Сделай Сам Свою Работу на 5

Социологический подход к исследованию науки. Концепции М.Вебера, Р.Мертона, М.Малкея





Наука как социальный институт представляет собой определённую систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Оформление науки в социальный институт произошло недавно. Сама наука возникает потому, что обществу требуются объективные знания о мире, но с другой стороны, наука в процессе своего развития начинает оказывать всё большее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Культурная функция науки состоит не только в том, что она обогащает культуру определенными знаниями, но и в том, что она формирует человека, способного эти знания получать и осваивать. Научное знание, проникая в повседневную жизнь, оказывает влияние на формирование сознания человека, его мировоззрение, формируя личность.

Наука воздействует на потребности общества. Любое нововведение требует сегодня научного обоснования. Научно-исследовательская деятельность является для современного общества совершенно необходимым видом деятельности, без которого дальнейшее развитие общества и решение многих его проблем невозможно. Как социокультурный феномен, наука включает в себя экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные отношения. В XX веке наука становится непосредственной производительной силой общества, то есть начинает оказывать огромное влияние на его развитие. В качестве социокультурного феномена наука выполняет несколько социальных функций:



- культурно-мировоззренческую,

- проективно-конструктивную,

- функцию производства знания,

- функцию непосредственной производительной силы,

- функцию социальной силы.

Социальная функция науки состоит в том, что её достижения используются в социальном и экономическом развитии, для решения важнейших проблем, возникающих в обществе.

ВЕБЕР - немецкий социолог, философ 19 - начала 20 вв. Его концепция - концепция "идеальных типов". Элементарной единицей социологического анализа В. считает социальное действие, предполагающее: а) осмысленность, субъективную мотивацию; б) "ориентацию на других", придающую индивидуальному действию социальное значение.Типология социального действия, разработанная В., включает: 1) целерациональное действие (цели и средства их достижения сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех); 2) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха); 3) аффективное (определяемое непосредственными эмоциональными реакциями); 4) традиционное (определяемое привычкой). Предметом социального познания для Вебера является "культурно-значимая индивидуальная действительность". Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении.



В качестве своеобразного инструмента познания и как критерий зрелости науки Вебер рассматривает овладение идеальным типом. Идеальный тип - это рациональная теоретическая схема, которая не выводится из эмпирической реальности непосредственно, а мысленно конструируется, чтобы облегчить объяснение "необозримого многообразия" социальных явлений. Мыслитель разграничивает социологический и исторический идеальные типы. С помощью первых ученый "ищет общие правила событий", с помощью вторых - стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, пытается найти генетические связи.

А. Койре - французский философ - видит условие возникновения науки в коренной перестройке способа мышления. Идея Космоса заменяется идеей неопределенного и бесконечного Универсума, в котором все вещи принадлежат одному и тому же уровню реальности. Разрушение Космоса - это наиболее глубокая революция, которая была совершена в человеческих умах, и породили ее изменения философских концепций, которые выступают в качестве фундаментальных структур научного знания. Мыслитель выделяет геометризацию пространства, т.е. замещение конкретного пространства догалилеевской физики абстрактным и гомогенным пространством евклидовой геометрии. С его точки зрения, не наблюдение и эксперимент, хотя их значение в становлении науки он не отрицает, а создание специального языка (для него это язык математики, в частности геометрии) явилось необходимым условием экспериментирования. Историю научной мысли до момента возникновения уже сформированной науки необходимо разделить на три этапа, соответствующих трем различным типам мышления: 1) аристотелевская физика, 2) физика "импето", разработанная в течение XIV в., и 3) математическая физика Галилея.



Р. Мертон.

Он дал некую целостную теоретическую схему рассмотрения науки как социального феномена, как социального института, который обладает определенной целостностью, единством, отличием от других социальных сообществ. Он сформулировал совокупность норм, действующих в научном сообществе, ? который представил основным механизмом функционирования науки ? социального института по производству достоверного знания. Мертон основоположник "институциональной" социологии науки, так как наука для него прежде всего социальный институт. Мертоновская социология науки ? нормативная социология: для нормального функционирования каждого социального института необходимо, чтобы выполнялся определенный набор норм, или, наоборот, если имеется стабильно функционирующий социальный институт, в нем непременно поддерживается и выполняется некий набор норм.

