Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация и методы исследования





Цель: исследовании роли отца в воспитании ребенка.

Задачи:

1. Исследование особенностей отцовского воспитания подростков, принимавших участие в исследовании

2. Выявление особенностей личности подростков, принимавших участие в исследовании

3. Сравнение особенностей воспитания отцами девочек-подростков и мальчиков-подростков

4. Выявление взаимосвязи особенностей отцовского воспитания и особенностей личности подростков

Объект: учащиеся подросткового возраста и их семьи

Предмет: взаимоотношения между отцами и учащимися подросткового возраста.

Гипотеза: общение с отцом влияет на формирование самоотношения и самосознания личности подростка

База исследования: МОУ СОШ №56 Советского района г. Челябинска.

Описание выборки:

В исследовании приняли участие 50 школьников – учащиеся 8-9 классов (15-16 лет). Из них 30 мальчиков и 20 девочек.

В таком составе ребята проучились уже более 5лет и поэтому в коллективе сложились доброжелательные отношения между девочками и мальчиками. По мнению учителя, они очень шумные, озорные ребята, на переменах любят бегать, с удовольствием занимаются на уроках физкультуры, любят проводить праздники вместе с одноклассниками и участвовать в других коллективных делах. Практически все дети воспитываются в полных семьях, контакт с родителями у учителя очень хороший, они отзываются на просьбы и активно помогают учителю в организационных вопросах.



На уроках многие дети проявляют интерес к изучаемой теме, читают дополнительную литературу, что характеризует их широкий кругозор, высокий уровень общей осведомленности.

В классе выделяются малые группы, которые объединяют учеников одного пола. Взаимодействие между мальчиками и девочками пока еще не приводит к формированию смешанных референтных групп. Однако в целом класс достаточно дружен. Ребята совместно проводят свободное время, многие живут в соседних домах Они активно участвуют во внеурочных мероприятиях.

В работе использовались следующие методы:

1) Психологическая методика «подростки о родителях»[8].

Методика позволяет объективно и надежно диагностировать особенности воспитательной практики родителей с точки зрения детей и подростков.



Разработана в лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева на основе научного сотрудничества с Институтом психодиагностики (г.Братислава, Словакия).

Обследование с помощью данного теста позволяет существенно расширить представление о формирующемся самосознании подростков, о взаимосвязях восприятия подростками воспитательной практики родителей с их характерологическими и патохарактерологическими особенностями, спецификой межличностного общения родителей.

Анализ полученных результатов, соотнесенных с данными других личностных тестов, позволяет лучше понять причины нарушения семейных отношений.

По мнению авторов методики, воспитательное отношение родителей можно изобразить тремя основными факторными переменными:

- положительный интерес - враждебность;

- директивность - автономия;

- последовательность - непоследовательность.

Методика включает два варианта:

- оценка воспитательной практики матери (ПоР_м)

- оценка воспитательной практики отца (ПоР_о).

В данной работе использовался второй вариант.

2) Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) [4]

Тест разработан Р. Бэнсом, С. Кауфманом.

ЦЕЛЬ - выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Для выполнения теста участнику исследования дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».



На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация (1,2);

2) тревожность (5,7);

3) конфликтность в семье (3,5);

4) чувство неполноценности (1,2);

5) враждебность в семейной ситуации (1,2)

3) Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. [12]

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий задание.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Каждая шкала относится к определенному измеряемому параметру: ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определяется:

– уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

– высоту самооценки - от «о» до знака «-»;

– значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитываются также средние величины каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3) Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

– глобальное самоотношение;

– самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

– уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения [38;39].

Опросник включает следующее шкалы.

Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого; Шкала I – самоуважение; Шкала II – аутосимпатия; Шкала III – ожидаемое отношение от других; Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности – установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого: Шкала 1 – самоуверенность; Шкала 2 – отношение других; Шкала 3 – самопринятие; Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность; Шкала 5 – самообвинение; Шкала 6 – самоинтерес; Шкала 7 – самопонимание.

4) Анкета, специально разработанная для данного исследования.

Для выявления особенностей детско-отцовских отношений была разработана анкета. При разработке анкеты учитывался тот факт, что выбранный опросник диагностирует особенности взаимодействия подростков с отцом. Однако, характеризуя детско-отцовские отношения важным является эмоциональная оценка этих отношений самим ребенком. Именно такая оценка является показателем благополучия ребенка в семье. Поэтому была разработана анкета, определяющая степень эмоциональной близости подростков с отцом и удовлетворенность детско-отцовскими отношениями. На диагностику каждого компонента было сформулировано по 5 утверждений, из которых 4 – прямые и 1 – обратные. Участникам исследования предлагалось оценить степень согласия с предложенными утверждениями.

Анкета

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.