Сделай Сам Свою Работу на 5

Беспредельность Времени и Пространства 3 глава





'Самсара - мир феноменального существования. Цепь воплощений.

 

ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ ВСЕГО СУЩЕГО!

Ты - Мать Богов, людей и всего, что было, есть и будет.

Ты - Женское Начало Бытия, от которого происходят все Богини-женщины.

Ты - таинственная мистическая Сила, которой Творцы создают миры и правят ими.

Ты - Великая Творческая Сила в жизни каждого существа

Ты - олицетворение Природы, Ты - ее производительная и родящая сила. Ты - душа мира и всего, что его наполняет.

Ты дала понимание святости материнства всему живущему

Тебя издревле чтило человечество:

Как Исиду Божественную, покровительницу брака и воспитания детей.

Как Уранию Небесную, Богиню высшей любви.

Как Гестию, Богиню домашнего очага.

Как Юнону, Богиню женщин и супружеской верною

Как Деметру, Мать Земли.

Как Афину, Богиню мудрости и ума.

Как Персефону, Богиню смерти и Царицу подземного мира.

Ты царишь Одна, везде, всегда и во всем.

 


Ты повелеваешь пределами Неба и Земли.

Ты Своим Светом освещаешь все существующее.

Ты Своею Любовью согреваешь все живущее.

Ты Своею Мудростью награждаешь все прогрессирующее.

Ты Милостивым Оком стережешь все Твои творения.



Ты Истинная, Добрая и Сострадательная Мать всего человечества.

Тебя Единую и Несравненную чтут все Владыки Мира.

Тебя превозносят все Силы Небесные.

 


Тебя чтут на Земле и за пределами ее.

Тебе приносим и мы свои сердца.

Тебя мы чтим как Мать и как Отца.

Тебе поклоняемся. Тебя славославим.

Тебя просим, к Тебе взываем:

Будь нашим Прибежищем в скорбях Будь нашей Надеждой и Опорой.

 


Будь Помощницей в наших делах.

Будь нашей Заступницей скорой.

Будь нашей Руководительницей на всех путях.

Будь от зла Хранительницей и на добро Вдохновительницей.

 


Будь с нами всегда, наша Добрая Мать.

Яви, Владычица, Руку Твою.

Яви сострадание, утри наши слезы, сократи страдания.

Яви радость нашим сердцам, открой Свое Святое Имя нам.

Яви нам Твой Лик прекрасный.

Яви красоту Твоего существования.

Яви дар познания Тебя.

Яви счастье быть Твоими детьми снов ласку Твою.

Пусть прекратится наше сиротство.

Пусть все обретут свою Божественную Мать.

 


Пусть чтут Имя Ее Святое все языки и народы.



Пусть все превозносят Ее и славословят.

Пусть слава о Ее делах распространится по всем

Пусть всякий почует Ее великую мощь и силу.

Пусть всякий построит Ей храм в своем сердце.

 

Глава 7

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА

 


Вопрос о добре и зле всегда занимал умы душ, ищущих правды, всегда побуждал пытливое человеческое сознание к стремлению разрешить этот трудноразрешимый вопрос в том или ином смысле. Многих интересовали, как интересуют и теперь, вопросы: каким образом появилось зло в мире, кто первый положил начало появлению зла? Есть ли зло необходимая и неотъемлемая часть человеческого существования, и если это так, то каким образом Благая Творящая Сила, создавая мир и человека, могла создать зло? Так как понятие о Высшей Силе, или о Боге, в представлении человека не вяжется с понятием зла, то весьма естественно, что последний вопрос для незнающего человека является весьма опасным соблазном для всякого рода неправильных и ложных умозаключений и выводов.

