Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть I. Концептуальные основы и инструментарий финансового менеджмента





Финансовый менеджмент

Учебное пособие

Части 1,2

   

 

Введение

 

Предлагаемое пособие представляет собой краткое изложение основ управления финансами коммерческой организации, применительно, в первую очередь, к управлению финансами акционерных компаний и прочих форм организации бизнеса, характеризующихся разделением прав собственности и функций оперативного контроля. Основная цель курса – сформировать у читателя целостную картину современного финансового менеджмента, не останавливаясь подробно на безусловно важных, но усложняющих первое чтение деталях. При изучении курса следует иметь в виду, что, вопреки распространенному среди неспециалистов заблуждению, данная дисциплина отнюдь не ставит задачу научить читателя зарабатывать деньги: последнее, как будет показано ниже, является следствием удачного обнаружения и эксплуатации неэффективностей на финансовых и продуктовых рынках (или, говоря языком микроэкономики, временных экономических рент). Обучение искусству выявления экономических рент выходит за пределы данного курса (если этому вообще можно научить); изучение же основных достижений современной науки управления финансами формирует компетенции, позволяющие моделировать поведение основных субъектов финансовых отношений, а значит и создавать систему управления финансами, основанную на объективных закономерностях, а не на интуитивных решениях. Немаловажное значение здесь имеет и задача формализации процесса принятия управленческих решений в области финансов, позволяющая создать стройную систему управления на основе делегирования права принятия решений на более низкие уровни управления.



Характерной чертой современного финансового менеджмента является ориентация на финансовые рынки, как основной инструмент распределения финансовых ресурсов; а также на максимизацию рыночной оценки собственного капитала фирмы (рыночной капитализации), как основную цель управления коммерческой организацией. Соответственно, анализ любых управленческих решений проводится с позиции максимизации благосостояния собственников фирмы, что для акционерных компаний означает максимизацию рыночной стоимости их долевых ценных бумаг. Основными направлениями принятия таких решений являются инвестиционные решения, финансовые решения и решения в области дивидендной политики. При этом основной акцент делается на объективных финансовых закономерностях функционирования субъектов хозяйствования в условиях развитых финансовых рынков, через механизм которых и осуществляется перераспределение финансовых ресурсов в направлении наиболее эффективных их пользователей. Ориентация на не слишком популярную у отечественных финансистов североамериканскую модель финансового менеджмента отражает твердую убежденность автора в невозможности методологически непротиворечиво и целостно изложить классический курс финансового менеджмента, игнорируя концепцию рыночной эффективности, категорию стоимости капитала и методы ее оценки. Следует иметь в виду, что не всегда находящая понимание у читателей (по крайней мере, первоначально) ориентация классического финансового менеджмента на механизм эффективного финансового рынка обусловлена необходимостью заложить в базовом курсе методологический фундамент, на базе которого строится современная модель управления финансами. Использование концепции финансового рынка при описании процессов привлечения и распределения финансовых ресурсов не является самоцелью, а лишь отражает то обстоятельство, что максимизация акционерной стоимости реализуется только при достижении необходимого с точки зрения инвесторов компромисса между риском и ожидаемой доходностью (базовая методология финансового менеджмента). Модель эффективного финансового рынка позволяет формализовать зависимость между риском и ожидаемой доходностью, при том, что сама возможность квантификации последней обусловлена допущениями, характерными для современной портфельной теории. Без следования базовой методологии финансового менеджмента, как науки, построение целостного курса современного уровня не представляется возможным. Акцент исключительно на практических аспектах управления финансами более характерен для краткосрочных курсов повышения квалификации менеджеров.





Реализация сформулированной выше концепции привела автора к разделению курса на три части, которые можно охарактеризовать, как концептуальные основы и инструментарий финансового менеджмента, управление активами и капиталом, и специальные вопросы управления финансами. Первая часть включает формулирование финансовой концепции коммерческой организации (предприятия), целей и задач финансового управления, базовых концепций финансового менеджмента, методологических подходов к оценке финансовых активов, измерению финансового риска[1] и его учету в финансовых и инвестиционных решениях. Во второй части рассматриваются проблемы инвестиционной политики, управления стоимостью и структурой капитала, дивидендной и амортизационной политики, управления основным и оборотным капиталом, долгосрочного и краткосрочного финансирования. Наконец, третья, специальная часть курса посвящена проблемам финансового планирования и анализа эффективности управления финансами, организации управления, ориентированного на создание стоимости, управлению финансовыми рисками и другим специальным вопросам.

