Сделай Сам Свою Работу на 5

Случилось так, что кто-то, какой-то мусульманин, сказал ему. «Если твоя Мать везде, то почему бы тебе не пойти в мечеть?»





Он сказал: « О'кей, я иду». Он оставался там в течение шести месяцев. Он полностью забыл Дакшинешвар; он был в мечети.

Затем его друг сказал: «Теперь ты можешь вернуться».

Рамакришна ответил: «Она везде».

Итак, кто-то может подумать, что Рамакришна является рабом, но его преданность такова, что теперь его возлюбленная повсюду.

Если вы нигде, то тот, кого вы любите, будет везде. Если вы существуете где-то, то ваш возлюбленный будет нигде.

Глава 4 (20)

ОБЫЧНАЯ ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ БУДДЫ

Декабря 1972 года. Бомбей, Индия

Вопросы:

Должна ли любовь быть непрерывной, и когда она превращается в преданность?

Почему тантра придает телу такое большое значение?

Расскажите нам что-нибудь о связанности и свободе.

Первый вопрос:

Любить кого-то двадцать четыре часа в сутки кажется очень трудным. Почему это так? Должна ли любовь быть непрерывным процессом? И на какой стадии любовь превращается в предан­ность?

Любовь не является действием; это не то, что вы должны делать. Если вы делаете ее, то это не любовь. В любовь не вовлекается никакое делание - это состояние существования, а не действие. Никто не может делать что-нибудь непрерывно в течение двадцати четырех часов. Если вы «делаете» любовь, тогда, конечно, вы не сможете делать ее двадцать четыре часа в сутки. От любого действия вы устанете; любое действие надоест вам. А потом, после любого действия, вы должны расслабиться. Поэтому, если вы делаете лю­бовь, вы должны расслабиться в ненависти, потому что расслабить­ся вы можете в чем-то противоположном.



Вот почему ваша любовь всегда смешана с ненавистью. В дан­ный момент вы любите кого-либо, а в следующий момент вы его же ненавидите. Одно и то же лицо является объектом, как любви, так и ненависти - в этом конфликт любящих друг друга. Это страдание существует потому, что ваша любовь является действием.

Итак, первое, что необходимо понять - это то, что любовь не является действием; вы не можете «делать» ее. Вы можете любить, но вы не можете «делать» любовь. Делание является абсурдом. И не только делание. Любовь не является также и усилием, потому что, если вы прикладываете усилия, то вы должны будете устать. Это - состояние ума.



И не рассуждайте в терминах взаимоотношения, рассуждайте в терминах состояний ума. Если вы любите, это состояние ума. Это состояние ума может быть сфокусированным на одном человеке, а может быть и не сфокусированным - направленным на все в целом. Когда состояние сфокусировано на одном человеке, то оно известно как любовь. Когда оно становится расфокусированным, оно превра­щается в молитву. Тогда вы просто любите - не кого-то конкретно­го, а просто находитесь в состоянии любви, как будто дышите.

Если бы дыхание было усилием, то вы бы устали от него, вам нужно было бы расслабиться и вы бы умерли. Если бы оно было усилием, то в какой-то момент вы могли бы забыть про него и тогда бы вы умерли. Любовь подобна дыханию - это дыхание на более высоком уровне. Если вы не дышите, ваше тело умрет. Если вы не любите, ваша душа не сможет родиться.

Воспринимайте любовь как дыхание души. Когда вы любите, ваша душа приобретает жизнеспособность, оживает, как будто при­обретает дыхание. Подумайте таким образом. Если я скажу вам: «Дышите только тогда, когда вы находитесь рядом со мной, и не дышите во всех остальных случаях», то вы умрете. И в следующий раз, когда вы будете рядом со мной, вы будете просто мертвыми, вы не будете в состоянии даже дышать около меня.

То же самое случается и с любовью. Мы обладаем - предмет любви является объектом обладания и любящий говорит: «Не люби никого другого. Люби только меня». Тогда любовь атрофируется, тогда любящий не сможет любить, это становится невозможным. Это не означает, что вы должны любить всех подряд, но вы должны находиться в любящем состоянии ума. Это подобно дыханию: даже в присутствии врага вы будете продолжать дышать.



