Сделай Сам Свою Работу на 5

Х – оценка фактора по методу СВОТ





Министерство образования и науки рф

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Камская государственная инженерно-экономическая академия»

А.С.Пуряев

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Дайджест

(курс лекций в иллюстрациях)

Г.Набережные Челны

2012
Содержание

1. Функции, задачи, принципы планирования на предприятии 3

1.1 Планирование и необходимость планирования. 3

1.2 Сущность планирования, его функции и задачи. 4

1.3 Принципы планирования. 6

2 Методологические основы планирования на предприятии 8

2.1 Виды планирования (классификация планов) 8

3. Индикативное и директивное планирование.. 24

4 Стратегическое планирование.. 25

5. Технико-экономическое планирование.. 1

5.1 План производства и реализации. 1

5.2 План капитальных вложений. 39

5.4 План материально-технического обеспечения. 1

5.5 План по труду и зарплате. 50

5.6 План издержек и результатов производства. 52

5.7 Финансовый план. 56

5.8 Система бюджетов в планировании. 61

5.9 План маркетинга. 64


1. Функции, задачи, принципы планирования на предприятии



1.1 Планирование и необходимость планирования

Таблица 1.1 Сущность «планирования»

Смысл слова «планирование» Сущность смысла слова «планирование»
1. Общеэкономический смысл.   Планирование – антипод механизма цен (противоположность рыночному ценообразованию), т.е. механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребле­ния товаров. Сущность смысла: «есть планирование – нет механизма цен и рынка». Во внутренней среде предприятия, наоборот, механизм цен вытесняется сознательными действиями предпринимателей и менеджеров, то есть она основывается на принятии плановых решений. Планирование как система волевых, сознательно при­нимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности предприятия.  
2. Конкретно-управленческий смысл.   Планирование – одна из функций менеджмента или видов управленческой деятельности, которое заключается в умение предвидеть будущее пред­приятия (цели предприятия, его результаты и ресурсы, необходимые для достижения этих результатов) и использовать это предвидение. Планирование в этом смысле помогает ответить на следующие важные вопросы. 1 Какова экономическая позиция предприятия на сегодняшний день, каковы итоги и условия ее деятельности? 2. Как и при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели предприятия? Планирование – вторая (после формирования целей предприятия) общая функция менеджмента и является наиболее значимым. А. Файоль («отец менеджмента»)отме­чал: «Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать».

 



Таблица 1.2 – Результаты исследования английского специалиста по планированию Р.Финна

Последствия применения планирования Продолжительность опыта планирования в годах Число фирм ( случаев )
<2 2 -5 6 - 10 >10
Крупный успех
Успех
Ограниченный успех
Неудача
Число фирм (случаев)

 

1.2 Сущность планирования, его функции и задачи

Таблица 1.2 – Содержание дефиниций планирования

Дефиниция Сущность дефиниции
Планирование непрерывный процесс установления или уточнения целей развития предприятия и его структурных подразделений (процесс практического воплощения стратегии предприятия).
Предпосылки планирования
  1. Необходимость рентабельного функционирования предприятия.
  2. Неопределенность внешней среды предприятия
Цель планирования быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей.  
Задача планирования Средство достижения цели планирования.
Функция планирования Преобразование назначения в действие.
Главная функция и задача предостеречь предприятие от становления «объектом планирования», средством достижения целей предприятий-конкурентов.  

 



 