Большинство современных христиан, ссылаясь на неправильно понятое и неверно истолкованное известное библейское сказание о грехопадении первых людей в раю, до сих пор наивно верит в то, что зло началось на Земле с того, что змей соблазнил Еву, а Ева соблазнила Адама, отчего получился грех, иначе говоря зло. Это наивное верование и примитивное представление о возникновении на Земле зла имеет мало общего с истинной причиной существования зла на Земле. Для того чтобы правильно подойти к разрешению этого вопроса, необходимо обратиться к основам мироздания.

Причина возникновения зла лежит в двойственности всего сущего. Как уже не раз говорилось в настоящем труде, основное условие существования феноменального мира есть бесконечное разнообразие сочетаний двух извечных Начал мироздания - Духа и Материи. Творчество для своего проявления требует наличия двух Начал. Поэтому мироздание начинается с того, что пребывающая в хаотическом состоянии Первичная Субстанция, или Духоматерия, разделяется на Дух и на Материю, и Творящие Силы Космоса из андрогинного состояния становятся однополыми Божествами мужского и женского Начала. Из этой основной двойственности проистекает двойственность, или биполярность, всего мироздания. Все существа, все явления, все понятия и все вещи - это бинеры, обладающие двумя полюсами одной и той же силы и одного и того же явления.



Как мы назовем эти полюсы: мужским и женским, или положительным и отрицательным, или активным и пассивным, или духом и материей, или добром и злом, или светом и тьмой, или истиной и ложью - это безразлично. Необходимо лишь, чтобы всякое понятие имело противоположение, ибо лишь из составления этих крайних понятий рождается истинное понятие. Это есть великий закон антиномий (по Канту) и бинер в эзотерической традиции.

"Каждое человеческое представление, образ, мысль или идея есть следствие противопоставления некоторых других представлений, образов, мыслей или идей. В силу этого никакой фактор мироздания сам по себе, как "вещь в себе" непостижим, и все представления о нем слагаются из тех взаимоотношений, которые он имеет с другими, гармонирующими с ним по природе, но разнящимися по степени интенсивности и направлению качеств. Так, в Коране говорится: "Мы создали вещи попарно". Это значит, что в природе каждого существа обнаруживаются два противоположных начала: свет и тьма, холод и жар, добро и зло, активное начало, мужское, и пассивное, женское. Человеческий разум, по самому существу своему, способен воспринимать лишь разности явлений, но не их действительную сущность. Каждое сложное представление есть комплекс простых представлений, порождаемых противопоставлениями. Два простых представления, противопоставляемые друг другу и этим взаимно утверждающиеся, представляют собой элементарную систему, которая носит название бинер.

Бинер есть относительная форма мышления, проистекающая из свойств человеческого разума, но являющаяся для него единственным, а следовательно, и абсолютным путем постижения многообразных явлений мироздания. Человеческий разум постигает и может постигать мир только в бинерах, и мир этот есть для него лишь их общий комплекс.

Евангелие не говорит одному "да", другому "нет", но одному и тому же ­"и да, и нет". На этих кажущихся противоречиях, на антиномиях, держится Евангелие, как птица на крыльях".'

' В.Шмаков. Священная книга Тота.

В последнем изречении, как в синтезе всего вышесказанного, содержится вся мудрость космического построения. Именно в мироздании каждому предоставлено полное право брать из даров Космоса все, что в нем имеется, причем ему не ставится никаких запретов и ограничений. Поэтому все мировые религии, которые основаны на знании космических законов, не знают никаких запретов, ибо и "да" и "нет" должны исходить от нас самих. Но между "да" и "нет" находится нулевая точка, переход которой человеческим сознанием в одну сторону дает правильное решение, дает истину, переход в другую сторону дает неправильное решение, или ложь. Эти две стороны человеческого эго, которое по одному и тому же вопросу может вынести и "да" и "нет", выливаясь в постоянное усилие найти правильное решение, заполняют всю жизнь человека, проникают все его существо, и в конечном результате побуждают человека к вечному исканию и вечной борьбе этих двух антагонистических начал человеческой сущности.