В этом значение слов Иисуса: «Возлюби врага своего». Для хри­стианства это является проблемой - как понимать эти слова. Они кажутся противоречивыми. Но если любовь не является действием, если это просто состояние ума, то нет вопросов о друзьях или врагах. Вы любите.

Взгляните на это с другой стороны. Имеются люди, которые непрерывно находятся в состоянии ненависти, и когда они пытают­ся проявить любовь, они должны прикладывать к этому много усилий. Их любовь требует усилий, потому что непрерывным со­стоянием их ума является ненависть.

Вот почему нужны усилия. Имеются люди, которые все время печальны - тогда их смех требует усилий. Они должны сражаться против самих себя. И тогда их смех является нарисованным - всего лишь фальшивым, напускным, специально организованным, не идущим из глубины. В нем нет никакой самопроизвольности, он искусственный.

Существуют люди, которые непрерывно находятся в состоянии гнева - они не гневаются на кого-то или на что-то, а просто гнева­ются, просто сердиты. Тогда любовь требует усилий. С другой сто­роны, если состоянием ума является любовь, то усилий потребует гнев. Вы сможете проявить гнев, но реально вы не сможете быть сердитым. Тогда вы должны будете создать гнев искусственно - он будет фальшивым.

Если сердитым попытается быть Будда, то это потребует от него многих усилий, и гнев его также будет фальшивым. Обманутыми будут только те, кто не знает его. Тем, кто знает его, известно, что гнев его фальшивый, просто нарисованный, искусственно создан­ный. Он не идет изнутри - это невозможно. Ни Будда, ни Иисус не могут ненавидеть. Для этого им требуется прилагать усилия. Если они захотят показать ненависть, то они должны будут «сделать» ее.

Но вам не требуются никакие усилия для ненависти; вам требу­ются усилия для любви. Вам следует изменить состояние ума. Как изменить состояние ума? Как быть любящим? И это не вопрос времени - как любить в течение двадцати четырех часов в сутки. Это абсурд - этот вопрос является абсурдным.

Это не вопрос времени. Если вы можете быть любящим на одно мгновение, то этого достаточно, потому что у вас никогда нет двух моментов подряд. Вам дается только один момент. Если один мо­мент потерян, дается другой. В своем распоряжении вы всегда име­ете только один момент. Если вы знаете, как быть любящим в течение одного момента, то вы знаете секрет. Вы не должны будете думать о двадцати четырех часах в сутки или обо всей жизни.

Только один момент любви, и тогда вы знаете, как заполнить момент любовью. Когда вам будет предоставлен второй момент, вы также сможете заполнить его любовью. Так что запомните - это не проблема времени. Проблема существует только для одного момен­та, а один единственный момент не является частью времени. Един­ственный момент не является процессом; единственный момент - это просто сейчас.

Если вы знаете, как войти с любовью в единственный момент, то вы войдете в вечность: времени больше не существует. Будда живет «в сейчас»; вы живете во времени. Время означает думание о прошлом, думание о будущем. А пока вы продолжаете думать о прошлом и о будущем, настоящее теряется.

Вы заняты прошлым и будущим, а настоящее теряется, - но настоящее есть единственное существование. Прошлого уже нет, а будущему еще только предстоит случиться; их обоих нет, они явля­ются несуществующими. Единственным существованием является вот этот самый момент, этот единственный атомарный момент - здесь и сейчас. Если вы знаете, как быть любящим, вы знаете секрет. И вам никогда не будут предоставлены два момента подряд, так что вам не нужно беспокоиться о времени.

Единственный момент имеется всегда - и он всегда принимает форму «сейчас». Помните, не может быть, на самом деле, двух «сей­час». Этот единственный момент является одним и тем же; он со­вершенно ничем не отличается оттого момента, который только что кончился, и совершенно ничем не отличается от того момента, который следует за ним.

Это атомарное «сейчас» всегда одно и то же. Вот почему Экхарт говорит: «Проходит не это время. Время остается одним и тем же. Скорее мы все время проходим». Чистое время остается одним и тем же; проходим все время мы. Так что не думайте о двадцати четырех часах, и тогда вам не нужно будет думать и о настоящем моменте.

