Оценка результатов учебной деятельности учащихся
по учебному предмету "Русский язык"
Обучение русскому языку как учебному предмету призвано обеспечить усвоение учащимися знаний основ науки о языке, закономерностей и правил его функционирования, формирование культуры устной и письменной речи.
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету "Русский язык".
В соответствии с заданным содержанием и объемом лингвистических и речевых знаний, умений и навыков контролю и оценке подлежат уровни:
усвоения теоретического материала;
сформированности учебно-языковых и нормативных (произносительных, грамматических, орфографических, пунктуационных) умений и навыков;
сформированности коммуникативных умений и навыков.
Оценка устного ответа
Развернутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на предложенную тему, показывать умение учащегося применять определения языковых понятий и соблюдать нормы русского литературного языка.
При оценке ответа прежде всего учитываются:
1) степень осознанности изученного;
2) подтверждение теоретических сведений примерами;
3) полнота ответа;
4) фактическая точность;
5) правильность речи;
6) логичность и точность речи.
Критерии и показатели оценки устного ответа
Балл
| Осознанность
| Подтверждение теоретических сведений примерами
| Полнота
| Фактическая точность
| Логичность и точность речи
| Правильность речи
|
| Воспроизводит материал неосознанно
| Примеры привести не может
| Отрывочно воспроизводит незначительную часть материала
| При воспроизведении материала делает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл
| Излагает беспорядочно
| Речь изобилует ошибками
|
| Не может обосновать своих суждений
| Примеры привести не может
| Воспроизводит незначительную часть материала
| При воспроизведении материала делает ошибки в формулировках определений и правил
| Излагает непоследовательно
| Делает многочисленные речевые ошибки; не исправляет при указании на них
|
| Не может доказательно обосновать свои суждения
| В приведении примеров затрудняется
| Воспроизводит материал частично
| При воспроизведении материала допускает в определении понятий и формулировке правил неточности, которые не может исправить при указании на них
| Излагает непоследовательно
| Делает незначительное количество речевых ошибок; не исправляет при указании на них
|
| Демонстрирует понимание основных положений, без глубокого и доказательного обоснования суждений
| В приведении большей части примеров затрудняется
| Воспроизводит материал в неполном объеме
| При воспроизведении материала допускает в определении понятий и формулировке правил недочеты, которые не может исправить при указании на них
| Излагает с нарушениями последовательности
| Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя
|
| Демонстрирует понимание отдельных положений, но недостаточно обосновывает свои суждения
| Теоретические сведения подкрепляет примерами из учебника без обоснования
| Воспроизводит основные положения
| При воспроизведении материла допускает в формулировках определений и правил недочеты, большую часть которых не может исправить при указании на них
| Излагает с определенной точностью, но с недочетами в последовательности изложения
| Делает речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя
|
| Знает и понимает большую часть материала
| Теоретические сведения подкрепляет примерами из учебника
| Воспроизводит большую часть материала
| При изложении материала дает определения и формулирует правила, допуская погрешности, которые исправляет при помощи учителя
| Излагает в основном в соответствии с требованиями логичности и точности
| Допускает отдельные речевые ошибки
|
| Знает и понимает материал, может обосновать свои суждения
| Теоретические сведения подкрепляет примерами из учебника
| Воспроизводит материал в целом
| Излагает теоретический материал, точно воспроизводя определения и правила; допускает несущественные ошибки содержательного характера, которые исправляет с помощью наводящих вопросов учителя
| Излагает в целом в соответствии с требованиями логичности и точности
| Допускает отдельные речевые недочеты
|
| Демонстрирует полное понимание учебного материала, умение аргументированно излагать его
| Теоретические сведения иллюстрирует примерами из учебника и самостоятельно подобранными единичными примерами
| Воспроизводит материал
| Излагает теоретический материал с несущественными, самостоятельно исправляемыми ошибками содержательного характера; точно воспроизводит определения и правила
| Излагает с достаточной логичностью и точностью
| Допускает единичные речевые недочеты
|
| Демонстрирует высокую степень осознанности материала, умение аргументированно излагать его
| Теоретические сведения иллюстрирует как примерами из учебника, так и самостоятельно подобранными примерами
| Полностью воспроизводит материал
| Правильно излагает теоретический материал, точно воспроизводит определения и правила
| Излагает в соответствии с требованиями логичности и точности
| Допускает единичные и незначительные речевые недочеты
|
| Излагает свободно, с высокой степенью осознанности и аргументированности, делая самостоятельные выводы и обобщения
| Теоретические сведения иллюстрирует как примерами из учебника, так и самостоятельно подобранными примерами
| Исчерпывающе воспроизводит материал
| Правильно излагает материал, точно воспроизводит определения и правила
| Излагает в полном соответствии с требованиями логичности и точности
| Речевых недочетов не допускает
|
Оценка степени сформированности учебно-языковых
умений и навыков
Сформированность учебно-языковых умений и навыков проверяется посредством практических заданий на основе языковой теории.