"Мир есть великое царство контрастов, и величавая жизнь его течет, ограничиваемая сонмом бинеров, которые она своей собственной мощью ткет в своей среде и утверждает ими извилистые берега своего вечного потока. Гордый и царственный по природе своей, но скованный порожденными им цепями, дух человеческий вечно мечется и неустанно стремится к познанию. На крыльях своего разума он взвивается ввысь, на мгновение зрит простор, но тотчас же ткет сам вокруг себя непоколебимые твердыни (противоположных представлений), обращающие свободу в пропасть, зияющую между могучими скалами. Скалы те - это вечные грани мышления, они стесняют дух, но лишь на их твердыне могучий разум может строить новые выси, новые области простора своему полету. Таков закон: "Ища свободу, дух человека должен рабство прежде той поры создать, и лишь на дне стеснений и цепей заря простора пред ним возжечься может". Лишь создавая цепь, создавая новое стеснение, он разрушает тем твердыню рабства, тяготевшую над ним дотоле. Лишь вечно творя и вечно все вновь разрушая, могучий разум грядет по стезе эволюции, осуществляя победу духа".'

' В. Шмаков. Священная книга Тота

Человека, который своим мышлением и своими устремлениями создает свою судьбу, можно уподобить пауку. Паук ткет вокруг себя свой собственный мир, свою собственную сферу, вне которой он существовать не может. Он может по своей паутинке спуститься вниз и по ней же подняться вверх. Такую же собственную сферу своими мыслями создает вокруг себя всякий человек. Дав преобладание тому члену своей бинерной сущности, который указывает путь к истине, человек может возвыситься и подняться до седьмого неба, и наоборот, поддавшись побуждениям противоположного начала, пасть до самых низин ада. Но и в первом и во втором случае сила, влекущая человека и вверх, и вниз, находится не вне человека, но в нем самом.

Благодаря наличию в человеческой природе двух начал, каждое из которых производит могучее воздействие на эволюцию человека и решающее влияние на судьбу его, можно утверждать, что нет у человека высшего благодетеля и лучшего наставника и учителя, который всегда и неизменно указывает ему лучший путь, нежели высшее я человека, и в одно и то же время нет у него более страшного и злейшего врага, который неизменно толкает его в пропасть, как низшее "я" человека. Поэтому самое трудное, что человек в своей эволюции должен совершить, - это познать самого себя, это представить себе те высоты, до которых может воспрянуть человеческий дух, те высоты, где царит вечная жизнь и где человек приобщается к сонму Светлых Сил Космоса, и измерить те бездонные глубины, до которых человек в своем падении может опуститься, те глубины, где стоны, плач и скрежет зубов и где происходит полное уничтожение. Самое трудное из трудного вопроса познания самого себя - это правильное разрешение вопроса о добре и зле, ибо понятия эти меняются в зависимости от ступени человеческого сознания; то, что на одной ступени для человека добро, то на другой становится для него злом.

Выше было сказано, что Начала, составляющие человеческую сущность, названы одно - высшим, другое - низшим. Эти Начала имеют множество всяких названий, неизменно друг другу противополагаемых. Если одно называют Духом, то другое будет Материя; если одно мужское, то другое женское; если одно активное, то другое пассивное; если одно добро, то другое зло, и так дальше до бесконечности. Но это не значит, что одно из них всегда хорошее, а другое никуда не годное. Они совершенно равноценны и равнозначащи и являются двумя полюсами одного и того же Первичного элемента, а даваемые им всевозможные названия есть лишь результат противопоставления. Одно без другого они ничто, и лишь соединение их дает жизнь, и противопоставление их дает эволюцию.

