Сделай Сам Свою Работу на 5

Прямые и косвенные налоги





ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 1. Понятие и роль налогов

Глава 2. Виды налогов

Глава 3. Принципы налогообложения

Глава 4. Элементы юридического состава налога

РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Глава 5. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений

Глава 6. Объекты налоговых правоотношений

Глава 7. Участники налоговых правоотношений

РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Глава 8. Налоговое законодательство

Глава 9. Дополнительные источники налогового права

РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 10. Определение и общие характеристики системы налогов

Глава 11. Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации

РАЗДЕЛ V. НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Глава 12. Правовые основы налогового федерализма

Глава 13. Конституционные основы системы налогов в Российской Федерации

Глава 14. Конституционный принцип единства налоговой политики

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ



Глава 15. Понятие международного налогового права

Глава 16. Правовое регулирование налоговых отношений с иностранным элементом

Глава 17. Международное многократное налогообложение

РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Глава 18. Основания, виды и принципы ответственности за нарушения налогового законодательства

Глава 19. Уголовная ответственность за налоговые преступления

РАЗДЕЛ VIII. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Глава 20. Налоговые органы

Глава 21. Полномочия Минфина России в налоговой сфере

Глава 22. Таможенные органы как участники налоговых правоотношений

Глава 23. Социальные внебюджетные фонды

Глава 24. Налоговая полиция

РАЗДЕЛ IX. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Глава 25. Способы защиты прав налогоплательщиков

РАЗДЕЛ X. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава 26. Правовые основы налогового планирования

Ответы к контрольным тестам

Предисловие



 

За пять лет, прошедших с момента выхода учебно-методического пособия «Основы налогового права»[1], в налоговом законодательстве и праве произошли значительные изменения. Принята и действует часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, приняты важные постановления Конституционным Судом Российской Федерации, возросла роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рассмотрении налоговых споров. Проблемы налогообложения, достаточно экзотические для России прежних лет, сейчас воспринимаются как будничные.

Положения, изложенные в учебном пособии, прошли проверку временем. Определение налога, понятие элементов юридического состава налога, ряд выводов о налоговом законодательстве, об ответственности за его нарушения использованы при подготовке проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Некоторые теоретические положения, изложенные на страницах пособия, отразились в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и повлияли на практику налогообложения. Пособие широко использовалось вузами и стало библиографической редкостью.

Пришло время осмыслить произошедшие перемены и подготовить новое издание.

Учебное пособие значительно переработано и обновлено. В него включены новые главы и разделы, уточнены определения, выводы, классификации. При этом авторы постарались сохранить то, что сделало пособие популярным: выверенность позиций, практическую и научную актуальность, простоту и доступность изложения.

Учебное пособие снабжено схемами, контрольными тестами, списками рекомендуемой литературы и другими методическими материалами, которые облегчат изучение курса.



Благодарим читателя, открывшего эту книгу. Надеемся, что время на ее прочтение вы потратите с пользой. Будем признательны за отклики.

 

С глубоким уважением,

Сергей Пепеляев, директор департамента налогов и права фирмы «ФБК», канд. юрид. Наук.

 

 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

 

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ

Социально-экономические предпосылки реформы налогового права

 

В период существования социалистической экономики многие всерьез считали, что налоги с населения и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях высказывалось мнение о необходимости ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов предприятий, объединений, организаций.

В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы рабочих и служащих[2]. Тогда эта идея была достаточно реальной, так как однотипность экономических условий и жесткая регламентация уровня заработной платы позволяли заранее определять сумму налога и предусматривать его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы.

Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с предприятий и населения, но также и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

Налоги заменили прежнюю систему планового распределения прибыли социалистических предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормативами. При многообразии форм собственности такая система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции.

Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в частном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов, в принципе, исключена. Только посредством налогов население участвует в формировании доходов государственного бюджета.

Бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (схема 1-1). Бюджетный кодекс Российской Федерации[3] к налоговым доходам относит, помимо налогов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41).

Неналоговые доходы — это в основном платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ч. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Налоги — основной источник доходов государственного бюджета (схемы 1-2,1-3). В соответствии с Законом РФ от 31 декабря 1999 г. «О федеральном бюджете на 2000 год»[4] за счет налогов формируется 90,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (3,1%), от внешнеэкономической деятельности (4,3%), прочие неналоговые доходы.

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США — свыше 90%, в ФРГ — около 80%, в Японии — 75%.[5]

 

ВИДЫ НАЛОГОВ

Прямые и косвенные налоги

Возможны различные виды налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнение (схема 1-6).

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Это — примеры косвенных налогов (схема 1-7).

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (геа1 (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

 

Схема 1-6

Прямые Косвенные

Личные Реальные

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.