|
Исследование влияние родителей на профориентацию старшеклассников.
В данной главе будет представлено социологическое исследование по поводу имиджа университета «Дубна» в представлении учащихся старших классов школ г. Дубна
Интерпритация и операционализация основных понятий
Основное понятие: «Имидж университета»[4] – это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей образовательных товаров и услуг об учебной организации.
Частные понятия:
«Абитуриент»[5] — лицо, заканчивающее среднее образовательное учреждение и поступающее в средне специальное или высшее учебное заведение.
«ВУЗ»[6] — учебное заведение, дающее высшее образование, и осуществляющее научную деятельность.
«Престиж университета»[7] — известность университета, основанная на высокой оценке и уважении в обществе.
«Специальность»[8] — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Операционализация
Рис.1
Метод сбора информации.
Для этого социологического исследования был выбран опросный метод сбора первичной информации. В качестве инструмента сбора информации выступала социологическая анкета.
Были опрошены ученики 9,10 и 11 классов школ г. Дубна.
В процессе сбора информации на вопросы анкеты ответило 386 респондентов. Анкета представлена в Приложении 1.
Анализ полученных данных
Демографические данные.Всего в опросе участвовало 386 человек, из них 47,4% мужчин и 50,5% женщин, по возрастным группам процент опрошенных представлен в таблице №1 Таблица №1
Ваш пол
|
| Частота
| Процент
| |
| женский
|
| 50,5
| | мужской
|
| 47,4
| | Итого
|
| 97,9
| | Пропущенные
|
|
| 2,1
| | Итого
|
| 100,0
| |
Рис.2
Проверка гипотез
Гипотеза №1. Предполагается, что есть разница, в выборе приоритетного ВУЗа между девушками и юношами школ г. Дубна.
Таблица №2
Таблица сопряженности
|
| Ваш пол
| Итого
| женский
| мужской
| Учебное заведение, в которое вы решили поступить в первую очередь
| Университет "Дубна"
|
|
|
| МГУ
|
|
|
| МФТИ
|
|
|
| Высшая школа экономики
|
|
|
| МВД
|
|
|
| МЭСИ
|
|
|
| ТГМА
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
Таблица №3
Ранги
|
| Ваш пол
| N
| Средний ранг
| Учебное заведение, в которое вы решили поступить в первую очередь
| женский
|
| 127,18
| мужской
|
| 101,10
| Всего
|
|
|
Таблица №4
Статистики критерияa
|
| Учебное заведение. в которое вы решили поступить в первую очередь
| Хи-квадрат
| 8,829
| ст.св.
|
| Асимпт. знч.
| ,003
| Критерий Краскела-Уоллеса
| Средний ранг для девушек равен 127, а для юношей — 101. Поскольку величина уровня значимости меньше 0,05 (0,003˂0,05), то мы можем утверждать, что между девушками и юношами есть разница в предпочтении выбора ВУЗа. Таким образом гипотеза №1 подтвердилась.
Общая таблица выбора старшеклассниками ВУЗов
Таблица №5
| Ответы
| Процент наблюдений
| N
| Процент
| выбор вуза
| Университет "Дубна"
|
| 25,8%
| 52,1%
| МГУ
|
| 9,3%
| 18,8%
| Высшая школа экономики
|
| 4,2%
| 8,5%
| МФТИ
|
| 3,6%
| 7,3%
| МВД
|
| 3,4%
| 6,8%
| СПбГУ
|
| 3,2%
| 6,4%
| МЭСИ
|
| 3,2%
| 6,4%
| Плеханова
|
| 3,0%
| 6,0%
| ТГМА
|
| 2,7%
| 5,6%
| РГГУ
|
| 2,5%
| 5,1%
| ПИРОГОВА
|
| 2,3%
| 4,7%
| Всего
|
| 100%
| 202,1%
| Как показано в таблице выше, большая часть учащихся (2/3) старших классов хотят поступить в Университет «Дубна». Следующие показатели, это высшие учреждения московской области.
Гипотеза №2
Разберёмся в причинах поступления в университет «Дубна». Для большинства респондентов наш университет расположен близко к дому, также есть специальность, по которой они хотят получить ту или иную профессию. К сожалению много ответов связано с тем, что университет «Дубна» является всего лишь запасным вариантом. Гипотеза №2 не подтвердилась.
Таблица №6
Почему Вы хотите поступить в университет «Дубна»
|
| Ответы
|
| N
| Процент
|
| Находится недалеко от дома
|
| 23,5%
| 58,1%
| Дается необходимая специальность
|
| 17,3%
| 42,6%
| это запасной вариант
|
| 16,4%
| 40,4%
| Дает качественное образование
|
| 11,3%
| 27,9%
| Есть перспективы найти хорошую работу
|
| 7,7%
| 19,1%
| В него легко поступить
|
| 6,8%
| 16,9%
| Советуют знакомые
|
| 6,0%
| 14,7%
| В нем учится много моих друзей, знакомых
|
| 4,8%
| 11,8%
| Желание родителей
|
| 2,7%
| 6,6%
| Престижный вуз
|
| 2,4%
| 5,9%
| Всего
|
| 100%
| 244%
|
Гипотеза №3 не подтверждается.
