Социальные гарантии при потере работы и безработице
Социальные гарантии– это материальные условия, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции РФ, поскольку в ст. 37 уже предусматривается реализация права на труд в безопасных условиях, т.е. охрана труда. В статье 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает следующие виды социальных гарантийтаким гражданам:
■ пособие по безработице;
■ выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
■ возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;
■ компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;
■ компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса РФ;
■ оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам;
■ оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т.д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты;
■ досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту. Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.
Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
А. Особенности трудоустройства инвалидов
Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государство осуществляет следующую сумму мероприятий:
1) предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3) резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5) создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6) создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организуется обучение инвалидов новым профессиям.
Б. Особенности трудоустройства молодежи
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» изменил редакцию статей, регулирующих устройство молодежи, и эти положения также вошли в Трудовой кодекс РФ.
Понижен возрастной критерий: вместо шестнадцатилетнего установлен пятнадцатилетний возраст приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане, достигшие 14-летнего возраста.
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст. 266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя. Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 268 ТК РФ)
Дидактическая единица
Тест № 1. Институт обеспечения занятости и трудоустройства входит _________в часть трудового права:
1) общую;
2) особенную;
3) специальную;
4) дополнительную.
Тест № 2. Нормы, регулирующие порядок подготовки кадров через центры занятости относятся к_________отрасли трудового права:
1) общей;
2) особенной;
3) специальной;
4) дополнительной.
Тест № 3. Исходя из положений Трудового кодекса РФ, трудовое право представляет собой важнейшую отрасль российского права, регулирующую при активном участии его субъектов трудовые отношения и_________отношения, устанавливающую права и обязанности по труду субъектов трудового права и ответственность за их нарушение:
1) другие примыкающие и тесно с ними связанные;
2) другие примыкающие и производные от них;
3) другие примыкающие и тесно с ними связанные производные от них;
4) иные непосредственно связанные с ними.
Тест № 4. Государственная служба занятости населения включает:
1) органы службы занятости, военкоматы, органы МВД, комиссии по делам несовершеннолетним и защите их прав;
2) Правительство РФ, Минздравсоцразвития РФ и службы занятости населения;
3) Роструд, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости населения;
4) Минздравсоцразвития РФ, департаменты по трудоустройству и биржи труда.
Тест № 5. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и, как правило, приносящая им заработок или:
1) зарплату;
2) вознаграждение;
3) доход.
Тест № 6. Занятыми считаются граждане:
1) осуществляющие предпринимательскую деятельность;
2) заключившие договор комиссии (комиссионеры);
3) проходящие альтернативную гражданскую службу;
4) проходящие обучение в 10-м классе очного общеобразовательного учреждения;
5) имеющие акции ОАО «Салют»;
6) временно нетрудоспособные;
7) являющиеся членами потребительского кооператива;
8) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
9) осужденные к исправительным работам без лишения свободы.
Тест № 7. Безработными признаются:
1) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка;
2) граждане, признанные инвалидами;
3) граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
4) граждане, достигшие 15-летнего возраста;
5) женщины, достигшие 50 лет, мужчины – 60 лет;
6) граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости;
7) граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней;
8) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы.
Тест № 8. Работа может считаться подходящей, если:
1) предлагаемый заработок не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
2) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ;
3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в РФ.
Тест № 9. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке;
3) инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют…
Тест № 10. Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в:
1) вышестоящий орган службы занятости;
2) в суд;
3) вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.
Тест № 11. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать:
1) 6 месяцев подряд в течение 18 календарных месяцев;
2) 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев;
3)12 месяцев подряд в течение 18 календарных месяцев;
4) 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 10 календарных месяцев.
Тест № 12. Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице определяются:
1) законом о занятости населения в Российской Федерации;
2) постановлением Правительства РФ;
3) постановлением либо приказом Минздравсоцразвития РФ.
Тест № 13. Минимальный размер пособия по безработице составляет:
1) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом;
2) величину прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного в субъекте РФ;
3) 50% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на уровне РФ;
4) конкретную денежную сумму, устанавливаемую в определенном порядке.
Тест № 14. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о:
1) дне явки гражданина;
2) времени появления;
3) времени регистрации;
4) времени заключения трудового договора.
Тест № 15. Расходы по провозу имущества безработного гражданина к месту работы в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения компенсируются в количестве:
1) не свыше 500 кг на семью;
2) до 1000 кг на семью и до 150 кг для членов семьи безработного;
3) до 500 кг на безработного и до 150 кг для членов семьи безработного;
4) до 500 кг на безработного.
Тест № 16. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
2) гражданину необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
3) необходимо переехать в другой населенный пункт.
Тест № 17. Сохраняет ли гражданин статус безработного при прохождении профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии:
1) Да;
2) нет.
Тест № 18. Максимальная удаленность мест подходящей работы от места жительства безработного определяется с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности:
1) органами местного самоуправления;
2) органами службы занятости;
3) объединением работодателей;
4) территориальным соглашением.
Тест № 19. Обладает ли гражданин, имеющий направление органов службы занятости, преимущественным правом поступления на работу по сравнению с гражданином, непосредственно обратившимся к работодателю по поводу приема на работу:
1) да;
2) нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|