Специальность 080105 «Финансы и кредит»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(Тульский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)
Кафедра экономики и финансов
Одобрено УМС ТФ РГТЭУ
Протокол №_________
«____»________200___г.
Председатель__________
Ромицына Галина Афанасьевна
Финансовый менеджмент
Учебно-методический комплекс
Для специальности: 080105 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
080507 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Согласовано:
Учебно-метод. управление РГТЭУ
«____» ________________200____ г.
______________________________
| Рекомендовано кафедрой:
Протокол №__________
«____» ________________200___г.
Зав. кафедрой___________________
| Тула – 2008
Автор составитель:
Ромицына Галина Афанасьевна, к.э.н, доцент, доцент кафедры экономики и финансов
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Программой по специальности 080109 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла обязательных дисциплин специализации.
Согласования со смежными кафедрами:
Зав. кафедрой коммерции и менеджмента
К. э. н., доцент И. А. Рамазанов
Зав. кафедрой общих математических и
естественнонаучных дисциплин
К. э. н., доцент В. Г. Степанов
Зав. библиотекой _________________ Е. Н. Гвоздева
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.1. Использование информационных технологий в изучении дисциплины.............................................................................................................6
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 9
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 10
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА.. 17
5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР.. 23
5.1. Тематика практических, семинарских занятий и тематических дискуссий 23
5.2. Методические рекомендации по проведению практических занятий 29
6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 30
6.1. Задания для самостоятельной работы.. 30
6.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов. 32
6.3. Примеры решений типовых задач. 33
6.4. Задачи для самостоятельной работы студентов. 38
7. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ/КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ/РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ... 53
7.1. Тематика и порядок выполнения курсовых работ. .53
7.2.Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению 61
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И/ИЛИ ЗАЧЕТУ........65
8.1. Вопросы к экзамену/зачету. 65
8.2. Критерии оценок знаний студентов на экзаменах. 67
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ..........69
9.1. Литература. 69
9.2. Методическое обеспечение дисциплины.. 70
9.2.1. Глоссарий. 70
9.2.2. Тесты.. 70
9.2.3. Тезисы лекций. 70
9.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 70
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» является теоретическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области организации финансов хозяйствующих субъектов, инвестиций, учета, анализа, управления, придающим практическую направленность и системность изученным предметам в рамках специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Цель курса«Финансовый менеджмент» - формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории управления финансами организации (предприятия), раскрытие сущностных основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента, необходимость управления финансами, содержание его традиционных и специальных функций, роли и значений в современных рыночных отношениях.
Задачами курса «Финансовый менеджмент» являются: изучение закономерностей денежного оборота хозяйствующего субъекта;
- изучение особенностей организации управления финансами;
- освоение существующих методик анализа стоимости и структуры капитала;
- изучение системы информационного обеспечения финансового менеджмента;
- формирование современного представления об управлении активами и пассивами предприятия;
- формирование представления о стратегии и тактике финансового управления в современной рыночной экономике;
- овладение современными методиками оценки эффективности принимаемых финансовых решений;
- анализ финансового состояния предприятия и прогнозирование возможного банкротства;
- овладение основами оценки финансовых и предпринимательских рисков;
- овладение методологическими приемами планирования и прогнозирования денежных потоков.
Предметом дисциплины «Финансовый менеджмент» является эффективное управление денежными потоками предприятия, направленное на достижение его стратегических целей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» студенты должны приобрести фундаментальные знания в сфере управления финансами, овладеть основными приемами и методами финансового менеджмента на предприятии.
В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление:
- о функционировании рынка ссудных капиталов и основных операциях, совершаемых на этом рынке;
- о методах управления финансовым состоянием бюджетных организаций;
- о методологии оценки объектов недвижимости.
В результате изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» специалист должен знать:
- сущность, функции и основные принципы организации финансового менеджмента, его информационное обеспечение;
- современное законодательство, нормативные документы и методические материалы, регулирующие на предприятии денежный оборот, системы платежей и расчетов, практику их применения;
- практику организации и регулирования денежных потоков предприятия с эффективным использованием в этих целях финансового механизма и различных финансовых инструментов;
- основные направления деятельности в области управления финансами с учетом специфики решаемых задач;
- основную отечественную и зарубежную литературу по теоретическим и практическим вопросам
- управления финансами хозяйствующих субъектов.
