Сделай Сам Свою Работу на 5

Главное внимание уделялось строительству храмов, которое велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.





Наземные храмы - вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона (монументальные трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними), с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу, откуда открывался чарующий пейзаж

К подобному типу храмов относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах – Карнакский и Лукорский.

Мощный подъем строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамзеса II, наиболее могущественного фараона XIX династии. Гигантомания была свойственна древним египтянам. Колонный зал занимал площадь в 5 тыс. кв.м, на ней мог бы разместиться знаменитый парижский собор Нотр-Дам. Потолок зала покоился на 134 колоннах, расположенных в 16 рядов. Колонны центрального нефа имели высоту более 19 метров, остальные - почти 15. Поверхность стен и колонн были покрыты цветными рельефыми. Капители колонн представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни – ее зарождения и расцвета.



Скальные храмовые комплексы представляли собой перевернутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.

Существенным нововведением архитектуры Нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Образ фараона лишался иконографического сходства: его изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры, впервые появились изображения египетского царя в быту.

Храмы были ориентированы с запада на восток. Построены они были из кирпича, и их постигла та же участь, что и пирамиды Среднего царства. Зато сохранились прекрасные образцы скульптуры, которую отличали индивидуализация черт и явное тяготение к лирической трактовке образов. Лучшими скульптурными портретами того времени являются головы Эхнатона и царицы Нефертити. Это произведения реалистического искусства, созданные за тысячу лет до расцвета искусства скульптуры в Греции.

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизни», как называли египтяне, и записывали на папирусе. Это стало настолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерстких. Заупокойные тексты Нового царства получили названия «Книги мертвых», особенностью которых являлись ее многочисленные иллюстрации – виньетки.



После завоевания Египта Александром Македонским египетское искусство постепенно сливалось с эллиническим. Однако традиции были настолько сильны, что все великие завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах и с жестами древних фараонов. Величие империи Рамзеса II и Тутмоса III настолько соответствовало притязаниям Рима, что наряду с культом Исиды и Гора элементы орнаментики, символика, скульптура Древнего Египта нашли широкое распространение на территории всей Римской империи.

Лекция 4 – 4 час.

Тема - Античное искусство – 4 час.

Основные исторические периоды культуры Древней Греции

 

Культура Древней Греции складывалась стремительно. Этому способствовали этнические и географические условия. Географические особенности Балканского полуострова и большое количество островов сближало человека с природой. Ее простота и красота привела греков к пониманию соразмеренности сил человека и природы. Отсюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями. Влияние благодатной, праздничной природы сказалось повсюду: в науке, архитектуре, пластике, философии, в складе ума греков. Особенность эллинского мышления- анализировать все, что вызывало их удивление, а затем просто, рационально объяснять. Это обусловило развитие реалистического изобразительного искусства, прежде всего скульптуры и соразмерной пропорциям человеческого тела архитектуры.



Древнегреческое искусство складывалось из трех основных потоков: древнего крито-микенского искусство жителей островов Эгейского моря, которое наиболее ярко проявилось в богатой архитектуре дворцов Крита, Микен и Тиринфа, красочной настенной живописи, керамике, золотых изделиях; влияния искусства Древнего Египта, проникшего через Финикию и средиземноморское побережье Малой Азии, и искусства дорийцев, пришедших с севера и принесших с собой геометрический стиль.

Крито-Микенский (эгейский период)

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. Необычными казались и колонны дворца, сужающиеся книзу наподобие египетских, но не имеющих растительной капители и выполняющие только свою основную опорную функцию. Во дворцах были ванные комнаты, водопровод, древнейшие в мире.

Критяне стремились правдиво передать движение человека. На фрезках художник показывал критянина, схватившего мчащегося быка за рога и собирающегося прыгнуть ему на спину. На другой картине переданы позы и внутренний ритм беседующих элегантных дам и т.д.

Основной темой пейзажной живописи являлось море с рыбами, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами.

Сохранилось множество предметов мелкой пластики: статуэтки женщин со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома, всевозможные сосуды.

