Сделай Сам Свою Работу на 5

Унификация налоговых систем





 

Глобализация современной экономики, расширение международных хозяйственных связей, участие в многосторонних операциях все большего числа стран приводят к необходимости постоянного внесения изменений в налоговые системы государств.

Различия налоговых систем государств влияют на внешнюю конкурентоспособность любой страны, в том числе и России. Если исключить объективные факторы (например, географический), то показатель внешней конкурентоспособности страны определяется способностью ее хозяйственного комплекса производить поступающие в международный оборот товары и услуги (при условии соответствующего их качества и соответствия общепринятым стандартам) с меньшими издержками, чем другие страны.

На стоимость всех факторов производства оказывает влияние и налоговая политика — при этом тем большее, чем больше величина налогового бремени в стране. Изменяя свою налоговую политику и размеры налоговых ставок, страны конкурируют между собой в борьбе за место производимых ими товаров (работ, услуг) на мировом рынке. Очевидно, что при прочих равных условиях страна с меньшим налоговым бременем получает преимущество, поскольку ее товаропроизводители могут поставлять свою продукцию на мировой рынок по более низким ценам, чем конкуренты.



По многим видам товаров и услуг конкуренция на мировых рынках настолько усилилась, что простого понижения налоговых ставок уже недостаточно, и страны-экспортеры начинают применять практику так называемого негативного налогообложения (в форме выплаты целевых экспортных субсидий) и прямого поощрения экспорта капитала, способствующего закреплению своих производителей на важнейших мировых товарных рынках.

Положение России в этом смысле в высшей степени невыгодное — низкое качество товаров и высокие налоговые ставки. Проблема осложняется также возникающим при совершении международных сделок двойным налогообложением. Экономическая нецелесообразность двойного налогообложения в современных условиях совершенно очевидна:

оно препятствует движению капиталов из одной страны в другую, что не соответствует общим тенденциям глобализации международных экономических отношений. В результате капиталы вливаются в те страны, где при прочих равных условиях условия налогообложения оптимальны.



Главной задачей унификации налоговых систем является координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия, а в идеале — создание идентичных налоговых систем.

Целью унификации налоговых систем в свете глобализации мировой экономики является создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления преимуществ каким-либо отдельным участникам международного хозяйственного оборота, со всеми характеристиками, присущими развитым рыночным системам, включая справедливое распределение фискального бремени между государствами и налогоплательщиками разных стран.

Основными направлениями унификации являются: унификация налоговых систем в отношении косвенных налогов; унификация в отношении прямых налогов, а также универсальная унификация налоговых систем (схема VI-13).

Как видно из таблицы, налоговая юрисдикция государств ограничивается по шедулярной системе, которая предполагает выделение определенных частей одного и того же объекта налогообложения и установление разных правил их налогообложения.

Одно из самых важных правил соглашений состоит в том, что перечень объектов налогообложения, которые могут облагаться государством нерезидентства налогоплательщика, является исчерпывающим. Это правило обычно содержится в статье «Другие доходы», которая устанавливает, что доходы резидента, не упомянутые в иных статьях соглашения, подлежат налогообложению только в государстве его резидентства.



Одной из наиболее важных шедул для компаний-нерезидентов является прибыль от коммерческой (предпринимательской) деятельности. Международные соглашения устанавливают принципиальное правило, что прибыль компании от коммерческой деятельности в государстве нерезидентства может подлежать в нем налогообложению только в случае, если эта деятельность осуществляется через постоянное представительство компании в этом государстве.

По национальному законодательству Российской Федерации прибыль иностранных юридических лиц от коммерческой деятельности квалифицируется как активные доходы и облагается независимо от получения через постоянное представительство или не через него (в этом случае может лишь различаться порядок уплаты налога: по декларации или у источника выплаты).

Таким образом, указанное правило налоговых соглашений фактически вводит определенный формальный признак определения территориальной характеристики активных доходов компаний-нерезидентов. Этот формальный признак — наличие или отсутствие постоянного представительства (если компания получает активные доходы через постоянное представительство в государстве, то объект налогообложения возникает на территории этого государства).

Международные соглашения, как правило, устанавливают более узкое понятие постоянного представительства по сравнению с национальным законодательством путем специальных оговорок. В оговорках определяются конкретные виды деятельности, которые не приводят к образованию постоянного представительства: строительство объекта в течение определенного времени (от 6 до 36 месяцев); содержание постоянного места исключительно в целях рекламы, хранения товаров и др.;

прочая деятельность, носящая подготовительный и вспомогательный характер.

Отдельного внимания заслуживают шедулы, связанные с международными перевозками (сообщением). В целях налогового права международная перевозка — это любая перевозка исключительно между пунктами, расположенными на территории разных государств. С точки зрения национального законодательства деятельность нерезидента по международной перевозке, как правило, квалифицируется как деятельность через постоянное представительство. Международные же соглашения устанавливают специальное регулирование. Причем необходимо иметь в виду, что налогообложение данного вида деятельности регулируется тремя видами международных соглашений:

• общими соглашениями об избежании двойного налогообложения;

• общими соглашениями в области того или иного вида международных перевозок (например, Соглашение СССР и Франции от 20 апреля 1973 г. о международном автомобильном сообщении[218]);

• специальными соглашениями по устранению двойного налогообложения международных перевозок определенным видом транспорта (например, Соглашение СССР с Ирландией от 17 декабря 1986 г. об устранении двойного налогообложения авиатранспортных предприятий и их служащих[219]).

Как правило, объекты налогообложения, возникающие в связи с международными перевозками (прибыль транспортных предприятий, доходы их работников, прибыль при отчуждении транспортных средств, транспортные средства как имущество) подлежат налогообложению в государстве резидентства транспортного предприятия. Однако некоторые соглашения устанавливают в качестве облагающего не государство резидентства транспортного предприятия, а государство, в котором оно является национальным лицом[220], или государство, в котором расположен его фактический руководящий орган[221]. Некоторые общие транспортные соглашения направлены не только на устранение многократности налогообложения, но и на освобождение иностранных транспортных предприятий от ряда территориальных налогов. Например, Соглашение СССР с Бельгией от 29 ноября 1973 г. о международном автомобильном сообщении (ст. 15) устанавливает, что транспортные предприятия одного договаривающегося государства, выполняющие перевозки на территории другого государства (т.е. национальные лица), освобождаются от налогов и сборов, связанных с выдачей разрешений, с использованием дорог, владением или использованием автотранспортных средств, а также от налогов и сборов на доходы, получаемые от перевозок. Таким образом, бельгийские компании, осуществляющие в России международные автомобильные перевозки, вправе претендовать на неуплату налогов[222], служащих источниками образования дорожных фондов (налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств).

Институт методов устранения многократного налогообложения в международных соглашениях содержит примерно те же нормы, что и национальное законодательство государств.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.