Положительные и негативные стороны аттестации
Основные психологические правила аттестации (оценки):
1) Обязательное сообщение результатов работнику.
2) Оценку нельзя соединять с критикой.
3) Нельзя говорить сотруднику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
4) В обязательном порядке нужно объяснить сотрудникам, что аттестация кадров — это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим сотрудникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.
По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.
(http://psyfactor.org/personal/personal1-24.htm)
Положительные стороны проведения аттестации:
На сегодняшний день, подавляющее большинство работодателей не проводит аттестацию работников, находя для себя эту процедуру трудозатратной и сложной, а многие из тех, кто осуществляет данные мероприятия, зачастую ограничивается лишь формальным сбором бумажек и подписей, что в итоге не приносит должных результатов.
При этом грамотное проведение аттестации работников не только приносит пользу и дает реальную отдачу, но и имеет большое значение для обеих сторон трудовых отношений:
- для работодателя это возможность оптимизировать использование трудовых ресурсов, оценить уровень квалификации не только коллектива в целом, но и каждого из работников индивидуально, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников и повышению их квалификации, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов и расторгнуть трудовые договоры с работниками, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой ими должности;
- для работника это возможность доказать работодателю, что он является грамотным специалистом, обладающим достаточной квалификацией и высоким уровнем профессионализма, а также зарекомендовать себя в этом качестве и получить повышение.
В современных условиях аттестация также может помочь работодателю в определении системы оплаты труда работников, ведь очевидно, что присвоение разряда или категории по итогам аттестации носит более объективный характер, нежели осуществление этих действий по ходатайству непосредственного руководителя либо руководителем организации единолично.
(http://www.tkgr.ru/attestaciya-rabotnikov.html)
Негативные стороны аттестации (оценки) персонала — частые (ежегодные или чаще) аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что «оценки» не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками и регулярно вспыхивают межличностные конфликты.
(http://psyfactor.org/personal/personal1-24.htm)
Подведение итогов проведения аттестации
Результаты аттестации
После проведения аттестации работников организации издается приказ (распоряжение или иной акт), которым утверждаются разработанные мероприятия, изменения в расстановке кадров и должностных окладах, поощряются положительно аттестованные работники. Результаты аттестации обсуждаются на производственных собраниях и совещаниях совместно с общественными организациями. При этом анализируются итоги аттестации, соблюдение порядка и условий ее проведения, утверждаются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Решения, принимаемые по результатам аттестации:
Сотрудник не соответствует занимаемой должности. Сотрудник может быть переведен на другую должность (с понижением) или уволен в соответствии с трудовым законодательством. В случае несогласия работника на понижение в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность руководитель вправе принять решение об увольнении работника. Трудовые споры по поводу реализации решений аттестационной комиссии и руководства, связанные с увольнением или переводом работников, признанных не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.
Сотрудник соответствует занимаемой должности. Сотрудник соответствует занимаемой должности, но есть некоторые замечания к качеству выполнения должностных обязанностей, уровню компетенции и т.д. В связи с этим может назначаться повторная (контрольная) аттестация. Сотрудник полностью соответствует занимаемой должности. На основании этого может решаться вопрос о повышении категории в рамках одной должности. Сотрудник полностью соответствует занимаемой должности, но по своим знаниям, навыкам, личным качествам способен занимать более высокую должность. На основании этого принимается решение о повышении категории в рамках должности, о повышении сотрудника в должности или включении его в резерв на выдвижение. Аттестационная комиссия по результатам аттестации может принять решение о поощрении или наказании руководителя аттестуемого сотрудника в связи с отличной или неудовлетворительной подготовкой к экзамену его подчиненного.
Аттестация персонала позволяет планировать все основные управленческие решения, снабжая руководство информацией для осуществления продвижения, ротации персонала, необходимости профессионального развития сотрудников, оценки соответствия сотрудников своей должности. Неоспорима важность этапа работы с экспертами, подготовки членов экспертной и аттестационной комиссий. Это должна учитывать при разработке системы аттестации любая компания, если она стремится к максимальной достоверности результатов оценки. Желательно внедрение обязательной периодической аттестации. Это повышает эффективность деятельности сотрудников, рост показателей их деятельности, закрепление и прогрессирование их личностных и профессиональных качеств, стремление соответствовать заданным стандартам.
Виды решений по итогам проведения аттестации
По итогам проведения аттестации комиссия в отношении каждого из аттестуемых работников, в зависимости от итоговых оценок, полученных работником в процессе аттестации, может принять одно из следующих решений:
- работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста;
- работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
- работник соответствует занимаемой должности;
- работник не соответствует занимаемой должности.
Следует отметить, что в отношении государственных служащих законом предусмотрено ещё одно решение, как: соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
(http://tkgr.ru/attestaciya-rabotnikov.html)
Приложение 1
Требования к созданию портфолио, его защита и порядок аттестации
Представленные в портфолио материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, в первую очередь необходимо познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио.
При подготовки портфолио следует помнить о том, что, согласно к требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос: материалы за какой период представляются в портфолио? Идеальный вариант - если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента предыдущей аттестации.