Критерии и показатели оценки степени сформированности
учебно-языковых умений и навыков
Балл
| Показатели оценки степени сформированности учебно-языковых умений и навыков
|
| Узнает предъявленные в готовом виде языковые явления
|
| Различает изученные языковые явления; неосознанно выполняет простейшие задания
|
| Выделяет среди других изученные языковые явления, указывает их отдельные признаки; выполняет простейшие задания
|
| Распознает изученные языковые явления по отдельным признакам; выполняет несложные задания по образцу
|
| Осознанно различает изученные языковые явления на основе совокупности их признаков; выполняет задания по образцу
|
| Осознанно различает изученные языковые явления на основе сравнения и сопоставления с другими явлениями; свободно выполняет задания по образцу
|
| Анализирует и систематизирует языковой материал; выполняет задания по аналогии
|
| Свободно анализирует и систематизирует языковой материал с учетом причинно-следственных связей между явлениями; выполняет задания аналитико-синтетического характера
|
| Выполняет действия с языковым материалом на основе обобщения и систематизации; выполняет задания на трансформацию языкового материала
|
| Безупречно выполняет действия со сложным языковым материалом, демонстрируя высокий уровень знаний, умений, навыков
|
Оценка степени сформированности правописных (орфографических
и пунктуационных) умений и навыков
Проверка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью диктанта (словарного, текстового), творческих работ (сочинений, изложений) и тестовых заданий. С их помощью проверяются умения:
по орфографии:
правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации:
расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
Для проверки умения правильно писать слова с изученными орфограммами используется словарный диктант.
Количество слов в словарном диктанте для каждого класса регламентируется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
Критерии оценки словарного диктанта
Балл
| Количество ошибок
|
| 7 и более
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 ошибка или 3 исправления на месте орфограммы
|
| 0 ошибок или 1 - 2 исправления на месте орфограммы
|
| 0 ошибок, 1 - 2 исправления не на месте орфограммы
|
| 0 ошибок, без исправлений
|
В контрольных текстовых диктантах изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы должны быть представлены не менее чем 2 - 3 случаями. В диктанте должно быть определенное количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались: в V классе - не более 5 слов, в VI - VII - не более 7, в VIII - IX - не более 10, в X - XI классах - не более 12 слов.
В тексты контрольных диктантов включаются те орфограммы и пунктограммы, которые закреплялись на предыдущих уроках.
Общее количество слов в текстовом диктанте для каждого класса регламентируется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
При проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются при оценке и не выносятся на поля орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;
4) в сохранении авторских знаков препинания.
Не учитываются также описки, искажающие звуковой облик слова, и отдельные неправильные написания, которые появляются у учащихся IV - V классов под влиянием графики другого языка. Данный пункт не распространяется на работы, оцениваемые баллом "10".
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
При выведении балла нечетное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
Повторяющиеся ошибки (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.
Два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку.
При наличии в работе 5 - 7 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы) оценка снижается на 1 балл. При наличии более 7 исправлений - на 2 балла.
Критерии оценки текстового диктанта
Балл
| Количество ошибок
|
| Более, чем на 2 балла
|
| 10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9
|
| 8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5, 3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7
|
| 5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
|
| 4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5
|
| 3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4
|
| 2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
| 1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
| 1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1 - 2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
| 0/0, допускается 1 - 2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)
|
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительных (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) заданий (не более 4), выставляются две отметки - за каждый вид работы. В классном журнале обе отметки выставляются в одну графу по русскому языку: 8/7, 5/4, 3/3 и т.д.
