|
Особенности воспитания отцами подростков разного пола
Исследуемые параметры
| позитивный интерес
| директивность
| враждебность
| автономность
| непоследовательность
| Девочки
| Низкий
| 45%
| 15%
| 30%
| 10%
| 0%
| Средний
| 50%
| 50%
| 25%
| 45%
| 45%
| Высокий
| 5%
| 35%
| 45%
| 45%
| 55%
| Мальчики
| Низкий
| 60%
| 60%
| 13,3%
| 20%
| 20%
| Средний
| 16,7%
| 36,7%
| 33,3%
| 50%
| 23,3%
| Высокий
| 23,3%
| 3,3%
| 53,3%
| 30%
| 56,7%
|
Согласно приведенным в таблице данным, 45% девочек и 60% мальчиков отмечают низкий уровень позитивного интереса со стороны отца. Возможно им не хватает внимания со стороны отцов. Мальчики-подростки отмечают наличие грубой силы и стремления к нераздельной власти со стороны отца в общении с ними. Девочки-подростки отмечают недостаточно теплые дружеские отношения с отцом, для которых характерно четкое осознание границ того, что можно и чего нельзя.
Только 5% участниц исследования отмечают позитивный интерес отца к себе. Они воспринимают ее как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к ним, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением любви и уважения. Психологическое принятие дочери в этом случае характеризуется отсутствием резких перепадов: от вседозволенности до суровых наказаний. Другими словами, при таком отношении отца к дочери доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне его любви.
23,3% мальчиков отмечают высокий уровень позитивного интереса в отношениях с отцами. Данная особенность воспитания рассматривается ими, в первую очередь, как отсутствие грубой силы и стремления к нераздельной власти со стороны отцов в общении с ними. Эти подростки говорят о позитивном интересе отцов в случаях, когда те стремятся достигнуть их расположения, а также почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие этими подростками отцов основано, с их точки зрения, прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Причем, здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.
60% мальчиков и 15% девочек отмечают низкий уровень директивности в воспитании отцов. Эти мальчики-подростки не ощущают достаточной власти со стороны отца, что выражается в отсутствии со стороны отцов управления и коррекции поведения ребенка. Девочки-подростки, вошедшие в данную группу не чувствуют «твердой руки отца», направляющей их поведение в нужное русло.
35% девочек-подростков и 3,3% мальчиков-подростков отмечают высокий уровень директивности со стороны отца. Эти девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на «путь истинный», заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и в определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали. Директивность в отношениях с сыновьями отцы проявляют в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Их власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом отец стремится предельно четко и аргументировано донести до своего ребенка то, что ради его благополучия он жертвует частью имеющейся у него власти, что его поведение в отношениях с сыном - это не просто стремление к покровительству, а поиск оптимального решения, невзирая на степень возникающего раздражения.
30% дочерей и 13,3% сыновей, из числа принимавших участие в исследовании, отмечают низкий уровень враждебности со стороны отцов. Согласно мнению мальчиков, вошедших в данную группу, их отцы не проявляют излишней жесткости, суровости и педантичности. Девочки, составившие данную группу, не отмечают со стороны отцов сверхтребовательности, ориентированной на достижение эталона «идеального ребенка».
53,3% мальчиков и 45% девочек подросткового возраста, принимавших участие в исследовании, отмечают враждебность со стороны отцов. В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и, соответственно, слишком жесткой зависимости. Наряду с этим, враждебный отец представляется дочери эмоционально-холодным и отвергающим. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и эмоциональной неуравновешенности последней.
Жестокий отец, по мнению сыновей, всегда соглашается с общепринятым мнением, проявляя при этом излишнюю конвенциальность, стремясь соответствовать общепринятым требованиям, предъявляемым в отношении «хороших» отцов, поддерживающих положительные отношения с окружающими. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость отцов от мнения окружающих, боязнь и беспомощность в отношениях с ними и неспособность этому противостоять. В то же время, по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности и самооценку.
Низкий уровень автономности в отношениях с отцами отмечают 20% сыновей и 10% дочерей, принимавших участие в исследовании. Сыновья отмечают, что их отцы проявляют далеко не формализованный интерес к ним. От дочерей отцы, относящиеся к данной группе не отгораживаются за необходимостью решать «взрослые» проблемы.
Высокий уровень автономности в отношениях с отцом отмечают 45% девочек и 30% мальчиков, принимавших участие в исследовании. Эти девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Отец представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной. Автономный отец, по мнению его дочери, существует отдельно от остальных членов семьи. Ему абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия, зачастую, не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых им полностью игнорируются.
Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотизма. Такой отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на обсуждение случившегося, как правило, «не хватает времени». Он слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств и учеба в школе, он только делает вид, что его это волнует. Зачастую его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».
20% мальчиков из числа принимавших участие в исследовании, отмечают низкий уровень непоследовательности отца. Эти подростки в большинстве случаев могут с уверенностью предсказать действия своих отцов в процессе воспитания.
55% девочек и 56,7% мальчиков отмечают высокий уровень непоследовательности в воспитательной практике отцов. Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыну-подростку последний видит в непредсказуемости реакций на свое поведение. Подростки, вошедшие в данную группу, практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие - подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.
Девочки-подростки, вошедшие в данную группу, отмечают, что с достаточно высокой степенью вероятности в поведении их отцов могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний порой максимальна.
