Маржинальная прибыль. Точка безубыточности. Операционный рычаг. Оптимизация системы управления затратами.
Маржинальная прибыль (marginal revenue, маржинальный доход) это разность дохода, полученного от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.
Формула расчета маржинальной прибыли:
TRm = TR - TVC, где
TRm — Маржинальная прибыль
TR — Доход (total revenue)
TVC — Переменные затраты (total variable cost)
При планировании постоянных затрат предприятие должно определить необходимый объем выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат.
Для определения минимального объема выпуска продукции, выше которого производство продукции становится безубыточным, рентабельным, используют показатель порога рентабельности, (критического объема продаж). В данном случае под безубыточной деятельностью понимается получение прибыли от обычной деятельности (реализации продукции, работ, услуг).
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие. Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
В настоящее время внимание к планированию расходов организации ослаблено, что обусловлено в известной степени и предоставленной организациям хозяйственной самостоятельностью и отсутствием обоснованных методических разработок по планированию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходимым является планирование затрат организации на производство и обращение продукции. Это позволяет рассчитать объем продаваемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию и т. д.
Как правило, величина затрат на проданную продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции за счет остатков непроданной продукции на начало и конец периода и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на проданную продукцию.
Плановый размер затрат на проданную продукцию (Зпп) можно определить по следующей формуле: Зпп = Зн + ВП - Зк + Звп,
где Зн - остатки непроданной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости;
ВП - объем продукции, планируемый к выпуску в предстоящем периоде по производственной себестоимости;
Зк - предполагаемые остатки непроданной продукции на конец планируемого периода по производственной себестоимости;
Звп - внепроизводственные расходы на планируемый период.
Порядок определения остатков непроданной продукции на начало и конец планируемого периода, размера продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде, рассмотрены выше в теме планирования дохода организации от производства и продажи продукции. Внепроизводственные расходы на планируемый период рассчитывают на основе фактических данных за прошедший период с учетом мероприятий, направленных на сокращение их размера.
Применяемый в нашей практике учет затрат на производство и продажу (обращение) продукции и калькуляция себестоимости продукции нуждаются в существенном изменении и совершенствовании. Отнесение налоговых платежей и других обязательных отчислений в состав валовых расходов на производство и обращение продукции искажает содержание этой экономической категории, искусственно завышает размер себестоимости продукции, что значительно снижает уровень фактической прибыли и рентабельности, вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах и ведет к изъятию в бюджет и внебюджетные фонды еще не созданного в организациях дохода, то есть к изъятию оборотных средств. Все это наносит большой финансовый ущерб организациям с длительным процессом производства, у которых значительные суммы оборотных средств изымаются в бюджет в виде налогов, сборов, других обязательных платежей. Порядок определения себестоимости продаваемой продукции и прибыли от продажи продукции установлен без учета необходимой в условиях инфляции индексации себестоимости продаваемой продукции на дату продажи.
Планирование затрат в организации необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по организации, так и на единицу продукции (работ, услуг).
Планирование себестоимости осуществляется в хозяйствующих субъектах при разработке перспективных и текущих (годовых) планов и зависит от характера выпускаемой продукции.
Так, в организациях, у которых преобладает несравнимая продукция, себестоимость планируется в виде определенного размера затрат в копейках на 1 руб. выпускаемой продукции в оптовых ценах.
Организации, вырабатывающие один вид продукции, плановую себестоимость устанавливают в абсолютной сумме (в рублях и копейках) на единицу изделия.
Организации, выпускающие в основном сравнимую продукцию, планируют процент снижения полной себестоимости против фактического уровня за прошедший период.
На стадии выполнения организациями договорных поставок, заказов, планов необходимо постоянное осуществление контроля за расходами организации на производство и обращение, так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности. Контроль за затратами следует проводить систематически на основе месячных, квартальных и годовых отчетов, используя при этом различные методы расчетов влияния на себестоимость важнейших технико-экономических факторов.
Снижение затрат на производство и обращение продукции имеет большое народнохозяйственное значение.