Критерии оценки дополнительного задания
Балл
| Степень выполнения заданий
| 1 - 2
| Выполнено менее одного задания из четырех
| 3 - 4
| Выполнено не менее одного задания из четырех
| 5 - 6
| Выполнено не менее двух заданий из четырех (с учетом определенных погрешностей в оформлении и формулировках)
| 7 - 8
| Выполнено не менее трех заданий из четырех (с учетом определенных погрешностей в оформлении и формулировках)
|
| Выполнены все задания, при этом допускаются незначительные погрешности в формулировках или оформлении работы
|
| Выполнены все задания, без погрешностей
|
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
При наличии дополнительных заданий количество слов в тексте может быть сокращено по усмотрению учителя на 20 слов.
Если задание носит творческий характер, то его оценка осуществляется в соответствии с критериями оценки творческих работ.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку учитываются текстовые (содержательные), грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
Текстовые (содержательные) ошибки
Ошибки, ведущие к нарушению в изложениях и сочинениях основных текстовых признаков, в методике языка принято называть текстовыми. К типичным текстовым ошибкам относятся:
1) подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения;
2) неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста;
3) неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста;
4) отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей;
5) неумение использовать необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении;
6) содержание текста сочинения не соответствует обозначенной в заголовке теме;
7) искажение фактов, событий, имен, названий, дат;
8) нарушение последовательности развития мысли в тексте;
9) нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями;
10) нарушение смысловой цельности текста;
11) нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части;
12) пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли;
13) неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста;
14) необоснованное абзацное членение текста;
15) нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).
Грамматические ошибки
КонсультантПлюс: примечание.
В связи с невозможностью по техническим причинам отображения жирного шрифта текст, выделенный в оригинале жирным шрифтом, заключен в квадратные скобки "[...]".
В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. В структуре каждой из них может быть допущена ошибка.
Грамматические ошибки - это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения. Это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
К типичным грамматическим ошибкам относятся:
I. Ошибки в структуре слова:
1) при образовании слов (например: "непоседка" вместо непоседа; "раздумчивый взгляд" вместо задумчивый; "благородность" вместо благородство, "надсмехаться" вместо насмехаться, "подскользнуться" вместо поскользнуться и др.);
2) при образовании форм слова:
а) имени существительного (например: "облаки", "рельса", "с повидлой", "без сапогов" и др.);
б) имени прилагательного (например: "красившее", "[более] красивее" и др.);
в) имени числительного (например: "[с пятистами рублями]", "[у обеих друзей]" и др.);
г) местоимения (например: "[ихний]", "[чегой-то]", "[около его]", "[к им на дачу]" и др.);
д) глагола (например: "[ездиет]", "[хочат]", "[ждя]", "[ложит]", "[махает]", "[оставший] рубль", "веревка с перекус[анным] концом").
II. Ошибки в структуре словосочетания:
1) в согласовании (например: "[зеленый трава]", "[веселые детвора]", "[в городе Минск]", "[на реке Немига]");
2) в управлении (например: "удивляюсь его сил[ой]", "жажда к слав[е]", "избежать [от] верной гибели", "набраться сила[ми]", "[вернуться с Минска]", "[поступить согласно приказа]", "[заведующий магазина]").
III. Ошибки в структуре предложения:
1) нарушение границы предложения (например: "Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке", "Он был хорошим, потому что он [всем] помогал");
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: "Торжество счастья захлестнул[а] птицу", "Но не вечн[о] ни юность, ни лето", "Цвет красок Шишкин применил светл[ые]", "Дни Турбиных" написан[ы] М.Булгаковым");
3) ошибки в построении предложения с однородными членами (например: "Девушка была румяной, гладко причесан[а]", "Эта книга меня научила [честности], [смелости] и [уважать] своих друзей");
4) в предложении с причастным оборотом (например: "Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой", "Узкая дорожка была покрыта [проваливающимся] снегом [под ногами]");
5) в предложении с деепричастным оборотом (например: "[Пролетая] над бушующим океаном, силы стрижа иссякли", "На картине [изображен] мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени");
6) смешение видо-временных форм глагола (например: "Когда Пугачев [выходил] из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед");
7) в сложном предложении (например: "Когда ветер усиливается, [и] кроны деревьев шумят под его порывами", "Поезд приближался к перрону, [как] в дверь купе заглянул пожилой мужчина", "Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, [когда тот сказал], что Земляника вчера был ниже ростом");
8) смешение прямой и косвенной речи (например: "Онегин сказал, что [меня] это не тревожит", "Белинский написал, что [я] не согласен с Писаревым");
9) пропуск слов в предложении (например: "Мальчик быстро сделал уроки и [помчался в футбол]");
10) неудачный порядок слов в предложении (например: "Он [пришел в уже плохом] настроении");
11) удвоение (дублирование) подлежащего (например: "[Дворяне, они] ненавидели Пугачева").