"Внутреннее самосознание, ощущение своей индивидуальной личности, являющееся генезисом мира человеческого, служит вместе с тем источником, из которого рождается как самоотрицание, так и разрушение всех ценностей и новое их воссоздание. Будучи источником всякой силы, человеческое я в то же время оказывается источником своего отрицания и высшей степенью всякой слабости. Одно и то же я творит и разрушает; одно и то же я познает и отрицает это познание; одно и то же я чувствует и в этом чувстве находит эфемерность всякого чувства вообще. Человек силен, поскольку он связан с Высшим, человек всемогущ, когда он черпает силу из Него, но наряду с этим человек раб своей собственной мощи, и он сам себя трепещет. Источник всякого счастья, всякой благости есть вместе с тем и кладезь бездонный страданий. Человеческий дух есть все, он все в себе содержит, он есть колыбель и цель бесконечная, но куда бы ни пошел он, он нигде себя найти не может. Он всюду и везде, а потому нельзя найти его в каком-либо определенном месте, но куда бы ни обратил человек свой взор, он всюду вечно встречает веяние своего духа".'

' В. Шмаков. Священная книга Тота.

Из вышеизложенного видим, что Начала, составляющие человеческую природу, являются единственными и главнейшими факторами мироздания. Их немного, их всего два, но все величие космического построения, все бесконечное разнообразие космического творчества, вся гамма всех человеческих чувств и стремлений и вообще вся эволюция основана на взаимоотношении этих двух извечных Начал человеческой сущности. Всегда на одной стороне человеческое эго, которое стремится что-то познать, и на другой стороне объект познавания, но всегда и познаваемое и познающий одинаково сплетены причудливыми веяниями и взаимоотношениями этих двух Начал. Всегда одно тянет человека вверх, другое - вниз; одно творит гармонию, другое - дисгармонию; одно ведет к добру, другое - ко злу. Граница между этими двумя противоположными понятиями в человеческом сознании очень тонка, извилиста и трудноуловима. На низших ступенях развития она неразличима, и человек бессознательно переходит ее постоянно, но на высших ступенях сознания человек познает всю бездонную глубину этих двух Начал своей природы, всю их фатальную мощь и всю свою зависимость от них а также всю трудность проведения границы между ними. Между тем человек должен научиться распознавать эту границу должен уметь различать добро от зла, иначе его страдания никогда не кончатся. Эзотерическая доктрина говорит: "Ни одна Сущность, будь она ангельской или человеческой, не может достичь состояния Нирваны, или же абсолютной чистоты иначе нежели через зоны страданий и познания зла, так же как и добра, ибо, в противном случае, последнее останется непонятным" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. II).

Из того, что до сих пор сказано, видно, что добро и зло, как члены одного бинера, взаимно друг друга утверждающие, являются, результатом бесконечной дифференциации первоначальной Божественной Двоицы - Духа и Материи, - или мужского и женского Начал в мироздании. Если есть добро, должно существовать зло, одно без другого они существовать не могут. Это есть закон равновесия мира, посредством которого все, что существует в данной стадии развития, в своем конечном совершенстве выявляется как добро или как зло. Но равновесие между добром и злом может быть лишь в том случае, если Начала, составляющие человеческую сущность, находятся в статическом, или бездейственном, состоянии. Но так как жизнь требует движения и действия, то всякое человеческое действие, всякая его мысль и желание выводят его из равновесия и неизменно уклоняют или в одну сторону, или в другую; или в сторону добра, или в сторону зла. Таким образом, творцом как добра, так и зла является человек, но не Создатель. Создатель создает условия для проявления жизни, но жизнь направляется в сторону человеческих устремлений.

Вот почему, чем выше человеческое сознание, чем шире его кругозор, тем правильнее его суждение и выводы, тем точнее и глубже понимание данных ему великих возможностей. Познав себя, познав двойственность своей природы, человек делает все меньше и меньше ошибок. Хаос исчезает, случайность не имеет более места, ибо во всем он начинает видеть закономерность и целесообразность. Из игрушки природы, из раба своих страстей он становится господином своей судьбы и сознательным сотрудником Сил Света. Это есть конечная и идеальная цель всякого стремящегося к совершенствованию человека, но для человека современного развития эта цель еще очень далека, ибо он не только не умеет, но и не желает познать себя и делать различие между добром и злом.