В противоположность критским дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Стены дворцов украшали фрезками, в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой - сцены охоты на львов, и травля собаками кабана, и воины. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

Гомеровский период

После победы дорийцами в Троянской войне над ахейскими племенами в истории Эллады, а следовательно, и древнегреческого искусства наступили «темные века». Дорийцы в художественном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы, но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье. Их искусство - суровый геометрический стиль с преобладанием линейного орнамента: кругов, треугольников, ромбов, который они принесли с собой. Человеческую фигуру изображали всегда в профиль, и состояла она из перевернутого вершиной вниз треугольника – туловища, двух приставленных к нему огромных ног, плетевидных рук и маленькой круглой головы с торчащим носом. В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было проще, и в результате дальнейшего их соединения были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид.

Именно тогда жил и творил гениальный Гомер, по словам древнегреческого философа Платона, «воспитавший Элладу». Гомером были созданы большие эпические поэмы «Илиада», и «Одиссея», ставшие первыми произведениями мировой литературы. Гомер детально разработал пантеон олимпийских богов, опираясь на существующую иерархию родоплеменной общины.

 

Архаика

Глубокое влияние на жизненный уклад греков и последующее культурное развитие оказала колонизация, начавшаяся в поисках перспективных торговых путей. В греческих городах, местопребывании аристократии, возникли целые кварталы, заселенные ремесленниками и торговцами.

Претерпела изменения старинная религия, служившая идеологической основой греческого аристократического государства. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Соблюдение их культа требовало роскошных, художественно оформленных храмов и стало обязанностью каждого гражданина.

Греческие храмы в эпоху архаики были центром жизни не только религиозной, но политической и экономической. Архитекторы помещали святилища на высоких холмах или берегу моря. «Для храмов и жертвенников, говорил философ Сократ,- самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидев храм, помолится, приятно подойти к нему, находясь в чистоте». Постепенно складывался определенный тип храма. На священных участках, обнесенных оградой, около восточной стены храма под открытым небом ставился алтарь; по периметру шла колоннада; вход располагался с востока; основное помещение именовалось целлой, куда ставили статую божества; позади целлы в особом помещении хранились дары.

Греческие храмы строились как жилище Бога, во всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру. В этом проявлялось мироощущение греков, в основе которого лежала мысль о соразмерности сил человека и природы, обусловившая особенность античного художественного стиля. «Человек – мера всех вещей», - сказал древнегреческий философ Протагор (480-410гг. до н.э.).

В VIIв. до н.э. рвозникли ахитектурные ордеры (от лат ordin - порядок), в которых нашли выражение технические качества сооружений. Ордер определял соотношение и соразмерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. К несущим относятся цоколь, образующий по периметру храма обычно три ступени, и колоны с фигурным верхом – капителью. Несомую часть образуют перекрытия – антаблемент и фронтон – треугольное завершение двускатной крыши.

Почти одновременно возникли два типа греческих ордеров, дорический и ионический, получивших название по основным племенам – дорийцам и ионийцам, населявшим древнюю Грецию наряду с ахейцами. В конце V в. до н.э. появился коринфский.

В дорическом ордере преоладали четкие резкие линии, некоторая тяжеловестность форм. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ее ствол по вертикали был разделен вертикальными желобками – каннелюрами, имеющими острые грани. Верхняя часть колонны - капитель – представляла собой сплюснутую «подушку» и четырехгранную плиту. Особенностью дорического ордера являлась обработка фриза (средняя горизонтальная часть антаблемента) чередующимися вертикальными планками и квадратными плитами между ними, украшенными рельефами.

Для ионического ордерахарактерны были тонкие и высокие колонны, глубокие, но стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель с завитками – волютами. Ионический стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз был двуцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом, красном фоне. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы. Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле.

В архаическую эпоху сложились основные принципы градостроительства: особо выделялся кремль – акрополь с храмом, рыночная площадь – агора, общественные здания, где горел священный огонь и где должностные лица принимали послов и устраивали торжественные трапезы, булефтерии – место заседания совета старейшин, гостиницы, театры. Получили распространение частные гимнастические школы для обучения мальчиков 12 – 16 лет.

Композиция архитектурных ансамблей периода архаики были предельно простыми. В этом нашло выражение типичное для того времени стремление к порядку и симметрии как проявлению красоты. Симметрия соблюдалась и в размещении скульптурного декора, которым украшались фронтоны и фризы.