1.3 Принципы планирования

Таблица 1.3 – Принципы планирования

Принцип Характеристика принципа
Системности (единства) Этот принцип предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Система – совокупность элементов, имеющих строго упорядоченное взаимодействие элементов, как в пространстве, так и во времени и характеризуется единым направлением и поведением, ориентированным на общие цели. Все составляемые планы являются элементами единого комплексного плана развития предприятия.
Участия Означает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Такое планирование есть партисипативное планирование. Тесно связано с принципом единства. Преимущества: 1. Облегчается процесс обмена внутрифирменной информацией, так как каждый участник получает более глубокое понимание предприятия и его целей. 2. Планы предприятия – личные планы участников. Укрепляется командный дух. Удовлетворяются собственные потребности работников. 3. Способствует развитию работников, появляются новые навыки и знания. 4. Объединяет оперативное руководство и планирование, которые часто вступают в противоречие. План и руководители – взаимосвязанные понятия. Организуется: · На непосредственных контактах между руководителями и работниками, если предприятие невелико. · В форме кружков качества. Кружок качества – небольшая группа работников (6 –10 человек) одного производственного уровня, которые осуществляют анализ проблем, осуществляют внутренний контрольза качеством.
Непрерывности Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в двух аспектах: 1. В рамках установленного цикла (оперативный – в течение года; тактический – в течении 3 лет; стратегический – в течении 5 лет). 2. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Прошел один год. Разрабатывается заново оперативный план. Составляется новый тактический и стратегические планы по принципу сквозного планирования (принципу концерна ФИАТ). Предпосылки непрерывного планирования: 1. Неопределенность внешней среды предприятия. 2. Изменение представления предприятия о своих внутренних ценностях и возможностях.
Гибкости Характеризует способность менять направленность в процессе планирования в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения (запасы прочности; резервы). Связан с принципом непрерывности. Гибкость планирования уменьшается по направлению от стратегического к оперативному плану.
Точности Характеризует, то, что планы должны быть конкретизированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия. Резервы, запасы прочности не должны быть слишком большими (для того или иного плана соответственно).
Научной обоснованности Данный принцип обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов плановой деятельности. Характеризуется тем, что процесс планирования должен являться творческим и с использованием имеющихся научных методов.
Коммуникативности (холизма) Характеризует координацию и интеграцию усилий участников планирования как по «горизонтали» так и по «вертикали».
Адекватности Характеризует отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования
Многовариантности Характеризует планирование с позиции возможности выбора лучшего варианта решения из совокупности существующих альтернатив.
Итеративности Характеризует планирование с позиции неоднократной проработки уже составленных разделов плана (итерации)

 


2 Методологические основы планирования на предприятии

2.1 Виды планирования (классификация планов)

