Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание
Научное познание и его структура
Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Научное познание— это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, и знание, как результат и метод исследования.
Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Объект познания всегда объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Сообщество организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ)
Знание:
1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
2. любая познавательно значимая информация;
3. особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.
Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.
Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение.
Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
Основные аспекты науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
1) Наука как познавательная деятельность. Наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.
Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.
Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.
Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.
2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.
На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах.
3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. В своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.
Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание
Знание- информация, обладающая следующими критериями:
1) истинность; 2) убежденность в истинности (уверенность в его правильности); 3) обоснованность знания (ссылки на то, как ты его получил).
Выделяют 2 аспекта: 1) критерии демаркации (разграничения) научного и вненаучного знания; 2) виды вненаучного знания.
1. Начиная с 17 в. Доминирующая форма культуры — наука, которая в 18-19 вв. превращается в идеологию.
Выделяют 3 уровня критериев научности знания:
1) универсальные критерии (носят внеисторический и внедисциплинарный характер): a. рациональность; b. верифицируемость и фальсифицируемость; c. обоснованность (много аргументов в его пользу); d. прогностическая эффективность; e. практическая востребованность; f. осознание методологии; g. системность; h. языковая и логическая определенность.
2) Исторические критерии (описываются понятием «стиль мышления» и варьируются в различные эпохи). «Стиль мышления» — принятые в каждой культуре представления о нормативах научного знания (что изучать, как изучать, как обосновать истину, на что ссылаться).
3) Дисциплинарные критерии научности (логико-математич., естественные, технические, соц.-гум. науки).
2. Начиная с 80-х годов особенно в нашей стране.
Вненаучным знанием считается то, которое не соответствует отмеченным критериям.
Основные виды вненаучного знания:
1) паранауки (с греч. пара — около) — они исследуют необычные явления, которые не фиксируются приборной базой классической науки, но встречаются довольно часто.
Виды этих явлений:
а) воздействие человека на человека (ясновидение, телепатия, гипноз); б) воздействие человека на вещество (телекинез, психокинез); в) воздействие вещества на человека (астрология); г) воздействие вещества на вещество (алхимия); д) взаимодействие человек аи космоса (уфология, идея космического информационного поля, к которому могут подключаться люди и получать оттуда информацию).
Основные положения паранаучного знания:
1) оно может давать полезную информацию, недоступную методам классической науки; 2) при телепатическом контакте расстояние между объектами не играет никакой роли; 3) внечувственное восприятие не носит характер электромагнитного взаимодействия (каналы и циркулирующая по ним информация).
2) протонаучное знание — это начальные этапы развития науки, не вышедшей на парадигмальный уровень (физика до Ньютона, химия — до Менделеева, биология — до Дарвина).
К. Маркс «Наука строит не только замки из песка, но и замки не с фундамента, а с крыши».
3) девиантные науки (девиация — лат. — отклонение) — они возникают на основе традиционной парадигмы, но затем превращаются в альтернативу, признанную классическими парадигмальными теориями и академическое сообщество признает их несоответствующими критериям современной рациональности (пример, геометрия Лобачевского была девиантной до его смерти)
4) вульгаризованная наука (псевдонаука) — здесь «вульгаризованная» используется в смысле упрощенная.
Она опирается не на фактический фундамент, а на идеологический и подверстывает под эту идеологию данные классической науки в своей интерпретации: а) вульгарный материализм Бюхнера, Фогта (врачи) и Мелешотта (естеств.) (40-е гг. 20 в.)
Фогт «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь». б) все виды экономического детерменизма, которые объясняют все многообразие социальной жизни экономическими причинами (пример, марксизм);
5) лженаука — обозначает парадоксальные и экстравагантные теории, в основе которых лежит сознательная подтасовка фактов, и целью которых является сокрушение доминирующей парадигмы (новая хронология Фоменко и Носовского — вся хронология неправильная, используют спектральный и приборный анализ, говорят, что до 18 века вся хронология абс. не верна).
6) религиозное знание: а) важнейший источник знаний — откровение (информация, полученная сверхъестественным образом — от ангелов и т.д.); б) методом познания часто выступает медитация (пример, даосизм — познать Дао можно только в процессе медитации);
7) эзотерическое знание — это тайное знание, которое передается от учителя некоторым посвященным ученикам;
8) художественное знание. В отличие от науки, оно не понятийное, а образное, символическое (смыслы неисчерпаемы), интуитивное и личностное.
9) мифологическое;
10) философское.
Любое знание обладает гуманистической интенцией, чтобы улучшить жизнь человека и нам совершенно не важно, кто даст информацию о том, как нам жить лучше, дольше и т.д. Снобизма в отношении к любому знанию быть не должно, по принципу дополнительности все знания помогают друг другу (научное+вненаучное).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|