Все композиции архаики были посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Сущность этих скульптурных композиций заключалась прежде всего в пластическом воплощении человеческой мощи, побеждающей темные силы.

Искусство архаики было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображениях человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.

Классический период

На основе геометрического стиля архаики постепенно выработался идеал «телесности», или «осязательной ценности», формы. В этот период значительное внимание уделяется скульптуре. Скульпторы ранней классики свои устремления направили на созда­ние реального образа, на точную передачу деталей.

Застылость скульптуры была преодоленаМироном (середина v в. до н.э.), су­мевшим показать образы реального мира подвижными, изменяющимися. В ре­зультате переноса тяжести тела на одну ногу фигура приобрела непринужденное положение - статуя ожила. Недаром созданного Мироном «Дискобола» по силе сосредоточенного в нем движения сравнивают со сжатой пружиной.

Идеал «телесности» античной скульптуры был достигнутПоликлетом (вторая половина V в. до н.э.) и основан на точном геометрическом расчете, изложенном им в его знаменитом «Каноне». В геометризме крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он изображал человека в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Индивидуализация образа была вообще чужда античной клacсике, и в лучших античных статуях головы не являлись главной частью фигуры. В силу своего отвлеченного геометрического характера они не имели даже явных признаков пола. Поликлет отразил общие черты действительности. Его прославленный Дорифор явился собирательным образом красивого юноши, прекрасного атлета, мужественного воина, носящего тяжелое вооружение, и в то же время стал апофеозом геометрического стиля периода ранней классики.

ТворчествоФидия - предел совершенства в границах стиля высокой классики, создавшего прославленные статуи Зевса Олимпийского, одного из «семи чудес света», и Афины-Парфенос (Девственницы). Сохранившиеся фрагменты - торсы без рук и голов - живут и сегодня в сложной трехмерной пластике, поражая своей внутренней энергией. У Фидия идеальное содержание скульптуры выражалось не в портрете, а в пластике обнаженного тела, в движении драпировок.

Фидий являлся также руководителем строительных работ на Акрополе в годы правления Перикла. Этот период расцвета афинской рабовладельческой демо­кратии определен в искусстве как высокая классика.

При взгляде на Акрополь с запада видны два архитектурных объема: велико­лепное мраморное преддверие - Пропилеи, с широкой лестницей и боковыми крыльями, и легкий ионический храм Ники Бескрылой, постоянной спутницы Афины. Греки, победившие персов, взяли на себя смелость навсегда оставить у себя богиню победы Нику, лишив ее крыльев.

Мнезикл, построивший Пропилеи, впервые совместил в одной постройке два различных ор­дера. Внешние колонны дорийского ордера подчеркивали торжественность и вну­шительность входа, но, попав под кровлю ворот, входящий оказывался среди изящ­ной ионики. Римский зодчий Витрувий писал, что в дорической колонне «греки вос­производили пропорции, крепость и красоту мужского тела, тогда как в ионической колонне они подражали утонченности женщин, их украшениям и соразмерности». В основе композиции Акрополя - что характеризовало стиль классики - лежал принцип свободной панорамы. Поэтому статую Афины расположили левее главной оси Пропилеи, а Парфенон сместили вправо. Построили егоИктин и Калликрат из золотисто-розового пентеллийского мрамора в дорийском стиле. Но незаметные искривления, которыми обладают все горизонтальные части здания от фунда­мента до карниза, сужение каждой колонны в верхней части ствола, небольшой наклон их к центру, а также ионический фриз целлы обусловили утонченность и легкое движение вверх. Кроме того, Парфенон был расцвечен красками и позо­лотой, что делало его еще более живописным.

Центром постройки была колоссальная двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос из золота и слоновой кости работы Фидия. Драгоценные камни-сапфиры украшали глазницы. В устройстве целлы, дорического сооружения, были до­пущены элементы ионийского стиля: с внешней стороны она была опоясана сплошным фризом, рельефы которого отражали реальное событие - процессию афинян, направляющихся через весь город на Акрополь для жертвоприношения и поднесения богине нового плаща-пеплоса.

У подножия Акрополя с южной стороны был построентеатр Диониса, став­ший основным типом театра для всех греческих городов.