Причины выбора старшеклассниками ВУЗа зависят от выбора профессии. Поскольку уровень значимости р=0,07 (˃0,05), то можно утверждать, что выбор профессии не зависит от выбора учащихся старших классов университета.
Таблица №7
Корреляции
|
| Учебное заведение в которое вы решили поступить в первую очередь
| Какую профессю в будущем вы планируете получить?
| Учебное заведение в которое вы решили поступить в первую очередь
| Корреляция Пирсона
|
| ,130
| Знч.(2-сторон)
|
| ,070
| Какую профессю в будущем вы планируете получить?
| Корреляция Пирсона
| ,130
|
| Знч.(2-сторон)
| ,070
|
| Какие же профессии хотят получить старшеклассники?
В таблице №8 видно, что молодые люди выбираю преимущественно такие профессии как программист, инженер, а девушки экономисты, доктора, лингвисты и учителя. Можно также сказать, что девушки в большей степени определились с выбором профессии, чем юноши.
Что касается специальностей, то в нашем университете нет таких специальностей как следователь, военный, летчик и дизайнер. Эти профессии не часто встречаются в ответах, но есть респонденты, которые стремятся получить эти профессии, которых не имеет университет «Дубна». Поэтому часть абитуриентов наш университет теряет из-за этой проблемы.
Таблица №8
Какую профессию в будущем вы планируете получить?
|
| Ваш пол
| Итого
| женский
| мужской
| Какую профессию в будущем вы планируете получить?
| Программист
|
|
|
|
| экономист
|
|
|
|
| доктор
|
|
|
|
| Юрист
|
|
|
|
| менеджер
|
|
|
|
| инженер
|
|
|
|
| переводчик
|
|
|
|
| учитель
|
|
|
|
| социолог
|
|
|
|
| психолог
|
|
|
|
| следователь
|
|
|
|
| военный
|
|
|
|
| архитектор
|
|
|
|
| журналист
|
|
|
|
| дизайнер
|
|
|
|
| реклама и PR
|
|
|
|
| Летчик
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| | | | | | | |
Гипотеза №4
Каковы причины, почему старшеклассники не желают поступать в университет «Дубна»? Данные представленные в следующей таблице №9, наглядно показывают, что для большинства респондентов в университете «Дубна» нет необходимой специальности. Но также они считаю, что университет не настолько престижен, чем университеты Москвы.
Мы можем сказать, что наш университет по престижу уступает только МГУ и Высшей школе экономики. Ответ старшеклассников, что он не хочет жить в Дубне, говорит о том, что он отдаст предпочтение московским университетам, нежели университету «Дубна». Гипотеза №4 подтверждается.
Таблица №9
| Ответы
| Процент наблюдений
| N
| Процент
| Почему не
выбрали университет "Дубна"
| Не дается необходимая специальность
|
| 25,4%
| 49,2%
| Менее престижен, чем московские вузы
|
| 17,6%
| 34,1%
| Не хочу жить в Дубне
|
| 16,0%
| 31,1%
| Не дает качественное образование
|
| 12,9%
| 25,0%
| нет перспектив, найти хорошую работу
|
| 12,5%
| 24,2%
| Не советуют знакомые
|
| 6,2%
| 12,1%
| Не нравятся студенты университета «Дубна»
|
| 3,5%
| 6,8%
| Нежелание родителей
|
| 3,1%
| 6,1%
| Нет военной кафедры
|
| 2,0%
| 3,8%
| Сложно поступить
|
| 0,8%
| 1,5%
| Всего
|
| 100,0%
| 193,9%
|
Гипотеза №5 подтверждается. Родители, дети которых выбрали университет «Дубна» для дальнейшего обучения, согласны с их выбором. На рисунке 3 показано, что 89% родителей согласны с выбором своих детей, которые хотят поступить в университет «Дубна».
Рис.3
Гипотеза№6 подтверждается. Рассмотрим отношение учителей, друзей и родителей к университету «Дубна» по мнению старшеклассников. На рисунке 4 показано отношение родителей. Отношение родителей к университету «Дубна» по мнению старшеклассников, является положительным. Причиной этого можно назвать месторасположение университета ( близко к дому). На рисунке 5 показано отношение друзей к университету «Дубна», как видно отношение положительное. На рисунке5 представлено положительное отношение учителей к университету «Дубна».
