|
Перспективы развития негосударственных форм социальной поддержки пожилых
Тукумцев Б.Г., доцент, к.ф.н., зав.лабораторией прикладных проблем сектора социальной геронтологии НИИ "МПП"
За последние 10-12 лет в Самарской области, равно как и во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально новая для отечественных условий государственная служба социальной поддержки и обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Однако все, кто связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только часть проблемы старшего поколения. Состоялся лишь первый этап в развитии программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня в зоне внимания государственной службы социальной защиты населения и имеет по закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех пенсионеров по возрасту.
Это совсем не означает, что остальная часть пожилых граждан успешно адаптировалась к новым для себя условиям и не имеют проблем, решение которых требует социальной поддержки. В действительности, этих проблем очень много, и по своему содержанию они нередко выходят далеко за рамки той деятельности, которую традиционно осуществляют в интересах одиноких пенсионеров центры социального обслуживания. Наряду с неизбежными трудностями, связанными у значительной части пожилых с низким материальным уровнем жизни, здесь все более обостряется ситуация, связанная с неудовлетворением разнообразных социальных потребностей.
- Многие пенсионеры оказались неспособны самостоятельно защитить свои имущественные и иные права и найти выход из возникающих вокруг них конфликтов.
- Постоянный стресс испытывает определенная группа пожилых из-за информационной изоляции и нарушения связи с референтными группами. Негативное влияние на социальное самочувствие оказывает смена ценностей в обществе, взаимонепонимание с ближайшим окружением.
- Возникают трудности, связанные с частичной утратой возможности к самообслуживанию, вынужденной пассивностью и невозможности сохранить свой статус.
- Все более болезненно воспринимается отсутствие условий для реализации своих способностей, знания, опыта для посильной деятельности, которая была бы кем-то востребована и давала удовлетворение и уверенность в себе. Это обусловлено, в частности, и тем, что с каждым годом средний уровень образования старшей возрастной группы неуклонно повышается. В ней увеличивается доля пожилых граждан со средним, средне-специальным и высшим образованием. Время неграмотных и малограмотных "стариков и старушек" неуклонно уходит в прошлое.
Действующие в городах и сельской местности центры социального обслуживания делают попытки перенести часть своей деятельности в пространство проблем неопекаемой по закону части пожилых. И в этой работе уже накоплен определенный опыт. Однако масштабы этой деятельности несоизмеримо малы с масштабами проблем.
Осознание того факта, что социальная поддержка пожилых не может ограничиваться вниманием лишь к небольшой группе одиноких людей, находит свое решение в новых научных концепциях, рекомендациях федеральных структур, политических программах различных партий и движений. Многочисленные семинары и конференции, проводимые Министерством труда и социальной защиты населения совместно с международными организациями, подчеркивают необходимость перехода к новому этапу в социальной работе с пожилыми. Главная особенность этого этапа заключается в том, чтобы все большая часть пенсионеров оказывалась в эпицентре общественного внимания, чтобы каждый пожилой человек мог рассчитывать на поддержку и не чувствовать себя оторванным от общества гражданином второго сорта.
Подобная социальная политика не является чем-то необычным для мировой цивилизации. Во второй половине ХХ века именно так ориентирована деятельность государственных, общественных и коммерческих социальных учреждений многих развитых стран мира.
Между тем, совершенно очевидно, что такой подход требует многократного увеличения расходов на нужды социальной защиты. Таких средств нет не только в российском бюджете. Ни одна страна в мире не может себе позволить такие расходы из государственной казны. Они слишком велики, учитывая, что численность старшей возрастной группы во всем мире, включая и Россию, неуклонно возрастает от года к году.
Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.
Обычно, перечисляя известные формы негосударственной поддержки пожилых, в первую очередь называют благотворительные фонды, общества милосердия, общественные организации типа "Армии Спасения" (в США), коммерческие организации, которые оказывают платные услуги по широкому ассортименту. К сожалению, развитие последних в России существенно ограничивается из-за общего низкого уровня материальной обеспеченности населения, не говоря уже о самих пенсионерах. И, тем не менее, попытки создания системы платных услуг предпринимаются. Главным образом, через те же центры социального обслуживания.