Речевые ошибки
КонсультантПлюс: примечание.
В связи с невозможностью по техническим причинам отображения жирного шрифта текст, выделенный в оригинале жирным шрифтом, заключен в квадратные скобки "[...]".
Речевые ошибки - это нарушения лексических, фразеологических норм, качеств культуры речи (точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности).
К речевым ошибкам относятся следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении (например: "Поскользнувшись, я упал [навзничь] и ушиб колено" (вместо ничком), "Жилин радовался, что [обратно] (вместо опять) может совершить побег");
2) смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение) (например: "Мама велела мне надеть свитер, но я [наперерез] (вместо наотрез) отказался");
3) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (например: "На вратаре майка, [напяленная] на рубашку", "[Одежа] его была такова", "На пришкольном участке наш класс посадил [бураки] и [цибулю]");
4) неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи (например: "Земляника напоминает ревизору, что [он] у [него] обедал" (кто у кого обедал?), "Пугачев узнал Гринева и простил его, вспомнив про подаренный [ему] (кому? Гриневу или Пугачеву?) тулуп");
5) употребление слов иной функционально-стилистической окраски (например: "Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в березовой роще, а [также] в сосновом и смешанных лесах");
6) неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка (например: "[С] небесной лазури [закапал холодный дождь]", "[У Арбенина был] дружок - [князь Звездич]");
7) неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (например: "После футбола я пошел домой с [унылой] головой (вместо понурой), потому что мы проиграли");
8) употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (например: "Наступил август [месяц]"; "Опустив голову [вниз], он внимательно рассматривает борозду"; "Обед был [очень] роскошный");
9) нарушение лексической сочетаемости (например: "Он выполнил (вместо исполнил) клятву", "У меня коричневые (вместо карие) глаза", "Родилась традиция (вместо обычай));
10) повторение одного и того же слова рядом (например: "[Увидев] человека, барс бросился в горы. Охотник [увидел] на лапе барса капкан");
11) употребление рядом или близко однокоренных слов (например: "Однажды [охотник] [охотился] на зайцев");
12) необоснованное использование союзов, местоимений, вводных слов в качестве средств связи между предложениями и смысловыми частями;
13) смешение лексики разных исторических эпох (например: "[Печорин получил] путевку [на Кавказ]", "Чичиков задержался [в баре]", "На богатырях кольчуга, [брюки, варежки]";
14) ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов (например: [факир] (вместо калиф) на час, львиная [часть] (вместо доля), играть [главную] (вместо первую) скрипку, [скрипя сердцем] (вместо скрепя сердце), играть [значение] (вместо роль).
Классификация орфографических ошибок
КонсультантПлюс: примечание.
В связи с невозможностью отображения по техническим причинам текст, выделенный в оригинале жирным шрифтом, заключен в квадратные скобки "[...]", а текст с подчеркиванием - в угловые скобки "<...>".
Грубые и негрубые орфографические ошибки
В письменных работах учащимися могут быть допущены повторяющиеся, однотипные, грубые (негрубые) орфографические ошибки.
Повторяющимися являются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или в корне однокоренных слов (осв<е>щение, об осв<е>щении; посв<е>тить фонарем, ярко осв<е>щенный).
Повторяющиеся ошибки считаются за одну.
Однотипными являются ошибки на одно правило, если выбор правильного написания регламентируется одним и тем же условием: в деревн<е>, на картин<е>. (Пр. п. сущ. 1 скл.); в альбом<е>, об ине<е> (Пр. п. сущ. 2 скл.); пр<и>вокзальный, пр<и>школьный (приставка [при-] имеет значение пространственной близости); по<->русски, по<->французски, по<->моему, по<->медвежьи (наречия с приставкой [по-], оканчивающиеся на [-ому], [-ему], [-цки], [-ски], [-ьи], образованные от полных имен прилагательных и местоимений) и т.д.
