять единую государственную власть.

§ В том, что все эти органы системы действуют совместно, находясь в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

Система государственных органов включает в себя:

§ Президент.

§ Орган законодательной власти (Парламент).

§ Местные представительные органы (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские).

§ Органы исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации).

§ Органы судебной власти (общие и хозяйственные суды, Конституционный суд).

§ Контрольно-надзорные органы (прокуратуры, комитет государственного контроля).

Органы исполнительной власти имеют исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный, потому что они непосредственно исполняют нормативные акты вышестоящих или других органов.



Распорядительный характер проявляется в том, что они в свою очередь во исполнении решений вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами.

Классификация органов исполнительной власти:

§ По территории деятельности:

§ Центральные (Совет Министров, государственные комитеты и т.д.).

§ Местные (исполкомы областей, районов, городов, поселков).

§ По характеру полномочий:

§ Общей компетенции ведущими всеми или многими отраслями (правительство, исполкомы местные администрации).

§ Специальная компетенция ведущая отдельными отраслями (министерство, государственные комитеты, отделы управления исполкомов).

§ По организации управления:

§ Коллегиальные (Совет министров, исполнительный комитет).

§ Единоначальный (министерства, отделы управления исполкомов).

Особым статусом обладает:

§ Администрация президента.

§ Национальная академия наук.



§ Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов.

§ Управление делами президента

§ Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называютсяметодами правового регулированияадминистративно-правовых отношений.

§ Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, состоящее из множества компонентов (порядка установления прав и юридических обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, степени определенности их прав и автономности их действий и др.).

§ В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет.Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет - наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

§ Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.



§ Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.

§ Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

§ В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:

§ 1. установление определенного порядка действий или принятия решений - предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности;

§ 2. запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установлениеправоограничений или определенныхтребовании. Например, федеральные органы исполнительной власти не имеют права принимать нормативные правовые акты в виде писем либо телеграмм; государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; жалобы граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых являются предметом жалобы; не может быть составлен протокол об административном правонарушении неправомочным лицом;

§ 3. предоставление возможностивыбора одного из вариантов должного повеления, предусмотренных в административно-правовой норме. В данном случае гражданин, руководитель государственного органа, государственный служащий, должностное лицо может выбрать по своему усмотрению, но строго в соответствии с законом одну из нескольких форм (и методов) деятельности. Например, начальник органа внутренних дел выносит постановление о применении к виновному лицу административного наказания, выбирая его из нескольких наказаний, установленных в санкции статьи КоАП РФ; судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения;

§ 4. предоставление возможности действовать (или не действовать)по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий.Усмотрение применяется как в процессе реализации субъективных прав граждан, гак и при использовании государственными служащими предоставленных им правомочий. Например, гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.Дозволение —это предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. Однако субъект права по своему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.