V век до н.э. ознаменовался важным сдвигом в области изобразительного ис­кусства - переходом на так называемуюиллюзионистическую живопись, родона­чальником которой считается живописецАполлодор Афинский. Античные живо­писцы пользовались всего четырьмя красками: жел­той, красной, белой и черной, не придавая значения перспективе и светотени. Писали они восковыми красками на меди. Греческое искусство V в. до н.э. своим богатством и совершенством отразило внутренний расцвет общества, его породившего. Простота, изящество, монумен­тальность и гармоничность форм явились его самыми характерными чертами.

В этот период неизвестным архитектором на том месте, где Афина и Посейдон оспаривали друг у друга владычество над городом, был выстроен храм Эрехтейон. Планировка его исключительно сложна и асимметрична, так как при строительстве необходимо было охватить все священные части холма. С южной стороны портиком было обозначено место захоронения первого царя Аттики, мифического Кекропа. Алкамен, ученик Фидия, заменил колонны портика кариатидами, скульптурными изображениями стоящих женских фигур, использовав их в качестве архитектурных опор. Появление кариатид свидетельствовало о реализации давнего стремления греков сделать колонну как можно более легкой, изящной и пластичной, пока она не была заменена более подходящей для этих целей формой человеческой фигуры.

Особенно интенсивно в ионийском стиле велось строительство в малоазийских городах. Наиболее прославленным сооружением, одним из «семи чудес света», являлся Галикарнасский мавзолей, о котором Павсаний писал: «Я знаю много замечательных гробниц... Та, что находится в Галикарнасе, сооружена в честь галикарнасского царя Мавзола. По размерам она так велика и так замечательно украшена, что даже римляне, если хотят выразить свое великое удивление, свои великие памятники называют мавзолеями».

Мавзолей - прямоугольное в плане здание - имел усыпальницу на первом этаже. Над огромным цоколем располагались фризы с рельефами, затем ионическая колоннада со статуями и ступенчатая пирамида с колесницей Артемизы (жены Мавзола) и самого царя Мавзола.

В украшении Галикарнасского мавзолея рельефами на темы состязания колесниц, схваток греков с амазонками, мифического племени лапифов с кентаврами принимал участиеСкопас, который наряду с Праксителем,был одним из самых выдающихся скульпторов времени поздней классики.

Скопас создавал динамичные, полные движения и экспрессии статуи, показывая человека в момент высшего напряжения его душевных и физических сил. Его танцующие Менады, спутницы Диониса, представляют собой вершину вакхического исступления, полного самозабвения под напором бурных эмоций.

Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетических наслаждений. Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости определяла характер его творчества. Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» дает живое представление о стиле работ Праксителя.

Считается, что Скопас - выразитель дионисийского начала, Пракситель -аполлоновского. Пафосу Скопаса родствен из более приближенных к нам по времени художников темперамент Микеланджело и Бетховена, Праксителю -Рафаэля и Моцарта.

 

Эллинизм

Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира -эллинизма, что означает «уподобляться эллинам».

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государства до 31 г. до н.э. - года присоединения Египта к Римской империи. Таким образом, эллинизм охватил большой период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

Александр Македонский основал семьдесят городов с эллинским укладом жизни, самым знаменитым из которых стала Александрия в дельте Нила. Александрия славилась регулярной, т.е. правильной, планировкой улиц, беломраморными храмами, огромной библиотекой, одним из «семи чудес света» - Фаросским маяком и крупнейшим научным центром всего Средиземноморья - Мусейоном. Музей - место, где собирались музы, - занимал в Александрии целый район.

Результатом «проникновения» эллинов стали новые формы искусства, сочетающие греческие и «варварские» принципы культуры. Восточное влияние в искусстве эллинизма проявилось, прежде всего, в декоративности. Не случайно, поэтому общественные и культурные здания Александрии строились в коринфском стиле, создающем чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ.

Коринфский ордер, один из трех классических ордеров, по пропорциям совпадал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа, ядовитого растения. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо декоративные цели, ведь известно, что на листья ничего не поставить. Функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер широко использовался в чисто декоративных целях.

Восточное пристрастие к декоративности проявилось также в смене барельефа (низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема) горельефом (высокий рельеф, выступающий над плоскостью фона более чем на половину своего объема) и комбинировании мраморов различной окраски. Все эти приемы, подчеркивая светотеневые контрасты, помогали усиливать декоративное впечатление архитектурных и скульптурных произведений.