Но что такое добро и зло в истинном, широком понимании этих понятий? Ибо понятия эти очень относительны и находятся в прямой зависимости от культурного и морального развития человечества. Несмотря на высокую цивилизацию и большие технические достижения современности, огромное большинство современных людей в отношении понятий о добре и зле придерживаются идеологии первобытного человека который всегда полагал, что если он украл, то это добро, а если у него украли, то это зло.

Согласно нравственному кодексу Учения Живой Этики, добром, в широком значении этого слова, считается все, что способствует эволюции мира и благу всего человечества, и злом - все, что противодействует этому. Поэтому истинными и великими благодетелями человечества являются все те великие души, которые приносили и приносят ему свет истинного знания, и злейшими врагами его - все те, кто искажает это знание, кто препятствует его распространению и распространяет свою ложь, ибо, действительно, кто больше всего может повредить человеку, как не тот, кто толкнет его на ложный путь, ведущий не к спасению, но к гибели!

"Бог не есть автор зла, вместе с тем зло не могло бы существовать, если бы оно не имело в Боге принципа своей возможности, и вот каким образом: мудрость или предопределение заключает в своей сущности неизбежную необходимость двойственности качеств. Никакая идея не могла бы существовать без своей противоположности, своего отрицания, своей тени. Идея бытия предполагает идею небытия. Между тем никакое из качеств, входящих в группу утверждений, обобщаемых этой идеей, или в группу отрицаний, заключающихся в идее небытия, не имеют в себе ничего дурного: это есть совокупность видов существования, которую Бог реализовал через Творение, и Он видел, что все, что Он сотворил, было хорошо" (Лагурия).'

' Приведено В. Шмаковым в Священной книге Тота.

"Demon est Deus inversus - очень старая поговорка. Действительно, Зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе; это есть реакция, сопротивление и противоположение - зло для одних, добро для других. Зло не существует само по себе, но есть лишь Тень Света, без которой Свет не существовал бы, даже в нашем представлении. Если бы Зло исчезло, то и Добро исчезло бы с Земли одновременно с ним" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1). Древность не знала никакого "Бога зла" - начала, которое было бы совершенно и абсолютно дурно. Языческая мысль представляла добро и зло в виде братьев-близнецов, рожденных одной Матерью Природой.

"Абсолютный Свет есть Абсолютная Тьма и наоборот. В действительности нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло - близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, ибо каждый из них должен быть рожден и создан из другого. Для того чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметом умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. II).

Таким образом, двойственность человеческой природы, при наличии свободной воли человека, является единственным фактором порождения как добра, так и зла. В мироздании нет ни добра, ни зла как таковых, но есть законы природы и принципы развития жизни. Все, что дано для жизни природой, не дурно и не хорошо, но становится тем или другим в зависимости от того, как человек пользуется дарами Природы и как применяет данные ему Природой способности и потребности. Если взять потребности физической природы человека, то ни одна из них не может быть названа дурной, раз все они необходимы для осуществления жизни, но зло в виде разного рода болезней начинается там, где излишества или отсутствие удовлетворения потребностей. Иначе говоря, там, где происходит уклонение от законов природы в одну или другую сторону, там зло; и потому лишь золотая середина будет добром. Какое из существующих в мире зол мы ни взяли бы, творцом его будет не кто иной, как сам человек. Потому всякое существо само творит свою судьбу и само избирает свой путь. Воплощаясь из жизни в жизнь во всевозможных условиях, положениях и состояниях, каждый человек в конце концов выявляет свой истинный лик, выявляет или божественный, или демонический аспект своей двойственной природы. Весь смысл эволюции заключается именно в том, что всякий человек должен показать, представляет ли он собой будущего бога или будущего дьявола. Из этого мы видим, что нет ни Богов, ни дьяволов вне человечества, что только человечество комплектует как Иерархию Сил Света, или Богов, так и иерархию сил тьмы, или дьяволов, ибо каждый человек, подчиняясь принципам развития жизни на нашей планете, в конечном результате своей эволюции должен обнаружить од ну из сторон своей двойственной природы, а именно ту, которая соответствовала его устремлениям или в сторону добра или в сторону зла.