Следует также иметь в виду, что в сложившейся в большинстве стран практике обучения Финансовый менеджмент является базовым курсом, а не дисциплиной специализации. Это, в частности, объясняет наличие в подавляющем большинстве переводных пособий по финансовому менеджменту раздела «Финансовый анализ», изучаемого до курсов более высокого уровня, рассматривающих финансовый анализ и анализ финансовой отчетности более детально (в данном пособии этот раздел для краткости также опущен в предположении его детального изучения в рамках отдельных курсов). Более того, почти каждый из разделов финансового менеджмента затем развивается в отдельную дисциплину специализации: Корпоративные финансы, Анализ финансовой отчетности, Управление инвестициями, Финансовый инжиниринг, Международные финансы и др.

Представляя собой базовую дисциплину, финансовый менеджмент не требует глубокого предварительного изучения других дисциплин. В то же время базовые знания в области микро- и макроэкономики, бухгалтерского учета, теории вероятностей и математической статистики, общего курса финансов и кредита, основ функционирования рынка ценных бумаг и биржевого дела, безусловно, будут способствовать лучшему усвоению непростых закономерностей управления финансами субъекта хозяйствования в условиях рыночного распределения ресурсов.

Концептуально предлагаемое пособие задумывалось, как компромисс между теоретическим обоснованием используемых моделей, ориентацией на современную отечественную практику и доступностью для восприятия. Чрезмерный уклон в одну из этих сторон снижает информативную ценность курса. Как чрезмерная теоретичность, так и упрощенность одинаково негативно воспринимаются аудиторией. Ориентация исключительно на практические приложения не позволяет сформировать цельную, основанную на методологически единообразных подх

одах картину дисциплины. Кроме того, подходы к изложению материала курса на уровне "экономики для практиков", акцентирующие готовые формулы и их практическое применение, отнюдь не всегда способствуют распространению современных методов управления, в частности финансами, на практике: менеджеры будут способствовать внедрению продвинутых методов управления лишь при условии понимания экономической сути и осознания обоснованности этих методов.

Предлагаемое пособие не претендует на научную новизну и не призвано заменить собой фундаментальные учебники: в последние годы появился ряд как отечественных, так и переводных книг и пособий, с разной степенью детализации излагающих современные подходы к управлению финансами. Это в первую очередь книги В.В.Ковалева, М.Н.Крейниной, Дж.К.Ван Хорна, Ю.Бригхема и Л.Гапенски, С.Росса, Л.Гитмана и др. Автор настоящего пособия активно использовал перечисленные источники, равно, как и ряд не переведенных на русский язык книг – в первую очередь речь идет о популярных учебниках Х.Леви (Haim Levy) и М.Сарната (Marshall Sarnat), а также М.Кона (Meir Kohn). Получившееся в результате пособие представляет собой скорее курс лекций, содержащий изложенные в логической последовательности основные положения дисциплины, которое ни в коем случае не претендует на фундаментальность. Некоторая детальность рассмотрения присутствует лишь в разделах, содержащих изложение дискуссионных либо трудных для восприятия вопросов. Кроме того, определение пособия как курса лекций позволяет избежать его утяжеления за счет обильно представленных в переводной литературе практических заданий и приложений к отдельным главам. Зарубежная, в частности североамериканская, модель преподавания обычно не предусматривает подразделения занятий на лекционные и практические (семинарские). Как следствие, большинство североамериканских учебных книг представляет собой увесистые тома, содержащие подробные практические иллюстрации теоретического материала. В условиях сложившейся в отечественной высшей школе модели организации занятий представляется более целесообразным практические материалы, кейсы, тесты и т.п. приводить в отдельных изданиях, тем более, что срок полезного использования практических заданий и кейсов значительно короче, чем период актуальности теоретического материала.

Предполагается, что наличие подобного пособия позволит избежать изложения в ходе аудиторных занятий описательной части материала, сосредоточившись на обсуждении наиболее важных в теоретическом и практическом отношении проблем. При этом преимущества такого конспекта реализуются в полной мере лишь при условии предварительного изучения изложенного материала, которое сопровождается попытками ответить на сформулированные в конце каждого раздела вопросы. Необходимо также отметить, что приведенная в конце каждой главы библиография отражает источники, непосредственно использованные при написании главы. Актуальная библиография по финансовому менеджменту приведена в конце пособия.

 

Часть I. Концептуальные основы и инструментарий финансового менеджмента

 

Глава 1. Содержание, цели и задачи финансового менеджмента

 

Функции финансов хозяйствующих субъектов и их эволюция. Содержание и цели финансового менеджмента. Задачи, решаемые системой управления финансами на предприятии.