При отборе материалов портфолио полезными будут ориентиры, представленные в следующей таблице:
Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагогов.
1. Титульный лист.
2. Общие сведения о педагоге. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);
• трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
• копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
• имеющаяся квалификационная категория;
• копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
• копии дипломов различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению аттестуемого.
3. Результаты педагогической деятельности. Успеваемость и успешность. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определенный период. В раздел помещаются:
• материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемой дисциплине;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
• контрольных срезов знаний;
• участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
• поступление в ВУЗы по специальности;
• победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др., и т.п.
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). Во введении (пояснительной записке) необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории.
При подготовке к новой форме аттестации необходимо выделить два этапа:
Первый этап - экспертиза материалов самоанализа педагогических и руководящих работников.
Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. Самоанализ является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у педагога профессиональной культуры. Можно выделить два этапа подготовки самоанализа:
• собственно самоанализ – разделение имеющегося опыта на составляющие его части, их поэлементный анализ;
• самообобщение - формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.
Причем, при достаточно глубоком, обстоятельном самоанализе итоговое самообобщение может являться формулировкой последовательно реализуемой на практике ключевой методической идеи. Такая идея, как правило, обязательно интегрирует весь собранный для анализа теоретический и практический материал, организует его в единую методическую систему, а, следовательно, делает сам опыт более цельным, органичным, системно осмысленным.
Кроме содержательно-смысловой стороны дела, важно отметить в самоанализе и сторону процессуально - динамическую. Иными словами, указать не только на то, к чему педагог сознательно стремиться как профессионал, но и какими способами он добивается поставленных целей. В данном случае чрезвычайно важно назвать наиболее характерные для данного педагога используемыми методы, приемы, технологии работы; наиболее успешно освоенные формы работы; целенаправленно создаваемые условия для обучения и воспитания; отработанные критерии и способы диагностики уровня обученности (воспитанности) либо используемые проверочно-диагностические методики. В самоанализе важно продемонстрировать способность к критическому осмыслению слабых сторон своей профессиональной деятельности, выявлению существующих недоработок, планированию деятельности по их преодолению, тем самым подтвердив свою способность реально планировать и прогнозировать свой дальнейший профессиональный рост.
Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу. 1-2 эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается:
• соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;
• полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;
• положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
• оценка работ;
• другие вопросы по усмотрению рецензента.
Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого - на семинаре, «круглом столе»).
Второй этап: Презентация портфолио.
Презентация портфолио - форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый педагог представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде вставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других. Для презентации методического портфолио аттестуемому учителю отводится 25-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация — это не сокращенное изложение разделов портфолио.
Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (три года, межаттестационный период). Вопросы к аттестуемому могут касаться только представленных в портфолио материалов.
Ход презентации:
• Ответ на вопросы по существу представленных документов;
• Ознакомление аттестуемого педагога с рецензиями на работу;
• Пояснения аттестуемого педагога по замечаниям рецензентов;
• Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы;
• Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
• Соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
• Выделение основных результатов деятельности педагога;
• Качество изложения материала.
Считается, что презентация была успешной, если она соответствовала содержанию портфолио, в ней представлены основные результаты, полученные автором, качество владения материалом свободное.
Членами экспертной группы задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7 вопросов). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым педагогом портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов.
Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы проводится на закрытом заседании без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы, определяется степень их соответствия квалификационной категории. Оценка представленного аттестуемым педагогом портфолио проводится в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационной категории. Считается, что педагог успешно выдержал квалификационное испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
Педагог:
• ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с окружным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
• использует на занятиях различные методы и формы работы;
• учитывает при взаимодействии с обучающимися их индивидуальные способности;
• знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся;
• дополнительная работа по определенной предметной дисциплине проводится постоянно;
• учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.
Обучающийся:
• познавательная активность обучающихся высокая;
• воспитанники показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности;
• принимают участие в муниципальных (в т.ч. учрежденческих) и окружных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.
При экспертизе портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участие в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).
При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого необходимо определить, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне округа, города. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, округа и города.
Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, даются аттестуемому.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности при аттестации посредством портфолио позволит:
Педагогу:
• реально представить результаты своего труда;
• увидеть свои резервы;
• иметь стимул к самосовершенствованию;
• освоить технологию работы с портфолио с позиции обучающегося для более качественного ведения портфолио воспитанника.
Администрации:
• осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
• способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
• развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
• поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Реализация предлагаемого подхода к аттестации позволяет вовлечь в процесс управления качеством образования всех участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся, родителей, общественные и государственные структуры. Переход на отраслевую систему оплаты труда в сфере образования, пересмотр технологий и содержания базовых аттестационных процедур даст возможность для повышения престижности профессии педагога, профессионального роста для молодых специалистов и управления профессиональной карьерой.
(Булдыгина, С.В. Использование технологии портфолио педагога дополнительного образования в новых условиях аттестации педагогических кадров/ С.В. Булдыгина // Внешкольник. – 2011. - №6. – С. 55-60.)
Приложение 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|