В силу этого Учение Живой Этики говорит: "Весь мир делится на черных и на белых. Одни служат сознательно, другие - по свойству природы, и третьи представляют студенистую массу, не пригодную ни к чему" (Иерархия, § 109). Именно черные и белые - это те, которые уже выявили свой лик, уже обнаружили одну из сторон своей двойственной природы, а студенистая масса - это те, которые не делают различия между добром и злом. Учение Живой Этики рассматривает таких шатающихся ниже, нежели прямых врагов Света, ибо черный может просветиться, может вступить на путь Света, но шатающийся не способен ни к чему и представляет собой подлежащий переработке космический сор. То же сказал про таких и Христос. "Знаю твои дела; ты не холоден и не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр., 3: 15-16).

"Зла нет самого по себе, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно проистекает от двух причин - и, так же как и добро, не есть независимая причина в природе. Природа лишена добра или зла: она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или же посылая страдания, смерть и разрушая созданное ею. У природы есть противоядие для каждого яда, а ее законы - воздаяние за каждое страдание. Бабочка, съеденная птицею, становится этою птицею, и птичка, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это слепой закон необходимости и вечный порядок вещей, и потому это не может быть названо Злом в Природе. Истинное зло проистекает от человеческого разума и его происхождение всецело связано с рассудочным человеком, разобщившим себя с Природой. Таким образом, лишь само человечество есть подлинный источник зла. Зло есть чрезмерность добра, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже, и вы поймете, что кроме смерти - которая не есть зло, но неизбежный закон ­и несчастных случаев, из которых ни один не остается без воздаяния в будущей жизни, - источник всякого зла, малого или большого, заключен в человеческих действиях, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в Природе.

Не природа порождает болезни, но человек. Его назначение и удел в системе природы - умирать естественною смертью, от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь, ни дикий (свободный) зверь не умирает от болезни. Еда, половые отношения, питье - естественные потребности жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тем, кого мы любим, путем приобретения почестей и богатств - похвальные естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого жестокого тирана, скупца, эгоистичного себялюбца, они приносят неисчислимые бедствия окружающим - народам так же, как и отдельным людям. Таким образом, все: еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, - они становятся источником и причиной зла как при их избытке, так и из-за отсутствия их. Сделайтесь обжорой, развратником, тираном - и вы станете породителем болезней, людских страданий и горя. Не имея всего этого - вы умрете с голоду, вас будут презирать как ничтожество, и большинство из окружающей толпы, ваши собратья, сделают из вас мученика на всю вашу жизнь. Так что винить надо не природу и не воображаемое Божество, но именно человеческую натуру, ставшую "низкой из-за себялюбия" (Чаша Востока, письмо XXIII).

Теперь необходимо осветить вопрос о существовании силы, противополагаемой Богу, или о существовании того, кого люди называют Сатаною, противником Бога. Для этого еще раз обратимся к тому источнику, который один только и может дать правильные по этому вопросу сведения. Е.П.Блаватская в Тайной Доктрине говорит: "Сатана всегда существовал как "Противник", как противодействующая Мощь, требуемая равновесием и гармонией сущего в Природе, как Тень, необходимая для более яркого проявления Света, как Ночь для большего выявления Дня и как Холод для большей оценки Тепла. "..."