Не квалифицируются как однотипные проверяемые написания: тр[а]ва, д[а]вить, посв[я]щение, погл[о]щать, обл[о]котиться, про[с]ьба, бума[ж]ка и т.д.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая из однотипных ошибок учитывается как самостоятельная.
Грубыми считаются орфографические ошибки:
на изученные правила (при написании проверяемых гласных и согласных в приставке, корне, суффиксе, окончании; в выборе разделительных [ъ] и [ь]; при употреблении (отсутствии) [ь] после шипящих в словах различных частей речи; при написании суффиксов слов различных частей речи, [не] с различными частями речи, при выборе слитных, раздельных и дефисных написаний слов различных частей речи и др.);
в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными, работа над которыми (словами) велась на уроках русского языка.
К негрубым относятся орфографические ошибки:
при переносе слов (чуд-ак вместо чу-дак, ко-нный вместо кон-ный и т.д.), кроме переноса одной буквы или сочетания букв без гласной (говорит-ь, смотри-шь, переда-ст, оркест-р, я-года, знам-я);
при написании удвоенных согласных в малоупотребительных заимствованных словах (корида вместо коррида, спининг вместо спиннинг и др.);
в выборе прописных и строчных букв в собственных наименованиях (министерство культуры Республики Беларусь вместо Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусский Государственный университет вместо Белорусский государственный университет и т.д.);
в словах-исключениях из правил (отрослевой вместо отраслевой, расток вместо росток, держут вместо держат, зависет вместо зависит, негаданый вместо негаданный и др.);
в написании наречий, образованных на базе предложно-падежных форм имен существительных (в просак вместо впросак, безразбору вместо без разбору, всердцах вместо в сердцах и т.д.);
слитное и раздельное написание [не] с именами прилагательными и причастиями, выступающими в позиции сказуемого (Задача нетрудная. Задача не трудная. Работа невыполненная. Работа не выполненная);
написание частиц [не], [ни] в сочетаниях не кто иной, как...; ничто иное не... (Ни кто иной, как Иванов, написал эту картину вместо Не кто иной, как Иванов, написал эту картину).
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
Если в непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, они считаются за одну.
Классификация пунктуационных ошибок
КонсультантПлюс: примечание.
В связи с невозможностью отображения по техническим причинам текст, выделенный в оригинале жирным шрифтом, заключен в квадратные скобки "[...]", а текст с подчеркиванием - в угловые скобки "<...>".
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки. Однотипных пунктуационных ошибок не бывает, поскольку в каждом конкретном случае проблема постановки и выбора знака препинания решается пишущим с учетом структуры и смысла записываемого. Среди пунктуационных ошибок могут быть повторяющиеся, если предположить, что одна и та же конструкция с одним и тем же лексическим наполнением повторяется в записываемом тексте несколько раз.
Грубые пунктуационные ошибки нарушают структурно-смысловое членение письменной речи, так как являются следствием несоблюдения основных позитивных (регламентирующих постановку знаков препинания) правил.