Отношение родителей
Рис.4
Отношение друзей
Рис.5
Отношение учителей
Рис.6
Гипотеза №7 о том, что большая часть респондентов получает информацию об университете «Дубна» от учителей, не подтвердилась.Большинство учащихся старших классов получают информацию от друзей и знакомых, на втором месте от студентов университета «Дубна». Так как интернет, газеты и брошюры это единственные источники, через которые университет, рассказывает своим абитуриентам о своих специальностях, новостях, происходящих в стенах университета, то по мнению старшеклассников к этим источникам они обращаются на много реже, чем к примеру к учителям.
Таблица №10
| N
| %
| От друзей, знакомых
|
| 24 %
| От студентов
|
| 19,5 %
| От учителей
|
| 12,9 %
| От родителей
|
| 12,7 %
| Интернет
|
| 10,3 %
| Преподаватели, сотрудники университета
|
| 7,5 %
| Из газет
|
| 4,6 %
| Подготовительные курсы
|
| 4,4 %
| Брошюры, специальная литература
|
| 4,2 %
| Всего
|
|
| Значимыми для имиджа университета являются его свойства – это престиж и качественное образование, которое предлагает университет. Как же оценили старшеклассники эти параметры?
Гипотеза №8. Мнение девушек по поводу престижа университета «Дубна» значимо не различаются от мнений юношей. Средний ранг для девушек и юношей примерно равны. Поскольку величина уровня значимости (таблица №12) больше 0,05 (0,05 ˂1), то мы можем утверждать, что между девушками и юношами нет значительной разница во мнении, что университет «Дубна» престижен. Таким образом, гипотеза №8 подтверждается.
Таблица №11
| Ваш пол
| N
| Средний ранг
| Считаете ли вы универ. престижным? Да
| женский
|
|
| мужской
|
|
| Всего
|
|
|
Таблица №12
Статистики критерияa
| |
| Считаете ли вы универ. престижным? да
| Статистика U Манна-Уитни
| 45,000
| Статистика W Уилкоксона
| 100,000
| Z
| ,000
| Асимпт. знч. (двухсторонняя)
| 1,000
| | | |
Гипотеза №9. Большая часть старшеклассников считают, что университет «Дубна» даёт качественное образование своим студентам
Как показано в таблице №13,гипотеза №9 не подтвердилась. Большая часть учащихся старших классов также затрудняется с ответом, в основном проблема в том, что они не учились в этом университете и не могут оценить качество образование предоставляемое этим университетом.
Таблица №13
|
|
| итого
| женский
| мужской
| Считаете ли вы что университет "Дубна" предоставляет качественно образование?
| Да
|
|
|
|
| Да, приезжают преподаватели из МГУ
|
|
|
|
| квалифицированные преподаватели
|
|
|
|
| есть перспективы трудоустройства после университета
|
|
|
|
| Нет
Затрудняюсь ответить
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | |
Гипотеза №10 подтвердилась. Большая часть старшеклассников считает, что в университет «Дубна» легко поступить (41%), и также называют причину этого – низкий проходной балл, но как показано на риунке 8, большая доля респондентов затрудняются ответить. По мнению респондентов легко поступить тем, кто уверен в своих силах.
Рис.7
Рис.8
Открытым был вопрос – что бы хотели старшеклассники изменить в университете «Дубна». Было предложено много разнообразных ответов. В таблице №14 они представлены.
Чего же хотят респонденты? Во-первых, увеличить количество факультетов и специальностей, во вторых повысить качество обучения, количество бюджетных мест и проходной балл при зачислении в университет. А также упоминают, что рекламы об университете «Дубна» мало и не хватает. Гипотеза №11 подтвердилась.
Таблица №14
Что по Вашему стоит изменить в университете "Дубна"?
|
|
| Ваш пол
| Итого
| женский
| мужской
|
Что по Вашему
стоит изменить в университете
«Дубна»?
| расширение круга специальностей
|
|
|
| увеличить кол-во факультетов
|
|
|
| качество обучения
|
|
|
| повысить кол-во бюджетных мест
|
|
|
| название
|
|
|
| больше рекламы и информации
|
|
|
| увеличить стипендию
|
|
|
| повысить проходной балл
|
|
|
| преподавательский состав
|
|
|
| местоположение(не в Дубне)
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
Гипотеза №12 не подтверждается, так как почти половина опрошенных сказали, что в их школах проводятся тестирование по поводу выбора будущей профессии(46,6). К сожалению, во многих школах не обращено внимание на профориентационые и рекламные моменты.(26,9) И всё же, по мнению старшеклассников, не большой процент уделен со стороны школы экскурсиям в учебные организации, встречи с их руководителями, а также консультации с ними. |
Таблица №15
| Частота
| Процент
|
| тесты психологов по теме будущей профессии
|
| 46,6
| Экскурсии на предприятиях и в учебных заведениях
|
| 8,8
| встречи с руководителями учебных заведений
|
| 2,6
| консультация педагогов о профессиях и учебных заведениях
|
| 8,8
| не проводятся
|
| 26,9
| Итого
|
| 93,8
| Пропущенные
|
|
| 6,0
| Итого
|
| 100,0
| |