Вначале символы добра и зла были чистыми абстракциями, Светом и Тьмою. Позднее символы их были избраны из самых естественных, вечно повторяющихся, периодических космических феноменов - Дня и Ночи или Солнца и Луны. Тогда же воинства Солнечных и Лунных Божеств стали олицетворять их, и Дракон Тьмы был противопоставлен Дракону Света. Воинство Сатаны - такие же Сыны Бога, как и воинство... Детей Бога, "представших перед Господом", их Отцом (см. Быт., 4)... В индусской философии Суры - самые ранние и самые светлые Боги, которые становятся Асурами только после низложения их фантазией браминов. Сатана никогда не принимал антропоморфического, индивидуализированного аспекта до тех пор, пока человек не создал "единого живого личного Бога"; и тогда лишь в силу первейшей необходимости. Нужна была ширма, козел отпущения, чтобы объяснить жестокость, ошибки и слишком очевидную несправедливость, совершаемые Тем, кому приписывались абсолютное милосердие, благость и совершенство. Это было первым кармическим следствием отвергания философского и логического пантеизма, чтобы построить подпору для ленивого человека в виде "Милосердного Небесного Отца", ежечасные и ежедневные действия которого, в качестве Творящей Природы, "Прекрасной Матери, но хладной как камень", опровергают подобные предположения. Это привело к первичным близнецам: Осирису ­Тифону, Ормазду - Ариману и, наконец, к Каину - Авелю и всей совокупности противоположений. Будучи вначале синонимом Природы, Бог-Творец в конце концов был преображен в ее автора. "..."

Всюду теории каббалистов изображают Зло как Силу противодействующую, но в то же время необходимую Добру, как дающую ему жизненную силу и существование, которого иначе оно никогда не могло бы иметь. Жизнь не была бы возможна без смерти; не было бы ни возрождения, ни восстановления без разрушения. Растения погибли бы в вечном солнечном свете, также и человек, который сделался бы автоматом без упражнения своей свободной воли и своего устремления к этому Солнечному Свету, который потерял бы для него свое бытие и значение, если бы он не имел ничего другого, кроме Света. Добро беспредельно и вечно только в том, что вечно сокрыто от нас, и вот почему мы его представляем себе вечным. На проявленных планах одно уравновешивает другое. "..."

Между этими двумя противоречивыми понятиями мудр тот философ, который будет в состоянии решить, где исчезает Бог, чтобы уступить место Дьяволу! Потому, когда мы читаем, что "Дьявол есть лжец и отец лжи", то есть воплощенная ложь, и в то же время слышим, что Сатана, Дьявол, был Сыном Бога и самым прекрасным из Его Архангелов, мы предпочитаем обратиться за сведениями к пантеизму и языческой философии, нежели верить, что Отец и Сын есть гигантская, олицетворенная и вечная ложь.

Раз мы овладеем ключом к Книге Бытия, то научная и символическая Каббала раскроет нам тайну. Великий Змий Сада Эдема и "Господь Бог" тождественны, так же как Иегова и Каин - тот Каин, о котором теология говорит как об убийце и лжеце Богу! Иегова искушает царя израильского пересчитать народ, а Сатана в другом месте искушает его сделать то же самое. Иегова превращается в Огненных Змеев и жалит тех, кем Он недоволен, и тот же Иегова оживотворяет Медного Змея, исцеляющего их.

Эти краткие и кажущиеся противоречивыми утверждения Ветхого Завета ­противоречивые потому, что обе Силы разъединены, вместо того чтобы рассматриваться как две стороны одного и того же, - есть отзвуки всемирных и философских догм в Природе, искаженных до неузнаваемости экзотеризмом и теологией и так прекрасно понятых первобытными мудрецами" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).

"Все, что мы читаем в Зогаре и в других каббалистических трудах относительно Сатаны, ясно показывает, что это "лицо" есть просто олицетворение абстрактного зла, являющегося орудием кармического закона, или кармы. Это есть наша человеческая природа и сам человек,

ибо сказано, что "Сатана всегда близко и безвыходно переплетен с человеком". Вопрос лишь в том, насколько мощь эта латентна или активна в нас.

Потому, когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога; она предает анафеме Бога, проявленного в материи, или объективности, она проклинает Бога, или же вечно непостижимую Мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, как Добро и Зло в природе, единым способом, доступным разуму человека" (там же, т. II).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.