Взаимодействие художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока выразилось и в гигантомании, как архитектурной, так и скульптурной. В это время Состратом был построен Фаросский маяк, одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на о.Фарос. Он представлял собой гигантское здание, состоящее из прямоугольного основания и двухъярусных башен, увенчанных фонарем, где поддерживался огонь.

Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, тоже одно из «семи чудес света», построенный в знак победы Пергамского царства над варварами-галлами и ставший прообразом алтаря Отечества в Риме. Почти квадратный в плане Пергамский алтарь спереди открывался величественной лестницей. Высокое основание подиумов (прямоугольная платформа с лестницей), расположенных буквой «П», украшал большой горельефный фриз, расположенный не на антаблементе, как обычно, а на цоколе здания. Фриз изображал борьбу богов и гигантов, и ступени, по которым поднимались наверх к жертвеннику, служили также опорой каменным участникам яростной битвы. Все сооружение увенчивалось ионическим портиком. В центре открытого прямоугольного пространства находился жертвенный алтарь.

Пристрастие к колоссам Афины и Зевса отмечалось у греков еще в период высокой классики и особенно проявилось в эпоху эллинизма. Наиболее широкую известность получилародосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань острова Родоса мастеромХаресом была возведена знаменитая статуя бога Гелиоса высотой 37 метров - Колосс Родосский, одно из «семи чудес света». К родосской же школе относят также «Лаокоона». Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской, принадлежащей родосскому скульптору Харесу, который изобразил крылатую Нику в момент ее приземления на нос корабля. И прихотливые завихрения одежды, и мощные, распахнутые крылья создают впечатление только что завершившегося вихревого полета. В правой руке Ники была зажата труба, звучанием которой она возвещала морскую победу греков.

Экспрессивность движения и острота ситуации стали основойэллинистической скульптуры. То, что в период классики считалось дурным тоном, в эпоху эллинизма ставилось во главу угла. Практически о любой скульптуре, созданной в этот период, можно сказать, что она наполнена внутренней экспрессией, динамикой и что она определяет кульминационный момент действия.

Но, пожалуй, самым характерным для эллинизма скульптурным произведением явился «Лаокоон» великого Агесандра, дошедший до нас в римских копиях.

Лаокоон был жрецом бога Аполлона - в Трое и отговаривал троянцев ввозить в город огромного деревянного коня, найденного в стане якобы уплывших из-под стен Трои греков. Он считал, и совершенно справедливо, что в коне находятся греческие воины. В тот момент, когда он предсказывал троянцам гибель от коня, в море появились два чудовищных змея, стремительно плывущих к берегу. В ужасе разбежались троянцы, а змеи обвили Лаокоона и двух его сыновей и задушили их.

Вместе с тем в эпоху эллинизма получила развитие довольно безликая декоративная скульптура, изображающая Афродит, которых только по атрибутам (амур на дельфине) можно было не спутать с хорошо сложенной гречанкой. Самыми выдающимися из них были Афродита Милосская, изваянная великим Агесандром, и Афродита Медичи работы Клеомена.

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и работал в бронзе. Если верить источникам, он был необычайно плодовитым и изготовил 1500 скульптур. Причем тематика была самая разнообразная: портретные бюсты Александра Великого, персонажи мифологии, атлеты, герои, а также его знаменитые кони, украшающие теперь собор св. Марка в Венеции.

Леохар искал красоту в формах прошлого, его идеалом были гармоничные образы классики. Но попытки слепо копировать классические идеалы породили театральность и позу. Аполлон Бельведерский и Артемида Версальская с ланью подобны актерам, выступающим в высокой трагедии.

Небывалых высот достигло искусство глиптики - резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях (см. цветную вклейку). Создавались роскошные геммы с врезанными изображениями - инталия и выпуклыми - камея. Мастера, снимая слой за слоем, работали над такой геммой почти всю жизнь, и часто работа передавалась из поколения в поколение. Самой знаменитой является камея Гонзага, созданная в Египте при Птоломеях в III в. до н.э.

Вазопись

В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить создание всевозможных ваз, украшавшихся самыми разными способами.