Во-первых, это один из существенных резервов интенсификации производства. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить значительное количество дополнительной продукции.
Во-вторых, снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию) ведет к увеличению прибыли организаций и росту рентабельности, создает реальные возможности для самофинансирования и самоокупаемости.
В-третьих, сокращение затрат на производство единицы изделия является материальной основой для снижения цен на промышленную продукцию, которое приводит к сокращению затрат производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же время создает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления.
В-четвертых, сокращение затрат на производство и обращение продукции приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств в отраслях народного хозяйства.
Процесс управления затратами в организациях связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления затратами (их анализе, поиске резервов экономии и планировании) все факторы принято подразделять на две основные группы:
1) зависящие от деятельности организации (внутренние факторы);
2) не зависящие от деятельности организации (внешние факторы).
В системе факторов, зависящих от деятельности организации, можно выделить основные:
а) объем производства продукции (работ, услуг). Этот фактор оказывает наибольшее влияние на затраты организации, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема производства приводит к увеличению общей суммы затрат, однако уровень затратоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных затрат остается неизменной). С ростом объема производства до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих затрат по организации растет обычно меньшими темпами, так как в составе переменных преобладают виды затрат, имеющие дегрессивный характер (это связано е реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала организации). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных затрат, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема производства. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста производства, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды затрат, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема производства лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня затратоемкости в организации;
б) ассортимент выпускаемой продукции. Различные виды продукции имеют разный уровень затратоемкости. Поэтому в организации целесообразно определять рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг) и, исходя из этого, оптимизировать структуру выпускаемой продукции;
в) скорость продажи готовой продукции. Чем ниже период обращения готовой продукции в днях, тем соответственно ниже в организации уровень расходов по хранению продукции, потерям от естественной убыли и т.д.;
г) уровень производительности труда работников. Чем выше объем производства, приходящийся на одного работника организации, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу выпускаемой продукции;
д) состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет организация на их ремонт, тем длительнее и чаще их простои;
е) обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуются организации в процессе осуществления производственной и хозяйственной деятельности, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
В системе факторов, не зависящих от деятельности организации, можно выделить основные:
а) темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма затрат на приобретение материальных ресурсов, на оплату труда персонала, обслуживание заемных финансовых средств, оплату услуг транспортных, ремонтных и других сторонних организаций, отчислениям на социальное страхование;
б) изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав расходов организации. Значительная часть налоговых платежей включается в состав расходов организации. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне затрат организации.
Исходя из вышеперечисленного, основными резервами снижения уровня расходов в организации являются:
- систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса;
- улучшение использования основных производственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;
- рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на единицу изделия без снижения качества продукции;
- сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводительных расходов;
- сокращение расходов по сбыту продукции;
- устранение излишеств в аппарате управления производством на основе рациональной его организации;
- строгий учет и контроль за расходами в организации.
Таким образом, в реальной экономической жизни организаций величина расходов предопределяет финансовый успех на рынке. Если величина расходов ниже дохода, то организация получает прибыль, которая является основным источником воспроизводства и расширения производственно-хозяйственной деятельности. Если же размер расходов выше дохода организации, то деятельность организации убыточна, что в условиях рыночной экономики приводит к разорению, банкротству.
Критический объем производства в натуральном выражении
| Критический объем производства в стоимостном выражении
| Пороговое количество – это такой объем производства, при котором достигается безубыточность, но организация еще не получает прибыль.
| Порог рентабельности - это выручка, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.
| Формула порогового количества товаров (ПКТ)
где Зпост – постоянные затраты, необходимые для деятельности организации;
Ц - цена единицы товара;
Зп.е. – переменные затраты на единицу товара.
| Порог рентабельности = постоянные затраты / отношение выручки после возмещения переменных затрат к общей сумме выручки
Порог рентабельности = постоянные затраты / (1-(переменные затраты в % / 100%)).
| Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Приведенное на рисунке графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|