Широкое понимание науки в общекультурном контексте дал Малкей Майкл - британский философ науки. Считает недостаточным пересмотр постпозитивизмом неопозитивистской модели знания и признание «теоретической нагруженности» научного наблюдения и эмпирических фактов и связи теоретических интерпретаций с нормами и идеалами науки, принятыми в определенных научных сообществах. Он предпринял попытку создания нового типа социологии знания, исходящей из идеи социального конструирования научного знания. Эмпирические данные пронизаны теоретическими и языковыми интерпретациями, они не настолько «тверды» и достоверны, чтобы однозначно определять выводы ученых. В результате научное знание не обладает каким-либо выделенным эпистемологическим статусом, оно включено в культуру и открыто для различных социальных и даже политических влияний.

 

31. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки

Наука как проф. деятельность начинает формироваться в странах Европы в период бурного подъёма естествознания. У её истоков стоит Фр. Бэкон(1561-1626), утверждавший, что текущие достижения науки ничтожны из-за отсутствия правильного индуктивно-экспериментального метода и разумного управления наукой (создание учёных сообществ, библиотек, выделение профессии учёного, обеспечение учёных необходимым инструментарием). Возникает идея коллективной организованной государственной науки, т.е, академий. Коллегии наук: 28 ноября 1660г. – меморандум о создании коллегии по развитию физико-математического экспериментального знания в Лондоне. Далее – «Лондонское королевское общество». 1666г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинская, 1724г. – Петербургская, и т.д. В XVII в. основной источник н. знаний – книга, где должны излагаться фундаментальные принципы и начала «природы вещей». Книга – базис обучения, фиксации и передачи нового знания. Учёному того времени не достаточно было получить частный результат, но требовалось соотносить результаты с существующей картиной мира и дополнять её. Так работали Галилей, Лейбниц, Ньютон. Уже была необходима коммуникация между учёными – переписка. Далее объём знаний стал таковым, что весь не мог быть усвоен одним человеком.С конца XVII в. началось углубление специализации н. деятельности, возникают сообщества исследователей-специалистов с коммуникациями на национальном языке, а не латыни. Начинают издаваться н. журналы для объединения исследователей, показывающие направления исследований, а также последние достижения в н. области. Объединение учёных происходило в рамках дисциплины и по н. интересам для решения текущей задачи.В конце XVIII – 1-ой половине XIX в., из-за роста объёма н. информации, наряду с академиями возникают общества исследователей, работающих в различных областях знания.Новые формы организации науки привели к возникновению новых форм учёных коммуникаций, а также необходимости воспроизводства субъекта науки – наука утвердилась как профессия, требующая специфического образования, со своей структурой и организацией.Дисциплина – форма систематизации научного знания. Знание трактуется как объективно-мыслительная структура. Оно должно быть упорядочено и доступно для передачи. Дисциплинарная организация следует из необходимости трансляции знания последующим поколениям. Дисциплина также предусматривает соц. институты, нормы н. исследований, связи учёных, н. сообщества, организации по подготовке н. кадров. Так в период Средневековья были созданы университеты, где сложилась четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно связанная с ней д. организа­ция учебного процесса. Тогда существовали многообразные варианты д. разделения наук. Наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная М. Капеллой: триви­ум основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум продвинутых: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) дисциплинарно организованные научные изыскания начинают разверты­ваться вне традиционных центров культурной жизни: возникают кружки интеллектуалов, люби­телей философии, истории, литературы и т.д.В XVIв. в связи с ростом объема научной информации, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения. В XVIв. в Италии возникают академии. Система образования представляется там в виде круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом. В конце XVIII — начале XIX в. сформировалась дисципли­нарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.