Сделай Сам Свою Работу на 5

Единство финансовой системы РФ





Понятие, источники и система финансового права. История развития финансового права как науки.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регули- рующих общественные отношения, возникающие в процессе финан- совой деятельности государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Эти отношения и являются предметом финансового права. Метод финансового права — это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, нало- говых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями. Финансово правовые нормы подразделяются на три вида:обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Требования норм однозначно опреде- ляют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений,их содержание не может быть изменено по соглашению участников.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны,

они содержатся в разнообразных нормативных правовых актах или источниках финансового права. К ним относятся акты представительныхи исполнительных органов государственной власти и местного самоуправленияразных уровней. Источниками финансового права являются:



Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК)), законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов государственного управления, ведомственные

положения, приказы, инструкции и др.

Система финансового права состоит из общей и особенной частей. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и ме- тоды финансовой деятельности государства. В ней определяется право- вое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пре- делах компетенции финансовую деятельность. Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулиро- вания, то есть регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.



Субъектами финансовых правоотношений являются органы госу- дарственной власти и управления, хозяйствующие субъекты и гражда- не. В этом качестве могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования

 

2. Финансы как сфера общественных отношений: понятие и содержание как правовой категории

 

Финансовые правоотношенияэто общественные отношения, возникающие при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, урегулированные нормами финансового права; участники таких общественных отношений связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Применительно к институтам финансового права можно выделить бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования и банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти. Они возникают по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличитель-



ные черты, рассматриваемые в единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

 

Финансовая система РФ, ее состав, структура и роль в обеспечении финансовой деятельности.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

§ бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

§ внебюджетные целевые фонды;

§ финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

§ имущественное и личное страхование;

§ кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

В финансовую систему государства входят две подсистемы: • совокупность финансовых институтов, каждый из которых пред- ставляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств; • совокупность государственных органов и учреждений, осущест- вляющих непосредственную финансовую работу.

В финансовую систему в качестве одной из подсистем входит совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, которая объединяет специальные органы государственного управления и хозяйственные звенья.

Министерство финансов Российской Федерацииявляется органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федераль-

ного значения, автономных областях и округах.

Казначейство Россииобразует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Это орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслужива-нию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ФНС и ее территориальные органынаделяются широкими полномочиями в финансовой сфере, поскольку их первостепенная задача — формирование доходной части государственного бюджета. Служба находится в ведении Министерства финансов России.

ФТС и ее структурные подразделенияявляются правоохранительными органами и представляют собой единую систему. Эта служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Банк Россиивозглавляет и контролирует систему кредитных учреждений. Является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия.

На законодательном уровне для финансирования отдельных направлений деятельности государства предусмотрена возможность создания специальных фондов денежных средств при условии их строго целевого использования. В первую очередь к ним относятся государственные внебюджетные фонды, созданные с целью реализации прав трудящихся, гарантированных им Конституцией Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды действуют как самостоятельные юридические лица:

• ПФР — это социальное обеспечение по возрасту;

• ФСС — обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях;

• ФОМС — бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья.

Финансовая система может быть представлена как совокупность трех основных звеньев.

1. Государственные финансы, которые объединяют:федеральныйбюд- жет, бюджет субъектов Российской Федерации, бюджеты государ- ственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Центрального банка Российской Федерации(БанкаРоссии), денеж- ные средства государственных унитарных предприятий и государ- ственных учреждений.

2. Местные финансы охватываютместные бюджеты,муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных бан- ков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.

3. Частные финансы — это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственно- сти, и денежные средства физических лиц.

Еще одна классификация финансовой системы основана на учете роли субъекта в общественномпроизводстве. В этомслучае финансовая система рассматривается как совокупность:

• финансов предприятий, учреждений и организаций;

• страхования;

• государственных финансов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.