Но коммерциализация услуг по социальному обслуживанию старшей возрастной группы хотя и будет развиваться в ближайшие годы, в обозримом будущем навряд ли сыграет решающую роль в решении проблем пожилых.
Значительно большего внимания заслуживают те формы негосударственной поддержки граждан пенсионного возраста, которые ориентированы на благотворительность, на взаимоподдержку и самодеятельность самих пожилых. В поисках оптимального решения этой глобальной проблемы есть смысл не изобретать что-то новое или заимствовать что-то за рубежом, а присмотреться к тому, что уже есть в нашей действительности, что уже функционирует и иногда просто нуждается в элементарной поддержке для своего развития.
Достаточно эффективными показали себя формы организации взаимопомощи, которые создаются и самими гражданами пожилого возраста, и по инициативе центров социального обслуживания. Группы взаимопомощи действуют в пределах квартала, а, может быть, - большого дома. Постоянные контакты между членами такой группы позволяют своевременно прийти на помощь, поддержать хорошую инициативу, усилить обмен информацией.
Пожилые люди, живущие по соседству, и раньше старались всегда поддерживать друг друга. Теперь принимаются меры, чтобы расширить круг общения, сделать взаимоподдержку многофункциональной, придать ей высокий гражданский статус.
Примерно по такому же принципу действуют и многочисленные организации ветеранов войны и труда. Они стремятся изыскать средства для помощи особо нуждающимся, осуществляют патронаж по отношению к тем, кто оказался в ситуации постельного режима, создают условия для общения и проявления активности в общественной деятельности.
Но есть еще одна негосударственная форма поддержки пожилых людей, о которой обычно говорят значительно меньше, но значение и перспективы которой трудно переоценить. Речь идет о социальной поддержке своих ветеранов, людей, вышедших на пенсию по возрасту, негосударственными предприятиями, представляющими собой разнообразные ОАО, ЗАО, ТОО и иные частные организации. Каждое из этих предприятий, если оно не создано в последние годы на пустом месте, имеет в поле своего влияния и контактов группу пенсионеров, которые работали здесь и отсюда ушли на пенсию. Среди них немало ветеранов, проработавших на одном месте десятки лет. Эти люди по-прежнему являются членами профсоюзной организации, действующей на предприятии. По старой традиции, невзирая на экономические и организационные трудности, некоторая часть руководителей и собственников этих предприятий продолжает оказывать определенную поддержку своим бывшим работникам, опираясь в этой работе на помощь профсоюза и самодеятельность самих ветеранов.
К сожалению, в настоящее время далеко еще не все работодатели и управляющие предприятий оценили по достоинству эту деятельность и ее значение для решения проблем управления. Поэтому нередко можно встретить организации, где от своих ветеранов отгораживаются, ссылаясь на новые времена. Это не более, чем управленческая безграмотность. Они недооценивают той роли, которую способна сыграть забота о ветеранах в развитии социального сотрудничества с персоналом, в улучшении морально-психологического климата на предприятии.
Отдельного рассмотрения требует деятельность профсоюзных организаций области. Они располагают значительной материальной базой и средствами, часть которых могла бы быть обращена на поддержку работников, вышедших на пенсию. И хотя и в коллективных договорах можно встретить пункты о помощи ветеранам, и все эти ветераны являются значительной частью областной профсоюзной организации, какой-то единой стратегии по этому вопросу профсоюзные штабы области не имеют. Между тем, именно сейчас это очень важно и не может быть отложено "на потом".
Поэтому столь актуальны сегодня исследования, направленные, с одной стороны, на изучение структуры потребностей старшей возрастной группы, а с другой стороны, на анализ резервов и возможностей развития негосударственной поддержки пожилых. Представляется, что, только располагая соответствующей информацией, можно будет эффективно решать проблемы социальной поддержки пожилых в современных условиях.
Исследование, выполненное лабораторией социальной геронтологии Самарским НИИ "Международный Центр по проблемам пожилых" в 1999-2000 гг., ставило своей целью сделать первые шаги в этом направлении и проанализировать деятельность существующих ныне форм негосударственной поддержки пожилых на примере трех городских районов г.Самары. Краткие выводы этого исследования приводятся ниже.
1. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что материальные проблемы, хотя и играют важную роль в жизни старшего поколения, но не следует думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на первое место ставят проблемы социальные.
- одиночество, информационный вакуум;
- потеря смысла жизни (дальнейшей), особенно у мужчин;
- невозможность приложить где-то свои силы и знания;
- эйджизм и взаимонепонимание с окружением;
- ценностный кризис, неприятие происходящих изменений.
Государственные службы социальной защиты пытаются решать и эти проблемы, но они не имеют для этого достаточной материальной базы и условий.
2. В отличие от государственных служб, негосударственные формы поддержки пожилых имеют определенные преимущества:
- они имеют значительный резерв развития, расширения сферы своей деятельности и охвата своим вниманием других граждан. Они не требуют государственных затрат;
- они реально могут дать адресную помощь, т.к. находятся ближе к пожилым людям и лучше знают их нужды;
- вовлекая пожилых людей в свою деятельность на общественных началах, они уже только этим развитием активности позволяют легче адаптироваться пожилым людям к своему новому положению.
3. В процессе исследования анализировалась деятельность следующих форм негосударственной поддержки пожилых, действующих в базовых районах:
- общественные организации поддержки пожилых (Советы Ветеранов, "Дети - фронту", "Достоинство" и ряд других);
- благотворительные организации и фонды;
- общественные группы взаимопомощи;
- профсоюзы и их первичные организации;
- помощь негосударственных организаций и предприятий своим бывшим работникам, вышедшим на пенсию.
Примерные подсчеты показывают, что действующие негосударственные органы охватывают своим вниманием порядка 13% граждан старшей возрастной группы на обследованных территориях, т.е. примерно в 3 раза больше, чем государственная система защиты.
4. Особое внимание в исследовании было уделено деятельности негосударственных (частных и акционерных обществ) предприятий по поддержке своих работников, вышедших на пенсию. Описан реальный опыт таких предприятий, как "СаМеКо", "Россия", СМУ "Нефтехиммонтаж". Эти предприятия не только выделяют средства на поддержку ветеранов, но и оказывают им некоторые виды бытовой помощи, создают условия для общения, для получения необходимой информации, для профилактики здоровья. Такая социальная политика руководителей не только решает огромную по своей общественной значимости гуманитарную проблему. Забота о ветеранах самым положительным образом отражается на имидже предприятия, на социальном самочувствии и настроении ныне работающих людей, и позволяет улучшить морально-психологический климат.
К сожалению, подобная практика свойственна лишь 10% предприятий, расположенных в обследуемых районах. Хотя Советы ветеранов есть и на некоторых других предприятиях, но их деятельность не находит полноценного отклика у руководства.
5. Дальнейшее развитие всех обследованных форм не может быть только стихийным. Это слишком медленный процесс, и он не отвечает интересам общества.
Необходимо вмешательство в этот процесс органов государственного управления, политическая воля и соответствующая ориентация социальной политики территорий.
Речь не идет об административном воздействии на организации. Государственные и муниципальные органы власти могли бы оказать существенное влияние на процесс развития негосударственных форм поддержки, делая имеющийся опыт всеобщим достоянием, поощряя и поддерживая тех людей, руководителей предприятий, где уже что-либо делается в этом направлении. Сам факт наличия таких предприятий является мощным потенциалом социального развития области и не может быть упущен при формировании ее социальной политики.
6. Необходимо учитывать, что для того, чтобы переломить ситуацию и улучшить социальную атмосферу в среде пожилых граждан, следует увеличить влияние и охват различными формами негосударственной поддержки хотя бы в 3 раза. Это будет примерно соответствовать той доле пожилых граждан, которые в настоящее время особенно болезненно переживают стресс адаптации к новым для себя условиям жизни.
Разумеется, конкретные формы и средства решения этой важной социально-политической и экономической задачи требуют дальнейших исследований, описания накопленного опыта и оценки отношения пожилых граждан к предлагаемым новациям.
Август 2000 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|