Понятие, структура и виды финансово-правовых норм (ФПН). Материальные и процессуальные ФПН
Финансово-правовая норма — это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отноше- ний, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.
В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида:
• обязывающие (требуют совершения конкретных действий от участников финансовых отношений, имеющих определенные права и обязанности);
• запрещающие (налагают запрет на определенное действие в фи- нансовой сфере);
• уполномочивающие (предоставляют права участникам финансо- вых отношений при совершении ими определенных действий). В законодательстве приоритет отдается обязывающим нормам фи- нансового права.
В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подраз- деляются:
• на материальные (закрепляют виды и размеры денежных обяза- тельств налогоплательщиков перед государством, определяют на- правления расходования бюджетных средств и их объемы и т. д.);
• процессуальные (определяют порядок деятельности субъектов фи- нансовых правоотношений, например, по прохождению бюджета).
По времени охвата финансово-правовые нормы бывают: • общие — устанавливаются на неопределенный срок (прекращают действовать в силу отмены или изменения); • временные — имеют конкретный срок действия.
Особенности содержания ФПН в сравнении с нормами других отраслей права
Финансово-правовые отношения: понятие, особенности и виды.
Финансовые правоотношения — это общественные отношения, воз- никающие при создании, распределении и использовании фондов денеж- ных средств, урегулированные нормами финансового права; участники таких общественных отношений связаны взаимными юридическими пра- вами и обязанностями.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
§ они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
§ один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
§ они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Финансовые правоотношения можно классифицировать:
1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
§ бюджетные правоотношения;
§ налоговые правоотношения;
§ неналоговые правоотношения;
§ финансовые правоотношения в области государственного кредита;
§ финансовые правоотношения в области страхования;
§ правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
§ финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
§ финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
§ валютные правоотношения;
2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
§ органами государственной власти;
§ органами государственной власти и управления общей компетенции;
§ вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
§ предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
§ финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
§ финансовыми органами и гражданами;
§ самими финансово-кредитными органами.
Субъектами финансовых правоотношений выступают органы госу- дарственной власти и государственного управления, хозяйствующие субъекты и граждане. В некоторых случаях субъектом финансового права могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (при выпуске облигаций государственных имуниципальных займов, при использовании банков- ского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств и в неко- торых других случаях).
Юридические факты как основания возникновения финансовых правоотношений.
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты. Например, в налоговой сфере возникновение финансово-правовых отношений возможно на основе индивидуального нормативного акта — извещения налогового органа о необходимости уплатить тот или иной налог. Изменение этих отношений происходит в связи с получением определенной льготы по данному налогу, прекращение финансовых правоотношений наступает при уплате налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.
Следует иметь в виду, что общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правовых отношений. В случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.
Коллективные и публичные участники финансово-правовых отношений.
Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:
§ государство и его территориальные подразделения;
§ коллективные субъекты;
§ индивидуальные субъекты.
Коллективные субъекты
Вторую группу субъектов финансового права образуютколлективные субъекты - государственные, муниципальные и общественные организации. К их числу относятся:
§ государственные органы представительной и исполнительной власти;
§ органы местного самоуправления;
§ предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяют коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, службы, агентства и т. д., а также система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляюторганы местного самоуправления,осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.
Индивидуальные субъекты
Третья группа субъектов финансового права -индивидуальные субъекты, или физические лица. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права Российской Федерации могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства. Среди физических лиц — субъектов финансового права особым статусом наделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Еще одна важная сторона правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, основанное на положениях Конституции РФ (ст. 32).
9. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления: понятие, содержание, основные принципы.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|