В рамках данного исследования после первичной обработки данных и качественного анализа, представленного выше, проводилось сравнение особенностей детско-отцовских отношений у подростков разного пола, поскольку существующие в литературе данные позволяют предположить наличие существенных различий в отношениях между отцом и сыновьями и отцом и дочерьми.
На рисунке 1 представлены профили отцовского воспитания, характерные для подростков мужского и женского пола.
На графике разные линии соединяют точки, обозначающие среднее значение для мальчиков и девочек, принимавших участие в исследовании. Над теми параметрами, где обнаружены значимые различия указано эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни и соответствующий ему уровень значимости.
Согласно представленным на рисунке 1 данным, у подростков разного пола, принимавшие участие в исследовании, в отношениях с отцами не обнаружено значимых различий выраженности таких воспитательных особенностей как, позитивный интерес, враждебность, автономность, непоследовательность. Статистическая проверка значимости различий проводилась с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Значимые различия в отношениях с отцом девочек-подростков и мальчиков-подростков обнаружены по шкале «директивность». При этом девочки отмечают большую степень директивности со стороны отцов, чем мальчики. Девочки ощущают большее давление со стороны отцов, чем мальчики. Отцы в большей степени заставляют девочек выполнять нормы и правила поведения принятые в обществе, чем мальчиков. Возможно это связано с опасением родителей. Современное общество таит массу соблазнов и опасностей. Девушки, как правило вынуждены нести большую долю ответственности за безрассудное поведение, чем их сверстники мужского пола. Поэтому отцы более строги с девочками-подростками, чем с мальчиками-подростками.
В качестве дополнения к исследованию детско-отцовских отношений использовалась специально разработанная анкета, с помощью которой определялась эмоциональная близость подростков с отцами и их удовлетворенность сложившимися отношениями.
На рисунке 2 представлены средние тенденции, характеризующие эмоциональную близость и удовлетворенность отношениями с отцами мальчиков и девочек.
Величина столбцов отражает среднее значение по соответствующим шкалам анкеты, характеризующие отношения отцов с дочерьми (белые столбцы) и сыновьями (серые столбцы). Над теми столбцами, где обнаружены значимые различия приведены эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни (Uэмп) и соответствующий ему уровень значимости различий (р).
Согласно представленным данным в степени эмоциональной близости с отцом мальчиков-подростков и девочек-подростков значимых различий не обнаружено.
А вот степень удовлетворенности отношениями с отцом у мальчиков выше, чем у девочек. Вероятно девочки чувствуют себя обделенными вниманием со стороны отца. Это может объясняться как повышенной потребностью взрослеющих девочек во внимании отца, так и недостаточным вниманием, которое уделяют дочерям отцы. Можно предположить, что отцы более заинтересованы в воспитании наследника, продолжающего род. Этому они уделяют большую часть своего внимания. Вопросы воспитания подрастающих женщин смущают отцов и они стремятся уделять им минимум своего внимания, считая, что это забота матерей.
Представленные выше результаты характеризуют те особенности отношений подростков с отцами, которые в значительной степени осознаются ими. Для того, чтобы выявить скрытые (неосознаваемые) особенности взаимодействия в семьях испытуемых использовалась проективная методика «Рисунок семьи».
Проводя качественный анализ рисунков прежде всего следует отметить, что все подростки нарисовали отцов. Причем в большинстве случаев отцы были заняты каким-либо делом, связанным с получением новой информации (чтение газеты) или с изменением чего-либо (починка машины). Наличие отцов на рисунках детей свидетельствует о том, что они играют свою роль в воспитании подростков. Для определения характера взаимоотношений в семье была проведена количественная оценка рисунков.
Результаты количественной обработки рисунков подростков представлены на графике (рисунок 3). На графике точками отмечены средние значения, характеризующие выраженность у участников исследования разного пола тех или иных особенностей внутрисемейных отношений. Над теми значениями, где различия между девочками-подростками и мальчиками-подростками достоверны приведены результаты статистической проверки достоверности различий.
Согласно представленным данным девочки, в отличие от мальчиков, испытывают меньшую тревогу, связанную с семьей, и отличаются большим чувством неполноценности, связанным с семьей.
Данные результаты согласуются с результатами других исследований. О том, что мальчики испытывают большую тревогу (которая как правило подавляется и не осознается ими) связанную с семейными отношениями уже указывалось в психолого-педагогической литературе [57].
Относительно большее чувство неполноценности девочек, по сравнению с мальчиками трудно объяснить опираясь на существующие в литературе данные. Отдельные авторы отмечают, что у девочек наблюдается большая зависимость самооценки от внешности и ее восприятия [24]. Возможно, что в полученных результатах отразилась как раз эта особенность. Собственное изображение девочки выполняли прерывистыми линиями, меньше чем другие фигуры, с постоянными стираниями и прорисовываниями деталей. Чувство неполноценности девочек, вероятнее всего связано с восприятием совей внешности, что и отразилось в рисунке.
Далее в рамках представленного исследования выявлялись особенности личности подростков, принимавших участие в исследовании. Для этого использовались методики Пантилеева-Столина и Дембо-Рубинштейн.
В таблице 2 приведены результаты исследования самооценки и уровня притязания участников исследования разного пола. В ячейках таблицы приведены процентные доли участников с разным уровнем притязания и самооценки.
Таблица 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|