Еще одно. Думание требует времени; жизнь во времени не нуж­дается. Вы не можете думать в данный момент. Если вы желаете существовать в настоящий момент, то вы должны прекратить ду­мать, потому что думание относится либо к прошлому, либо к будущему. О чем вы можете думать в настоящем? Тот момент, о котором вы думаете, уже стал прошлым.

Вот цветок - вы говорите, что это прекрасный цветок. Теперь это утверждение больше не в настоящем, оно стало прошлым. Как толь­ко вы что-то постигаете своим умом, оно тут же становится про­шлым. В настоящем вы можете существовать, но не можете думать. Вы можете быть с цветком, но не можете думать о нем. Думание требует времени.

Итак, с другой стороны, мышление - это время. Если вы не думаете, времени не существует. Вот почему в медитации вы чувст­вуете безвременность. Вот почему в любви вы чувствуете безвре­менность. Любовь не является думанием, это прекращение течения мыслей. Вы существуете! Когда вы со своей возлюбленной, вы не думаете о любви, вы не думаете о возлюбленной. Вы вообще не думаете. А если вы думаете, то вы не со своей любимой, вы где-то в другом месте. Думание означает отсутствие сейчас... вас нет здесь.

Вот почему те, кто слишком одержим мышлением, любить не могут, потому что даже когда они здесь, даже если они достигают божественного первоисточника, даже если они встречают Бога, они будут продолжать думать о нем и они упустят его полностью. Вы можете продолжать думать об одном, о другом, о третьем, но это никогда не является фактом.

Момент любви является моментом без времени. Тогда нет по­требности думать о том, как любить в течение двадцати четырех часов в сутки. Вы никогда не думаете о том, как прожить двадцать четыре часа, как быть живым двадцать четыре часа. Вы или живы, или нет. Так что главное, что следует понять, это не время, а «сейчас» - как быть здесь и сейчас в состоянии любви.

Почему существует ненависть? Когда вы ощущаете ненависть, выясните ее причину. Только тогда может расцвести любовь. Когда вы чувствуете ненависть? Когда вы чувствуете, что ваше существо­вание, ваша жизнь в опасности, когда вы чувствуете, что ваше суще­ствование может быть уничтожено, то внезапно вас охватывает ненависть. Когда вы чувствуете, что вы можете быть разрушены, вы начинаете разрушать других. Это мера безопасности. Это только часть вас, которая борется за выживание. Всякий раз, когда вы чувствуете, что ваше существование в опасности, вы наполняетесь ненавистью.

Поэтому, пока вы не придете к ощущению того, что ваше суще­ствование в безопасности, что уничтожить вас невозможно, вы не сможете быть наполненными любовью. Иисус может любить, по­тому что он знает нечто, что является бессмертным. Вы не можете любить, потому что вы знаете только то, что принадлежит смерти. И каждый момент смерть здесь, каждый момент вы боитесь. Как можете вы любить, если боитесь? Любовь не может существовать вместе со страхом. А страх присутствует, поэтому вы можете только притворяться, что любите.

И в этом случае ваша любовь есть, в действительности, не что иное, как мера безопасности. Вы любите для того, чтобы не бояться. Всякий раз, когда вы считаете, что любите, вы меньше испытываете страх. На какие-то мгновения вы можете забыть о смерти. Создает­ся иллюзия, в которой вы можете почувствовать, что существование вас принимает, что вы не отрицаетесь, не отвергаетесь им. Вот почему существует такая большая потребность любить и быть лю­бимым.

Всякий раз, когда вас кто-то любит, вы создаете вокруг себя иллюзию того, что вы нужны существованию - по крайней мере, существованию того, кто вас любит. Вы кому-то нужны, значит, вы не совсем бесполезны. Вы не случайное явление - вы нужны кому-то. Без вас существование что-то упустит. Это дает вам ощущение благополучия. Вы ощущаете свою цель, свое предназначение, смысл и значимость своего существования.