Таблица 2.1 - Классификация планирования и планов

Признаки классификации Виды планирования и планов
Степени неопределенности в планировании   1. Детерминированные системы планирования (существуют в четко предсказуемой среде; наиболее редкий случай; на уровне ОПП). Планы низкой степени неопределенности. 2. Вероятностные системы планирования (наиболее частый случай, планирование на уровне предприятия в целом). Планы средней и высокой степени неопределенности.
Временная ориентация планирования   1. Реактивное планирование. Характеризует возврат к прошлому. (Ж.Ж.Руссо – «назад к природе»). Недостатки: отсутствует системный подход; не соблюдается принцип гибкости и участия. Достоинство: обращение к прошлому опыту; ощущение преемственности. 2. Инактивное планирование. Характеризует ориентацию на настоящее. Достоинство: осторожность в планировании. Девиз: «Планировать минимум необходимого, что бы не изменить естественного хода вещей». Недостатки: неспособность приспосабливаться к изменениям. 3. Преактивное планирование. Ориентация на будущие изменения. Преактивисты стремятся ускорить изменения. Достоинство: положительно относятся к технике и к научным методам планирования. Недостатки: увлечение новыми методами; невнимание к текущим нуждам предприятия. 4. Интерактивное планирование. «Будущее – это продукт созидательных сил участников предприятия». Вбирает в себя самое лучшее предыдущих видов планирования. Идеальная модель, а не практическая.
Степень детализации планирования 1. Стратегический план. Это система стратегий, характеризующаяся укрупненной проработкой (низкой степенью детализации). Стратегия – общая идея достижения в будущем. Стратегии могут быть высокой, средней и низкой степени неопределенности, и рассчитаны, могут быть на долгосрочную (5 лет), среднесрочную (3 года) и краткосрочную (1 год) перспективу. Сущность: «делать правильные вещи». Целевой критерий – создание потенциала успеха. Исходная информация – политика предприятия. Степень детализации – укрупненная проработка. Единица планирования – стратегические хозяйственные единицы (СХЕ) и стратегические зоны хозяйствования (СЗХ). Форма организации планирования (обычная) – централизованная. Широкий спектр альтернатив. 2. Тактический план. Это система действий (мероприятий) предприятия, соответствующие более конкретной обстановке (средняя степень детализации). Тактика – методы, способы и средства достижения намеченной цели в будущем, соответствующие более конкретной обстановке (составляющая стратегии, ей подчиненная). Тактика может быть средней и низкой степени неопределенности, и может быть рассчитана на среднесрочную и краткосрочную перспективу. 3. Оперативный план. Это система конкретных детально проработанных действий (мероприятий) предприятия. Операция – законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Оперативный план рассчитан только на краткосрочную перспективу (до 1 года) и может быть лишь низкой степени неопределенности. Характеризуются детальной проработкой разделов стратегического и тактического планов. Период планирования – год, квартал, месяц, сутки, смена, час. Целевой критерий – реализация потенциала успеха. Сущность планирования: «правильно делать вещи». Вид проблем – хорошо структурированные, количественные. Форма организации планирования – децентрализованная. Единица планирования – все функциональные области и все сотрудники. Узкий спектр альтернатив.
Сроки исполнения (горизонт планирования)
  1. Долгосрочные (горизонт планирования – 5 лет и более).
  2. Среднесрочные (горизонт планирования – 3 года).
  3. Краткосрочные (горизонт планирования – 1 год).
Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование - это простая функция времени, срока исполнения действий. Не являются функцией направления развития.
Предмет планирования (функциональное назначение) 1. План производства и реализации продукции 2. План организационно-технического развития, в который должны входить: · План освоения новой и повышения качества выпускаемых видов продукции · План НИОКР · План организационно-технических мероприятий (совершенствования управления в целом и его функций в отдельности; мероприятий по экономии материалов; капитального ремонта и модернизации фондов) · Технико-экономические нормы и нормативы · План капитального строительства · План обеспечения безопасности жизнедеятельности 3. План материально-технического обеспечения (МТО) 4. План по труду и его оплате 5. План по издержкам и результатам производства 6. План маркетинга 7. Финансовый план. Эти планы объединяют в единый план технико-экономического развития предприятия (ТЭРП).  
Уровень планирования 1. Предприятия в целом 2. Подразделения (цеха, лаборатории, отдела) – внутрипроизводственные планы 3. Проекта (бизнес-план, бизнес-проект) 4. Отдельного исполнителя  
Содержания планирования 1. Продуктово-тематические. Отражается определенная тематика планирования. К ним можно отнести: план НИОКР; план диверсификации производства, план социально-экономического развития; план ликвидации фондов или предприятия. 2. Ресурсные. Включает расчеты всех ресурсов. К ним можно отнести: планы материально-технического обеспечения; план по труду и зарплате; план издержек и результатов. 3. Объемно-календарные. Заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделения, проектам. К ним следует отнести: план производства и реализации продукции; планы по оказанию услуг и производству полуфабрикатов подразделений.

 

2.2 Процесс планирования




       
 
 
   


2.3 Координация планов

 
 

Методы, способы планирования

Традиционные методы Новые методы (методы ЭММ)
1. Творческая деятельность (общенаучный метод) 2. Маржинальный анализ (метод точки безубыточности) 3. Нормативный метод (метод нормы прибыли) 4. Метод дисконтирования 5. Методы оперативно-календарного планирования (ОКП) 6. Система бухгалтерско-финансовой отчетности (БФО) 7. Метод анализа чувствительности 8. Метод анализа рискованности 9. Прием корректировки параметров плана (проекта) 1. Методы теории вероятности (регрессионный анализ, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, теория игр, теория массового обслуживания, теория статистических решений) 2. Методы математического программирования (линейное прогр., нелинейное прогр., численное прогр. (дискретные знач. переменных), динамическое прогр. (интервальные значения переменных). 3. Методы имитации (воспроизведения реальной действительности: блок-схемы, алгоритмы, пакет программ) 4. Методы теории графов (сетевое планирование, как частный случай)

 

1. Творчество состоит из следующих этапов:

· анализ проблемы (формирование проблемы исследования);

· определение состояния решения поставленной проблемы на данный момент времени;

· подготовка и построение альтернативных гипотез относительно решаемой проблемы;

· временное прекращение работы над проблемой (для озарения);

· синтез проблемы (формирование теоретической модели или четкое формулирование идеи (идей) решения проблемы);

· экспериментальная проверка идеи (идей) решения проблемы (теоретической модели).