По результатам изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» специалист должен уметь:
-анализировать информационные и статистические материалы по оценке финансового состояния предприятия, используя современные методы и показатели такой оценки;
- использовать методы финансирования планирования и прогнозирования, а также бюджетирования текущей деятельности;
- владеть методиками оценки и управления предпринимательскими и финансовыми рисками;
- использовать современные принципы организации и методы управления финансами предприятия для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной экономики;
- использовать современные методики оценки эффективности инвестиционных проектов;
-использовать современное программное обеспечение для разработки и реализации финансовых управленческих решений, а также оценки их эффективности.
Изучение дисциплины «Финансовый менеджмент» позволит студентам приобрести навыки:
-эффективного построения функционально ориентированных схем финансового управления;
-оценки эффективности финансовой деятельности;
-чтения и оценки важнейших финансовых документов (отчетности);
-разработки бюджетов как краткосрочного, так и долгосрочного характера, а также различных других форм финансовых планов;
-управления структурой капитала и оценки его доходности;
-оценки предпринимательских, инвестиционных и финансовых рисков;
-построения долгосрочной и краткосрочной финансовой политики на предприятии;
-управления инвестиционным портфелем.
По результатам изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» специалист должен иметь опыт аналитических расчетов с использованием современных пакетов прикладных программ, ориентированных на применение в области управления финансовой деятельностью.
2.1. Инновационные технологии в преподавании курса:
В учебном процессе могут быть использованы инновационно-педагогические технологии в виде интерактивного обучения.
Интерактивное обучение студентов предполагает использование различных форм и методов, способствующих усвоению содержания учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» не только путем передачи студенту информации на лекциях и практических занятиях (традиционной объяснительно- иллюстрированной тип обучения), но и в процессе его собственной познавательной активности, построенной по типу научного исследования (проблемно-поисковой тип обучения).
Поскольку особенностью курса «Финансовый менеджмент» является его практическая направленность, то возникает необходимость научить студентов самостоятельно работать не только с учебниками, но и с нормативными источниками, с финансовой отчетностью, а также с публикациями в периодических изданиях. И на основе обобщенной информации выстраивать понимание какого-либо вопроса с различных сторон: в разрезе теоретического аспекта и российской практики эффективного управления финансовыми ресурсами организации (предприятия).
Для этого применяются такие инновационные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве (групповая работа студентов), проблемное обучение, деловые игры, учебные экскурсии, тематические дискуссии и круглый стол, исследовательский метод обучения, а также другие формы и методы интерактивного обучения, которые позволяют объединить в единый процесс три основные идеи: обучение в коллективе, взаимооценку и обучение в малых группах. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний ив совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения навыков участия в дискуссии, межличностной коммуникации и толерантности.
I. Так при проведении практических/семинарских занятий широко используются такие методы интерактивного обучения студентов как доклады, дискуссии, активное обучение, обучение в сотрудничестве, круглой стол и исследовательский метод обучения.
Доклад (презентация) – публичноесообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен студентом или группой студентов, приглашенным экспертом. Доклад может быть представлен в виде тезиса лекции, опубликован в центральной печати или размещен на одном из сайтов Интернет. Студенты получают от преподавателя информацию о том, где и когда опубликован материал или на каком сайте можно ознакомиться с материалами подобных «докладов» более внимательно.
Дискуссия – формаучебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами тезисов или рефератов по предложенной тематике (все разделы дисциплины).
Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.
Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особо «горячих» вопросов придает круглому столу динамичность и насыщенность (раздел III и IV: все темы).
Обучение активное – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, мозгового штурма и др. (по всем разделам дисциплины).
Обучение в сотрудничестве – педагогическая технология, которая предполагает организацию групп студентов, работающих совместно над разработкой какой-либо темы, решением задачи. При этом в отличие от других технологий обучения, преподаватель является полноправным участником процесса обучения и одновременно осуществляет координацию, управление ходом дискуссий, а также подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем (по всем разделам дисциплины).
Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной задачи (все разделы дисциплины).
Самообучение – метод, при котором обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа-подход, при котором используются образовательные ресурсы: печатные материалы, аудио- и видео-материалы, интерактивные базы данных, компьютерные обучающие программы, электронные журналы и другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям.
II. Метод кейс-стади (case-study) – это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в обсуждении деловых ситуаций или задач. Центральным понятием метода является понятие ситуации, когда их выбор влияет на конечный результат. Студент самостоятельно принимает решение и обосновывает его.
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|