Когда вас никто не любит, вы чувствуете себя отвергнутым, отрицаемым, вы чувствуете себя бесполезным. Тогда вам кажется, что у вас нет цели, нет предназначения. Если вас никто не любит и вы умираете, то никто и не заметит вашего отсутствия, никто не почувствует, что вас больше нет. Никто не почувствует, что вы были, а теперь вас нет.

Любовь дает вам ощущение того, что вы нужны кому-то. Вот почему при наличии любви вы испытываете меньше страха или, по крайней мере, вам так кажется. Всякий раз, когда любви нет, вы испытываете больше страха, и в этом страхе в качестве меры защи­ты вы наполняетесь ненавистью. Ненависть является защитой. Вы боитесь, что будете разрушены; вы сами становитесь разрушителя­ми.

Когда вас любят, вы чувствуете, что вы приняты, приглашены - что вы не незваный гость, но что вы приглашены, к вам относятся доброжелательно, вас ждут, принимают, что существование счаст­ливо тем, что вы есть. Тот, кто вас любит, является представителем всего существования. Но любовь эта в своей основе построена на страхе. Вы защищаетесь против страха, против смерти, против бес­человечного безразличия существования.

Существование, в действительности, безразлично - во всяком случае, на поверхности. Солнце, море, звезды, земля тотально без­различны к вам - они не беспокоятся о вас. И несомненно ясно то, что вы не нужны. Без вас все будет так же хорошо, как и с вами - ничто не будет потеряно. Взгляните на существование поверхност­но: никто и ничто не беспокоится о вас. Они могут даже не осозна­вать ваше присутствие. Звезды не осознают вас; даже земля, которую вы называете «матерью», вас не осознает. И когда вы умре­те, земля не опечалится. Ничто не изменится; все будет так, как есть и как всегда было. С вами или без вас - никакой разницы нет.

Вы чувствуете, что вы просто случайное явление. Вы не были нужны, вы пришли без приглашения... просто случайный продукт. Это порождает страх. Это то, что Кьеркегор называет страданием. Непрерывно существует неуловимое чувство страха - вы не нужны.

Когда кто-то любит вас, вы ощущаете, что в ваше существование входит другое измерение. Теперь будет, по крайней мере, один че­ловек, который заплачет, который огорчится, который опечалится. Будут пролиты слезы - вы были нужны. Будет, как минимум, один человек, который всегда будет чувствовать ваше отсутствие. Хотя бы по отношению к одному человеку вы приобретете предназначение, цель вашего существования.

Вот почему существует такая большая потребность в любви. И если вас не любят, вы вырваны с корнем. Но эта любовь - это не та любовь, о которой говорю я. Это взаимоотношения и взаимное создание иллюзии - взаимной иллюзии: «Мне нужен ты, я нужен тебе. Я порождаю в тебе иллюзию, что без тебя цель и значение моей жизни будут утеряны; ты порождаешь во мне иллюзию, что без меня все будет потеряно. Так что мы оба помогаем друг другу быть в иллюзии. Мы порождаем одно отдельное, частное существование, в котором мы становимся, что-то значащими, в котором забыто все безразличие этой обширной вселенной».

Два любящих живут друг в друге - они создают свой особый интимный мир. Вот почему любовь в такой степени нуждается в уединенности. Если вы не отделены от мира, то он продолжает посягать на вас. Он все время говорит вам, что все, что бы вы ни делали, является лишь сновидением, и что это взаимная иллюзия. Любовь нуждается в уединенности, потому что тогда можно забыть обо всем мире. Существуют только два любящих, и безразличие, тотальное безразличие существования забывается. Вы ощущаете, что вас любят, к вам относятся доброжелательно. Без вас ничто не будет тем же самым. В этом интимном мире, по крайней мере, ничто не будет тем же самым без вас. Жизнь приобретает значение.

Я не говорю о такой любви. Она действительно иллюзорна. Это искусственно созданная иллюзия, но человек настолько слаб, что он не может жить без такой иллюзии. Те, кто могут, живут без такой иллюзии. Без такой иллюзии могут жить будды - они их и не создают.