 

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе существует множество подходов к определению того, что, собственно, представляет собой финансовый менеджмент[2]. Во многих случаях авторы сознательно не дают какого-либо однозначного определения, видимо полагая это понятие самоочевидным; в других случаях приведенные определения характеризуются некоторой узостью. При этом в зарубежной литературе часто не делается различий между терминами управление финансами и финансы. Характерным примером может служить определение, приведенное в книге Зви Боди и Роберта Мертона "Финансы" (с.38): "Финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных[3] денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени" (курсив Боди и Мертона). Определения, приводимые в отечественных публикациях, характеризуются традиционной для отечественной финансовой науки обстоятельностью. Не вдаваясь в обширную теоретическую дискуссию об определении сущности финансов, приведем в качестве примера определение финансового менеджмента, данное в популярном учебнике [Романовский, с.56], как "специфической области человеческой деятельности, увязанной с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия".

В настоящем курсе задача нахождения точного определения финансового менеджмента не ставится; будем исходить из самого общего понимания этой области управления как управления финансами субъекта хозяйствования в целях повышения благосостояния его собственника[4]. При этом концептуально решение сформулированной задачи выглядит достаточно просто. Предприятие, привлекая финансовые ресурсы (собственные и заемные), размещает их в активы (оборотные, внеоборотные). Если доходность активов выше стоимости (цены) привлекаемых ресурсов, то стоимость для собственника (акционерная стоимость) создается, в противном случае – разрушается. Дьявол, как обычно, кроется в деталях: необходимо использовать не учетные, а рыночные оценки как доходности активов, так и стоимости финансовых ресурсов, а их получение – отнюдь не тривиальная задача. Кроме того, остро стоит проблема создания такой системы управления финансами, которая мотивировала бы менеджеров на усилия по созданию акционерной стоимости.

Краткий экскурс в историю развития финансов в странах с рыночными экономиками показывает, что до середины 50-х годов финансовая наука там оставалась в значительной степени описательной, причем преподносилась она в основном с позиции внешнего аналитика [Levy, Sarnat, с.2]. При этом проблемы практического менеджмента в значительной степени игнорировались, что в определенной мере отражало неверие практиков в управленческую ценность финансовой науки[5]. Проблемно-аналитический подход получил свое развитие в зарубежной финансовой науке лишь в 50-е годы двадцатого столетия. При этом потребности управленческой практики того времени выдвинули на первый план применение основанных на дисконтировании методов анализа эффективности капитальных вложений, а также использование портфельного подхода к анализу решений, принимаемых фирмой в условиях неопределенности. В это же время бурно развивались разнообразные формальные модели управления денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами и долгосрочными активами. Затем, уже в 60-е годы портфельный подход был распространен на анализ ценообразования рисковых активов в целом, и в частности обыкновенных акций. На 70-е годы пришлось развитие методов оценки опционов и прочих условных требований, и их применение в инвестиционной практике. Наконец, последние десятилетия в значительной степени характеризуются повышенным вниманием к анализу финансовых аспектов корпоративного управления и создания акционерной стоимости.

В русле приведенных выше определений можно сформулировать основную цель управления финансами коммерческой организации – финансового менеджмента, как максимизацию достояния собственника фирмы, или, что то же самое, какмаксимизацию рыночной стоимости[6] собственного капитала фирмы. Для акционерной компании цель финансового менеджмента будет формулироваться, как максимизация рыночной стоимости долевых ценных бумаг – акций фирмы.

Подобная формулировка основной цели управления финансами субъектов хозяйствования сложилась не сразу. По мере развития финансового менеджмента эволюционировали и его цели. Из целого набора возможных целей финансового управления, таких, как:

- максимизация объемов продаж;

- максимизация прибыли;

- максимизация рыночной стоимости собственного капитала фирмы;

- выживание фирмы в условиях конкуренции;

- достижение целевой доли на рынке;

- достижение стабильности доходов; и др.,

в течение достаточно длительного времени в качестве основной цели выделялась максимизация показателя прибыли (дохода). Особенно характерно это было для отечественной практики управления финансами. Последнее было связано, прежде всего, с характерным для отечественной финансовой науки отождествлением стоимостных и учетных категорий с одной стороны, и чисто финансовых категорий – денежных потоков – с другой. Однако, в конечном счете, в качестве основной сначала в зарубежной, а затем и в отечественной практике управления финансами предприятий выделилась именно максимизация рыночной стоимости собственного капитала фирмы.Достижение максимальной стоимости (ценности) собственного капитала владельцев фирмы и должно служить основным критерием при принятии тех или иных управленческих решений.

Выдвижение на первый план максимизации достояния собственников фирмы порождает определенную критику, связанную с использованием вероятностных оценок будущих доходов, не всегда возможной точной оценкой рыночной стоимости фирмы и др. недостатков, от которых подход, ориентированный на максимизацию прибыли свободен. С другой стороны, может возникнуть вопрос: не являются ли эти два подхода по существу идентичными[7]? Следует, однако, иметь в виду наличие трех факторов, делающих два описанных подхода – максимизацию достояния акционеров и максимизацию прибыли (дохода) - далеко не всегда совпадающими, хотя в ряде случаев и взаимосвязанными[8]:

- временные горизонты;

- инвестиционные горизонты;

- отношение к инвестиционным рискам.