2. Маржинальный анализ (метод точки безубыточности)

 

 

 
 

 


3. Нормативный метод: метод нормы прибыли на вложенный капитал (метод НВК)

 

 

где ПС – среднегодовая прибыль от проекта, руб;

KV – первоначальные капиталовложения в проект, руб;

Т – жизненный цикл проекта, лет.


 

       
   
Дисконтирование – процесс приведения будущих платежей (доходов и расходов) к определенному моменту времени (обычно к сегодняшнему). Приведение будущих платежей (доходов и расходов) к моменту времени t=0 осуществляется по формуле: , руб где ДДП (ДПП) – дисконтированный денежный поток, руб ЧППt – чистый поток платежей, руб R – ставка сравнения или норма дисконта; t – номер периода планирования;   В качестве R используют: - ставку банковского депозита (при собственных KV); - процентную ставку по кредиту (при использовании заемных KV); - норму доходности альтернативного (в основном бывшего) проекта; и т.д. (расчетный способ, например).
 
 

 


       
   
 
 

 

 



Таблица 2.1 - Классификация норм и нормативов, используемых при планировании на предприятии

Признак классификации Разновидности норм и нормативов
Уровень управления:
  1. Заданные вышестоящими органами управления (используются при планировании предприятия в целом, их параметры заданы предприятия и не могут быть рассмотрены).
  2. Разрабатываемые предприятием (его подсистемами). Они используются для реализации всех функций управления и могут с течением времени пересматриваться.
Первая группа: - нормы (пределы, лимиты, ограничения) использования различных ресурсов (трудовых, энергетических); - природоохранные нормы (допустимые пределы выбросав атмосферу вредных веществ, сброса сточных вод, потребления воды и т.д.); - социальные нормативы или нормы и нормативы использования живого труда (продолжительность рабочей недели и дня, тарифная ставка первого разряда (по России 450 руб/час на 01.01.02), тарифные коэффициенты, удельная необходимая площадь на одного работающего и т.д.); - нормативы использования средств труда (эффективные сроки эксплуатации оборудования, разработанные и назначенные правительством РФ); - экологические нормы и нормативы (температура и влажность воздуха, освещенность, загазованность, уровень ионизации и т.д.); - экономические нормы и нормативы (налоги, включаемые в себестоимость; относимые на балансовую прибыль; налог на прибыль; НДС; предельный уровень рентабельности ,например, для отнесения в реестр монополистов). Вторая группа норм и нормативов можно представить в виде следующих подгрупп: - нормы и нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, размер партий запуска (выпуска) деталей в производство; нормы запасов сырья, материалов, топлива; норматив незавершенного производства; нормативы готовой продукции на складе и т.д.). Они используются при оперативном планировании, организации и контроле производства. - Нормы и нормативы для планирования технико-экономических показателей (нормы и нормативы материальных затрат (материалоотдачи); трудоемкости продукции; фондоотдачи и фондооснащенности и т.д.); - Нормы и нормативы оценки принятых управленческих решений и результатов работы (показатели финансово-хозяйственной деятельности: уровень рентабельности, уровень общей и мгновенной ликвидности, нормативы по освоению новой продукции, коэффициент обновления и выбытия основных фондов).  
Время действия планового периода Перспективные (стратегические) нормы и нормативы. Это нормы, достижение которых планируется в перспективе (будущем). Используются при стратегическом планировании. Низкая степень детализации (укрупненная проработка норм и нормативов). Оперативные нормы и нормативы. Являются основой оперативной деятельности предприятия. Детализированы с высокой степенью на данным момент времени.
Характер распространения
  1. Заводские
  2. Цеховые
Степень агрегирования
  1. На изделие
  2. На узел
  3. На деталь
  4. На вид работ
Масштаб применения
  1. Индивидуальные
  2. Групповые
Степень детализации 1.Специфические нормы (специфицированные). Показывают величину расхода i-го материала на производство единицы продукции. 2.Сводные нормы. Показывают расход материала на единицу продукции по укрупненной номенклатуре материалов.