Когда становится возможным жить без иллюзий, в жизнь вхо­дит второе, другое измерение любви. Оно не означает, что кто-то другой нуждается в вас. Оно дает понимание, осознание того факта, что вы не отличны от существования, которое выглядит таким без­различным. Вы часть его, вы органично едины с ним. И если рас­цветает дерево, то оно не отделено от вас. Вы расцветаете в дереве, и дерево становится ощущаемым в вас.

Море, песок, звезды - все это становится единым с вами. Вы не являетесь островом, вы органически едины со всей вселенной. Вся вселенная находится внутри вас, и вы весь целиком находитесь в этой вселенной. Пока вы не придете к знанию этого, к ощущению этого, к осознанию этого, вы не получите ту любовь, которая не является состоянием ума.

Если вы придете к осознанию этого, то у вас не будет потребно­сти создавать частные иллюзии относительно того, что кто-то лю­бит вас. Тогда ваша жизнь имеет смысл, и если вас никто не любит, этот смысл не теряется. Тогда вы совсем не боитесь, потому что даже смерть не уничтожит вас. Она может уничтожить форму, она может уничтожить тело, но она не сможет уничтожить вас, потому что вы и есть существование, экзистенция.

Вот что происходит в медитации. Вот что означает медитация. В ней вы становитесь частью существования, проходом к нему. Вы приходите к ощущению, что вы и существование едины. Тогда вы радушно приняты, и страха больше нет, и смерти больше нет. Тогда в вас расцветает любовь. Тогда любовь не является усилием - вы ничего не можете делать, кроме любви. Тогда это как дыхание. Глубоко внутри вы дышите любовью; вы вдыхаете и выдыхаете любовь.

Эта любовь перерастает в преданность. Тогда, в конце концов, вы о ней даже забудете так же, как вы забываете о дыхании. Когда вы вспоминаете о своем дыхании? Наблюдаете ли вы его? Вы вспо­минаете о нем, когда с ним что-то не так. Когда у вас с ним какие-то трудности, тогда вы вспоминаете, что вы дышите; в противном случае у вас нет необходимости сознавать это. И если вы сознаете свое дыхание, то это показывает, что что-то происходит неправиль­но в вашем процессе дыхания. Осознавать процесс дыхания нет необходимости. Оно безмолвно продолжается.

Таким образом, когда вы осознаете свою любовь, любовь, кото­рая является состоянием ума, то это означает, что что-то происхо­дит неправильно. Постепенно даже это сознание любви теряется. Вы просто вдыхаете и выдыхаете любовь. Вы забыли все, даже то, что вы любите. Тогда любовь превращается в преданность. Это пре­дельная вершина, предельная возможность - вы можете назвать это как угодно.

Любовь может превратиться в преданность, когда сознание о ней утеряно, когда о ней забыли. Это не означает, что вы стали бессознательными, это только означает, что процесс стал таким беззвучным, что вокруг него нет никакого шума. Он не является ни неосознанным, ни осознанным. Это становится просто естествен­ным. Любовь здесь, но она не создает внутри вас никаких беспо­койств, она становится такой гармоничной.

Таким образом, помните, что когда я говорю о любви, я не говорю о вашей любви. Но если вы попытаетесь понять свою лю­бовь, то это станет шагом по направлению к перерастанию в любовь другого рода. Так что я не против вашей любви. Я просто констати­рую тот факт, что если ваша любовь базируется на страхе, то это просто обычная, животная любовь. Здесь не предполагается ника­кого умаления, никакого осуждения - это просто факт.

Человек боится. Он нуждается в ком-то, кто дал бы ему ощуще­ние того, что он радушно принят, что он не должен бояться. Чтобы не быть наполненным страхом, вам нужен хотя бы один любящий человек. Хорошо, если такой человек есть, но это не то, что Будда или Иисус называли любовью. Они называли любовью состояние ума, а не взаимоотношения. Так что попытайтесь выйти за пределы взаимоотношений и вскоре вы станете любящими. Сначала вы будете не в состоянии любить, пока не войдете в медитацию. Пока вы не придете к пониманию внутреннего бессмертия, пока вы не придете к пониманию глубокого единства между внутренним и внешним, пока вы не почувствуете, что вы и есть существование, это будет очень трудным делом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.