На этих факторах следует остановиться более подробно. Основной "конкурент" максимизации достояния собственников – максимизация прибыли - имеет иные временные горизонты: показатель прибыли по своей природе является краткосрочным, отражающим результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия за конкретный период, в то время как стоимость фирмы отражает всю совокупность ожидаемых в будущем ее владельцами денежных потоков. Горизонты принимаемых на фирме инвестиционных решений также могут быть различными: текущая рентабельность может быть увеличена как за счет внедрения удачных технологических решений или новых моделей, так и за счет сокращения затрат на исследовательские разработки. Очевидно, что влияние этих решений на стоимость фирмы (ее рыночную капитализацию) будет прямо противоположным.

Наконец, фактор инвестиционного риска в условиях неопределенности, характерной для рыночных экономик, весьма удачно вписывается в модель максимизации рыночной стоимости фирмы, тогда как учет этого фактора в рамках модели максимизации прибыли (дохода) приводит к противоречивому результату. Если принять гипотезу прямой пропорциональности между инвестиционным риском и ожидаемой доходностью (гипотезу несклонности инвестора к риску)[9], то максимизация прибыли (дохода) потребует инвестиций в самые рисковые активы. Однако это противоречит здравому смыслу: рано или поздно (скорее рано, так как большинство инвесторов предпочитает стабильность доходов) инвесторы должны будут воспрепятствовать возрастанию рисковости принадлежащих им активов. Напротив, максимизация рыночной капитализации фирмы потребует от ее менеджеров достижения некоторого компромисса между риском и доходностью, удовлетворяющего большинство инвесторов и, тем самым, максимизирующего привлекательность (а значит и рыночную стоимость) долевых ценных бумаг фирмы.

В соответствии со сформулированной выше целью управления финансами фирмы – максимизацией ее рыночной капитализации – в рамках такого управления должно обеспечиваться решение следующих задач:

- Определение величины и состава активов фирмы и оптимизация их структуры, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;

- Оценка риска и доходности отдельных видов деятельности предприятия;

- Нахождение источников финансирования и оптимизация их состава и структуры;

- Организация текущего и перспективного управления финансами предприятия, направленного на достижение поставленных целей, обеспечение его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Обязанности финансового менеджера, таким образом, включают[10]:

- финансовый анализ и планирование (определение объема средств, необходимых компании);

- принятие инвестиционных решений;

- принятие решений по финансированию (обеспечению предприятия источниками средств) и структуре капитала;

- управление активами – управление денежными средствами, инвестициями, дебиторской задолженностью, товарно-материальными запасами в целях получения максимального дохода при минимальных рисках.

 

1.2. Структура управления финансами хозяйствующего субъекта.Управление по Центрам ответственности. Мотивация финансовых менеджеров

Финансовые службы занимают важное место в общей системе управления компанией. Не существует какой-либо установленной структуры управления финансами на уровне предприятия: каждая компания сама определяет структуру управления и место в ней финансовой службы в зависимости от своих размеров, отраслевой специфики, правовой формы организации бизнеса, национальных традиций и пр. Ниже приведен пример структуры организации управления финансами крупной компании в общей системе управления.

 
 

 

 


Функции финансового директора и главного бухгалтера, или, точнее сферы их ответственности, перечислены ниже:

Финансовый директор[11] (в зарубежной, особенно североамериканской, практике часто используется термин казначей):

- финансовый анализ и планирование

- финансирование

- инвестиционная деятельность

- управление денежными средствами

- управление дебиторской задолженностью и кредитная политика

- управление налогами и резервами

- дивидендная политика

Главный бухгалтер(в зарубежной практике часто используется термин контролер, хотя содержание и функции этих позиций далеко не во всем совпадают):

- бухгалтерский (финансовый) учет

- управленческий учет

- информационное обеспечение управленческой деятельности

- составление финансовой и налоговой отчетности

- организация внутреннего аудита.

Отметим, что приведенная схема отнюдь не является типовой, и, тем более, исчерпывающей. Достаточно часто, особенно в континентальной модели управления, финансовый директор выполняет функции не только казначея, но и, частично контролера (например, отслеживание документооборота и контроль за результатами финансовой деятельности по прошедшим и текущим торговым и финансовым операциям и др.) В то же время в отечественной практике управление налогами традиционно осуществляется главным бухгалтером, который часто руководит и аналитическими службами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.