 


Таблица – Методы разработки норм и нормативов

Метод   Сущность метода  
Суммарный метод (опытный, по аналогии, опытно-статистический)   При суммарном методе нормы (нормативы) устанавливаются на единицу продукции или работы в целом, без расчленения их на составные части. Они могут устанавливаться на основе наблюдений, опыта или на основе фактических статистических данных о затратах ресурсов на подобную продукцию (работу) в прошлых периодах. Нормы и нормативы, установленные этим методом (суммарным) называются опытно-статистическими. Они способствуют выявлению резервов производства, используются при укрупненных расчетах, нормировании расхода вспомогательного сырья и материалов, управленческого труда и труда вспомогательных рабочих и т.д.
Аналитический метод (аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный)   Основывается на определении тех или иных затрат по отдельным элементам с последующим их суммированием в затраты на единицу продукции или работы. Они устанавливаются: на основе физических измерений в процессе наблюдений; путем расчета по формулам или по первичным нормативам.
Комбинированный метод   Применяется когда определение расхода отдельных видов ресурсов осуществляется аналитическим методом, а ресурсов в целом – суммарным или когда в процессе установления норм применяются оба метода (чистый расход материала на продукцию определяется аналитическим методом, а величина технологических отходов и потерь – одним из суммарных методов).  

 



3. Индикативное и директивное планирование

 

Таблица 3.1 - Сравнительная характеристика

признак индикативное планирование Директивное планирование
Характер планирования Рекомендательный   Адресный жесткий, приказывающий, навязывающий  
Воздействие планирования   Косвенное через систему экономических нормативов и льгот   Прямое через систему указаний, приказов и назначений.  
Показатели планирования Стоимостные (в основном) показатели Натуральные, стоимостные и все остальные  
Содержание планирования Регулирование деятельности Навязывание деятельности
Методы планирования Экономические Административные
Концепции Концепция самостоятельного эффективного использования ограниченных ресурсов. Рыночное ценообразование Концепция отсутствия инициативы и самостоятельности. Концепция бесплатности факторов производства и лимитного распределения ресурсов. Централизованное ценообразование

 

 


4 Стратегическое планирование

Таблица 4.1 – Структуры стратегического планирования и плана

Структура «Стратегического планирования» Структура «Стратегического плана»
1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. 2. Формирование приоритетов развития предприятия (видения, миссии, цели). 3. Стратегический анализ деятельности (поиск стратегических альтернатив), включая конкурентный анализ. 4. Формулирование стратегий развития предприятия (общей, конкурентной и функциональных). 5. Разработка стратегического плана. 1. Видение, миссия, цели и задачи предприятия. 2. Стратегии развития предприятия (общая стратегия, деловая или конкурентная стратегия, функциональные стратегии). 3. Политика действий предприятия (программы, проекты, конкретные направления действий) 4. Инструментарий действий (правила, процедуры, механизмы взаимодействий между функциональными подразделениями)  

 

Таблица 4.2 - Воздействие фактора на стратегические позиции

Факторы внешней среды Значение фактора для установления стратегических позиций предприятия
Крупный производитель микропроцессорной техники Крупная нефтяная компания
Технологические изменения Очень высокое Высокое
Социальные изменения Высокое (наличие компьютеров и оргтехники) Высокое (наличие автомобилей)
Экология (загрязнения) низкое высокое
Государственные инвестиции Очень высокое Высокое
Политические риски (в странах Ближнего Востока) Низкое Очень высокое




Метод 5х5 (предложен в 1984 году Альбертом Месконом). Метод заключается в задании 5 вопросов о 5 факторах внешней среды.

 

1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.

2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?

3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?

4. Если вы уже определили направления стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?

5. Назовите 5 внешних пространств (областей), включающих возможность изменений, которые могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей.

Метод четырех вопросов по оценке влияния каждого фактора среды на будущее предприятия

1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение предприятия?

2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?

3. Насколько велико будет воздействие фактора на предприятие?

4. Когда воздействие этого фактора на предприятие может ослабнуть? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?

