Анализ финансовых результатов предприятия
К наиболее важным показателям финансовых результатов деятельности организации относятся:
· прибыль (убыток) от реализации продукции;
· прибыль (убыток) от прочей реализации;
· балансовая прибыль;
· налогооблагаемая прибыль;
· чистая прибыль и др.
Данные показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие:
— рентабельность активов;
— рентабельность текущих активов;
— рентабельность собственного капитала;
— рентабельность основных производственных фондов;
— рентабельность продаж (реализации);
— рентабельность продукции;
— рентабельность долгосрочных финансовых вложений
Рентабельность активов представляет собой процентное отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.
Рентабельность текущих активов показывает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов.
Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия. Определяется как отношение прибыли к величине собственного капитала.
Рентабельность основных производственных фондов показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов.
Рентабельность продаж (реализации) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализации продукции, то есть ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.
Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Рентабельность долгосрочных финансовых вложений показывает эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций. Рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.
Вышеперечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируют по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.
При этом главным фактором, формирующим прибыль организации - является прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг. На изменение этого показателя в свою очередь влияют множество факторов, основными из которых являются следующие:
q Изменение объёма реализованной п,т,р,у.
q Изменение структуры и ассортимента реализации;
q Изменение себестоимости реализованной продукции;
q Изменение цен реализации.
Рассмотрим факторный анализ прибыли на основе данных Примера 1.
ПРИМЕР 1
По следующим данным рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации:
Таблица 1
Исходные данные для анализа
№
| Показатели
| Базовый период
| Отчетный объём реализации при базовых ценах и затратах
| Отчётный период
|
| Выручка от реализации (без НДС, акцизов) т.р.
|
|
|
|
| Полная себестоимость реализованной продукции, т.р.
|
|
|
|
| Прибыль убыток от реализации, т.р. (стр. 1-2)
|
|
|
|
| Рентабельность реализации, %
(стр 3/2*100%)
| 6,81
| 5,91
| 6,51
|
Для расчёта влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции необходимо отчётный объём реализации в натуральном выражении пересчитать в базовые цены и затраты. В этом случае появляется возможность применения способа цепных подстановок для изолированного расчёта влияния каждого фактора. Показатели отчётности объёма от реализации в базовых ценах и затратах следует взять в плановом отделе, а при отсутствии таких данных на предприятии рассчитать самостоятельно (т.е. объём реализации в натуральном выражении * базовые цены).
ВЫВОД: На анализируемом предприятии прибыль от реализации увеличилась на 77 т.р. (647-570 т.р. см. таблицу).
Это изменение сформировалось под влиянием следующих факторов:
1.Изменение объёма реализации. Влияние этого фактора определяется путём умножения базовой прибыли от реализации на темп прироста объёма реализованной продукции:
570*(9483/8935 *100 – 100) : 100 = +34,9 тыс.руб.
Следовательно, в результате увеличения объёма реализованной продукции, прибыль увеличилась на 34,9 т.р.
2.Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции. Влияние этого фактора определяется в два этапа:
1-сначала определяют влияние двух факторов – изменение объёма реализации и изменение структуры реализованной продукции, путём вычитания из прибыли от реализации продукции отчётного периода в базовых ценах и затратах (529 т.р. по примеру) прибыли базового периода (570 т.р. по примеру).
2-затем из полученного результата вычитают исчисленное ранее влияние изменения объёма реализации:
а)529-570=-41
б)(-41)-(+34,9)=-75,9 т.р.
В результате ухудшения структуры реализованной продукции, т.е. снижения доли более рентабельных видов продукции, прибыль снизилась на 75,9 т.р.
3.Влияние изменения полной себестоимости реализованной продукции. Определяется путём вычитания из себестоимости реализованной продукции отчётного периода показателя себестоимости реализованной в отчётном периоде продукции пересчитанного по базовым затратам.
По примеру: 9939-8954=+985
В результате удорожания себестоимости реализованной продукции в отчётном периоде прибыль от реализации снизилась на 985 т.р. (обратная связь).
4.Влияние изменения цен реализации. Определяется путём вычитания из объёма реализации отчётного периода в действующих ценах, выручки от реализации продукции отчётного периода, пересчитанной в базовые цены.
По примеру: 10586-9483=+1103 т.р.
В результате роста цен прибыль от реализации увеличилась на 1103 т.р.
БАЛАНС ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ: (+34,9)+(-75,9)+(-985)+(+1103)=+77т.р.
ВЫВОД: На анализируемом предприятии прибыль от реализации т,п,р,у сформировалась главным образом в связи с удорожанием цен и ростом себестоимости. Так, положительное влияние на прирост прибыли оказали:
- увеличение цен на 1103 т.р.
- рост физического объёма реализации на 34,9 т.р.
Однако возможности предприятия в части прироста прибыли на 1137,9 т.р. (1103+34,9) оказались нереализованными. Такая ситуация сложилась в связи с удорожанием себестоимости на 985 т.р. и ухудшением структуры реализации, в результате чего прибыль снизилась ещё на 75,9 т.р.
Таким образом, предприятие располагает возможностями роста прибыли от реализации при условии проведения мероприятий по снижению себестоимости продукции в размере 985 т.р.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|