Грубые пунктуационные ошибки:
пропуск знака препинания в конце предложения (Каковы молнии_);
постановка запятой между подлежащим и сказуемым (Лунной ночью это дерево<,> казалось сказочным. Каток<,> как зеркало.);
пропуск тире на месте нулевой связки (Гипербола _ это преувеличение.);
пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями) (Почтальон вовремя доставляет [письма_ газеты_ журналы].);
постановка лишней запятой между однородными членами (К тишине ожидания примешивался<,> не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда.);
пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени ([Вы проснетесь позже] часов в десять, [когда в поля и луга нахлынет зной]. [Далеко впереди] справа от дороги [я заметил человеческую фигуру].);
пропуск двоеточия или тире при обобщающих словах (Но здравый [смысл, твердость и свобода], горячее [участие] в чужих бедах и радостях словом, [все] ее [достоинства] точно родились с ней.);
ошибки, связанные с выделением знаками препинания обособленных членов предложения: обстоятельств, дополнений, определений, приложений (кроме оборотов с как) (Науки_ [чуждые музыке]_ были постылы мне. Как [бедной]_ мне не горевать. Нас_ [русских]_ двое только было. Он быстро шел_ [выставляя вперед бороду].);
пропуск знака для выделения обращения (Поздравляю_ [друзья]_ с благополучным завершением работы. [Дорогие одноклассники]_ Приходите на встречу выпускников школы.);
пропуск знака для выделения наиболее употребительных вводных слов, вводных и вставных предложений (Он_ [видимо]_ был не доволен случившимся. [Как выражаются моряки]_ ветер крепчал.);
пропуск запятой для разделения частей сложносочиненного предложения (Все ребята хотели тебя здесь дожидаться_ [да] я отговорил.);
пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчиненном предложении (Всюду_ [куда ни бросишь взгляд]_ ущелье, обрывы.);
постановка запятой [перед союзом, соединяющим] однородные придаточные части в сложноподчиненном предложении (Я бываю в лесу, [когда] солнце светит<,> и [когда] небо покрыто хмурыми облаками.);
ошибки, связанные с пропуском знака для разделения частей бессоюзного сложного предложения (Статные осины высоко лепечут над вами_ длинные висячие ветки берез едва шевелятся. Погода была ужасная_ ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово [скажет]_ все смеются.);
пропуск знаков препинания для выделения прямой речи (_[Согласятся], - сказал я, - [когда узнают Марью Ивановну]_.), для отделения ее от слов автора (["Ты здоров?"] _ спросил он.), а также знаков препинания в конце прямой речи (при этом пропуск одного из сочетающихся знаков или нескольких считается за одну ошибку) ("[Чему усмехаешься]_ спросил он меня.);
ошибочный выбор знака между частями БСП (Сомнений не было <-> кто-то осторожно приближался к нам через заросли. Любишь кататься<:> люби и саночки возить.).
Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных, чаще негативных (отменяющих действие основных) правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания.
Негрубые пунктуационные ошибки:
неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, как весело сверкает все кругом. Ребята спрашивали, кто войдет в школьную команду<?>);
постановка точки в заглавии текста (Зима_);
постановка тире на месте нулевой связки, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в Им. п. или если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. п., стоит частица (Мы _ веселые ребята. Бедность _ не порок.);
пропуск знаков препинания для выделения сравнительных оборотов (Луг_ как бархат_ зеленеет.), обособленных приложений, присоединяемых словом [как] (Мне_ [как лицу высокопоставленному]_ не подобает ездить на конке.); постановка запятой перед словом [как], имеющим значение "в качестве" (Мое молчание было истолковано<,> [как молчание дипломатическое].);
употребление запятой между неоднородными определениями (Громкий хохот оглашал снежные<,> окрестные поля.);
неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчеркивается лексически ("Надя<.> Подойди!" - [крикнула] мама.);
постановка лишней запятой после частицы [о] при обращении (О<,> [мой милый, мой нежный, прекрасный сад].);
пропуск запятых для выделения поясняющих слов к обращению при их расчленении ([Дедушка], поздравляю тебя с днем рождения_ [дорогой]!);
неправильный выбор знаков препинания для выделения вводных и вставных единиц (Алексей<,> [читатель уже знает его]<,> пристально глядел на молодую крестьянку.);
обособление адвербиализованных [(перешедших в наречия)] деепричастий (Он шел<,> не торопясь.);
отсутствие знаков препинания для выделения обособленных обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в силу и др. (Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно.);
ошибочный выбор знака препинания при прямой речи (Дети закричали: ["Гроза начинается!"]<,> и побежали прятаться от дождя. [Проходя мимо, он сказал: "Не забудь купить билеты". - "Постараюсь", - ответила я].);
постановка лишней запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом или общим вводным словом ([Сквозь дождь] лучилось солнце<,> и раскидывалась радуга от края и до края. [Одним словом], мы опоздали<,> и поездка наша сорвалась.);
тире в неполном предложении (Он прочитал басню, а я <-> стихотворение).
Оценка коммуникативных умений и навыков учащихся
Проверка умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, уровня речевой подготовки учащихся, т.е. умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания, осуществляется с помощью творческих работ (изложения, сочинения).
В качестве обучающих используются сжатые, выборочные, подробные изложения, изложения с дополнительным заданием и др.
В качестве контрольных используются подробные изложения.
Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме и основной мысли;
полнота и глубина раскрытия темы;
правильность изложения фактического материала;
связность, логичность, последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Критерии и показатели оценки творческих работ учащихся
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|