 

 


 

Вероятность Воздействие   Высокая   Средняя   Низкая
высокое Высокое значение фактора для предприятия Среднее
среднее   значение Низкое значение фактора
низкое фактора  
         

 

       
   
Рисунок 4.3 - Матрица «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на предприятие»  
 
 
Таблица 4.3 - SWOT – анализ  

 

 


Факторы среды Сила Слабости Возможности Угрозы
1. Внутренняя среда: А) Предприятие Y имеет более грамотных программистов. Б) У предприятия Y высокая текучесть кадров     Х     Х    
2. Внешняя среда А) Правительство вводит более высокие таможенные пошлины на ввоз компьютеров Б) В обществе возрастает применение компьютеров       Х     Х

 

Х – оценка фактора по методу СВОТ


 


Таблица 4.3 – Ориентиры предпринимательской деятельности

Ориентиры Сущность ориентира
Идеалы ориентиры, которые предприятие не рассчитывает достичь в обозримом периоде, но рассчитывает приблизиться к ним (то, что недостижимо, но стремиться к нему надо).
Видение это философия предпринимательской деятельности; это обоснование существования предприятия; это не цель, а чувство основной цели предприятия; идеальная картина будущего (при самых благоприятных сложившихся обстоятельствах).
Цели общие ориентиры предприятия в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части (то, что необходимо достичь).
Миссия это комплексная цель, которая должна быть достигнута в определенном плановом периоде (обычно 5 лет), объединяющая в себе как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности предприятия (более конкретный ориентир, чем видение и более общий, чем цели предприятия).
Цели цели в отличие от миссии выражают отдельные направления деятельности предприятия. Их можно подразделить на экономические и неэкономические. Выделяют 8 ключевых пространств: положение предприятия на рынке; инновации; производительность; ресурсы, прибыльность (доходность); менеджмент предприятия; персонал; эколого-социальная ответственность.
Задачи средство достижения цели; конкретные, количественные ориентиры; цели низшего уровня

 

 
 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.3

Матрица БКГ
Достоинства Недостатки
1. Используется для анализа взаимодействия между деловыми единицами (единицами бизнеса, хозяйственными единицами, производствами), входящими в предприятие. 2. Может являться основой для анализа различных стадий развития деловых единиц предприятия. 3. Простая, наглядная модель для делового портфеля предприятия (в т.ч. портфеля ценных бумаг)   1. Сосредоточена на показателях имеющейся наличности, а не на показателях эффективности инвестиций. 2. Не имеет никакой возможности учитывать случайные флуктуации, выводящие систему из равновесия, т.е. данная модель способна выдать правильную стратегию деятельности в равновесных условиях. Модель может ошибаться.  

 


 

 

 

 


 

Таблица 4.4 – Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса


Привлекательность рынка Стратегическое положение
Характеристика рынка (отрасли)
Размер рынка (количество продаж, выраженное в данных единицах и в натуральном отношении) Размеры ключевых сегментов (характеристика основных групп покупателей) Диверсифицированность рынка Чувствительность рынка к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов Склонность к цикличности Склонность к сезонности Воздействие поставщиков на характер заключаемых сделок Ваша доля рынка (в эквивалентных терминах)   Ваш охват ключевых сегментов   Степень вашего участия в диверсификации   Ваше влияние на рынок   Характер ваших отношений с поставщиками   Воздействие на позицию фирмы ваших потребителей
Факторы конкуренции
Типы конкурентов   Уровень конкуренции   Сегменты рынка, которые конкуренты покинули или наоборот освоили   Чувствительность к товарам-субститутам (заменителям) Степень и типы интеграции фирм в отрасли Ваша приспособленность к конкуренции в терминах выпускаемых продуктов, возможностей обслуживания рынков, производительной силы, качества управления Сегменты, оставленные или вновь освоенные вами Ваша относительная доля рынка Ваша уязвимость со стороны новой технологии Ваш собственный опыт и уровень интеграции с другими фирмами
Финансово-экономические факторы
Пределы капиталовложений в отрасли Факторы рычага (структура издержек и величина долга) Барьеры на входе и выходе из отрасли Степень использования производственных мощностей Отраслевой уровень доходности Отраслевой уровень ликвидности Привлекательность рынка Ваши пределы капиталовложений Ваши факторы рычага Барьеры, которые представляют трудность для вас Ваш уровень использования мощностей Ваш уровень доходности Ваши показатели платежеспособности Стратегическое положение
Социально-психологические факторы
Социальная среда Юридические ограничения Ваш внешний образ Внутрифирменная культура и этика
       

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.