Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения





Многообразие цен и оснований для их классификации позволяет на практике объединять их в различные группы. Например, важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

- оптовые цены на промышленную продукцию;

- цены на продукцию строительства;

- закупочные цены;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на платные услуги населению;

Оптовые цены продукции – это цены, по которым предприятия реализуют крупные партии продукции другим предприятиям или сбытовым организациям.

Различают следующие виды цен на строительную продукцию:

- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта;

- прейскурантная цена – усредненная цена, сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м. жилой площади, малярных, отделочных работ и т.п.);

- договорная цена, которая устанавливается по соглашению сторон между заказчиками и подрядчиками.

Закупочные цены – это цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее государству или предприятиям для последующей переработки. Это разновидность оптовых цен (однако в них не включается налог на добавленную стоимость и акцизы).



Тарифы транспорта (грузового и пассажирского) – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов или самих пассажиров.

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению. Для многих товаров это конечная цена реализации.

Отпускная цена предприятий общественного питания – форма розничной цены на приготовляемые блюда.

Цены и тарифы на услуги населению – также разновидность розничных цен (связь, здравоохранение, ЖКХ, гостиничные и туристические услуги).

 

Виды цен в зависимости от способа фиксации в договоре

В зависимости от условий договора (способа фиксации) различают следующие виды контрактных цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.



Твердая цена устанавливается в момент подписания договора и не подлежит изменению в течение срока его действия.

Подвижная цена фиксируется при заключении договора, но может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки заказчику изменится.

Скользящая цена - цена, устанавливаемая в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления, в течение которого могут существенно измениться издержки производства продукции.

Цена с последующей фиксацией устанавливается в ходе исполнения договора. В договоре определяются правила фиксации цены, право выбора времени фиксации и т.п.

Скользящая цена состоит из двух частей: базовой и переменной. Контрактом устанавливается базовая цена на момент его подписания и правила формирования переменной части цены. Скользящие цены применяются в договорах:

1) с длительным сроком поставки, в течение которого изменяется ситуация на рынке;

2) на поставку товара с длительным сроком изготовления, в течение которого могут измениться издержки производства. Базовая цена представляется в договоре конкретным размером и структурой по элементам. Возможна оговорка об элементах цены, изменение которых допускается.

Если контрактом предусматриваются частичные поставки, то скользящая цена рассчитывается на каждую поставку.

Корректировка происходит по формуле "скольжения":

где

P1 – цена товара на момент исполнения договора;

P0 – базисная цена товара на момент заключения договора;

A – доля в базисной цене материальных затрат;

B – доля в базисной цене расходов на заработную плату;



А и В представляют собой скользящую часть цены;

P – неизменная часть цены;

С = 1 - (А + В)

a1 – цена материалов на период скольжения;

a0 – базисная цена материалов;

b1 – ставки заработной платы на период скольжения;

b0 – базисные ставки заработной платы.

Методы определения цены

Затратные методы

Мировая практика использует два основных метода калькуляции себестоимости:

- метод полных издержек;

- метод предельных издержек.

Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как обладает рядом существенных преимуществ:

- обеспечивает полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;

- предоставляет возможность получения максимально возможной в данной ситуации прибыли.

Значительно повышает точность калькуляции издержек метод нормативных затрат,получивший большое распространение в западной практике ценообразования под названием «стандарт-кост». В нем учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат.

Метод нормативных затрат предполагает определение по всем элементам издержек нормативов затрат в расчете на единицу производимой продукции.

Нормативными затратами считаются заранее определенные затраты на производство единицы продукции в течение определенного периода времени при использовании оптимальных методов производства и с учетом вполне определенных условий работы и окружающей среды. С этими нормативами сравниваются фактические затраты, а полученные отклонения анализируются для выявления недостатков и нарушений в производстве и принятия мер по их устранению.

Преимущества метода нормативных затрат состоят в следующем:

- нормативные затраты показывают эффективные определенные затраты при производстве данной продукции и всегда являются мерилом, с которым могут сравниться фактические затраты;

- руководство фирмы сосредоточивает свое внимание на отклонениях от нормативных затрат;

- сокращается объем счетной работы, появляется возможность получения большого объема полезной информации;

- облегчается контроль за затратами.

Ценообразование, основанное на прогрессивных стандартах затрат, способствует приближению индивидуальных издержек предприятия к «идеальным», ориентируя их на снижение себестоимости, что стратегически важно для российских предпринимателей в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями. Этот метод имеет большой потенциал.

Однако определение стандартов затрат - чрезвычайно сложное дело. Для установления экономически обоснованных стандартов необходимо проанализировать технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, детально изучить требования, предъявляемые к данным товарам на мировом рынке. Выявленные таким образом стандарты должны быть соотнесены с производственным планом предприятия, масштабом его производства.

Метод учета затрат и определения цены на основе «сокращенных затрат» получил широкое распространение в странах Запада. Впервые этот метод был применен в американских фирмах и получил название «директ-костинг»,или калькуляция по прямым затратам. Косвенные затраты, согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы.

В Европе калькуляция по сокращенным затратам названа методом «маржинал-костинг», что означает «приростные» затраты (дополнительные затраты на каждую следующую единицу продукции при увеличении производства или снижение затрат при уменьшении производства на одно изделие). Другими словами, маржинал-костинг рассматривает влияние изменения объема производства на изменение затрат, то есть предполагает калькуляцию по переменным затратам. Поэтому при калькуляции по сокращенным затратам независимо от метода учитывают все переменные и постоянные прямые издержки.

Под маржинальной прибылью понимается разница между полученной выручкой от реализации товара и переменными затратами.

Особое значение маржинальный анализ приобретает в случае многономенклатурного производства.

Маржинальная прибыль единицы продукта = Цена - Прямые затраты;

Маржинальная прибыль продукта = Маржинальная прибыль единицы продукта Объем выпуска данного продукта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.