Вазопись является своеобразной иллюстрацией всей эллинской древности, поскольку посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам из жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), либо эпизодам публичной и частной жизни. Именно роспись ваз дает наглядное представление о верованиях и быте народа.

Важным этапом развития вазописи был краснофигурный стиль, который неразрывно был связан с использованием светотеневой моделировки, что обусловило передачу объема фигур. Афинский мастер Апполодор первый начал передавать тени, став основателем живописи как таковой. Его преемники продолжили и развивали это новое направление, добиваясь еще большей глубины и богатства колорита, а в IV в.до.н.э. художники научились даже изображать обнаженное человеческое тело сквозь морскую воду. Росписи ваз, изготовлявшихся в Аттике, отображали всегда развитие сюжета, действие. Сюжеты были из мифологии. В то же время росписи показывали и душевное состояние героев.

Греческое искусство оказало огромное влияние на культуру всех регионов Сре­диземноморья. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после захвата Греции (недаром существует расхожее мнение, что греческая культура создала римскую). Дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало возможным только благодаря влиянию культурного наследия Греции. Наконец, греческая культура в ее эллинистическом варианте стала в регионе восточного Средиземноморья предтечей рафинированной византийской культуры. Греция заложила основы будущей европейской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, ставшего основой классицизма в искусстве.

Исторические особенности культуры Древнего Рима

Культура Древнего Рима с его совершенными, памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы составляет неотъемлемую часть античной культуры. Вся история Рима - это стремительный рост и превращение маленького города-полиса на Апеннинском полуострове в ведущую, а затем крупнейшую сверхдержаву Средиземноморья. Искусство у римлян также как и у греков играло подчиненную государству роль, и художественное осмысление жизни также несло на себе печать тщательного анализа. Римляне с легкостью и мудрой практичностью заимствовали культурные достижения завоеванных стран, создав собственную самобытную культуру с присущим ей одной отпечатком величия.

Становление собственно римского искусства архитектуры, различных типов рельефа, скульптурного портрета, основных литературных жанров относится ко времени республики (VI-I вв. до н.э.). Расцвет приходится на 1-11 вв. н.э. С этого времени искусство Древнего Рима принято классифицировать как искусство империи, для которого принята более детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, поскольку именно их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор того или иного стиля. Так, искусство во времена правления, скажем, Октавиана Августа существенно отличается от искусства династии Флавиев. Поэтому в рамках искусства империи принята следующая периодизация:

- искусство империи Октавиана Августа (31 г. до н.э.-14 г. н.э.),

- искусство империи Юлиев - Флавиев (14-96 гг. н.э.),

- искусство империи Траяна (98-117 гг. н.э.),

-искусство империи Адриана (117-138 гг. н.э.),

- искусство империи Антонинов (138-192 гг. н.э.),

- искусство поздней империи (III-IV вв. н.э.).

Период поздней империи может быть охарактеризован как время кризиса римского искусства, заката великой античной культуры.

Искусство Республики

Во II в. до н.э. Рим подчинил себе Грецию и Пергамское царство в Малой Азии. Победа над Грецией обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался под влиянием высококультурного противника. Римский поэт Гораций писал: "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусства внеся".

Прежде всего, римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Культ их сложился на этой земле в далеком прошлом и был, без сомнения, вполне самостоятельным, но атрибуты многих богов и их функции взяты у греков. Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец, света, грозы, бури. Янус, уступивший свои функции Юпитеру, стал божеством времени, владыкой всех начал: дня, месяца, года. Яростный бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима - Ромула - сына Марса. Богиня домашнего очага Веста почиталась как покровительница государства. Функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх.

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этрурия дала римлянам арку, Греция - ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительный обиход аркаду. Аркада стала излюбленным архитектурным мотивом и памятника, и моста, и театра, и акведука, грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь республики.

Битвы, походы, торжественные церемонии, носящие официальный характер, -все сразу же фиксировалось в архитектурных формах. Практический, утилитарный дух, присущий римлянам, проявлялся в создании необходимых в повседневной жизни сооружений: стратегических дорог, мостов, акведуков, городов. Самым крупным городом становится Рим, окруженный валами и крепостными стенами. В основе его планировки лежала планировка римского военного лагеря. Широкие улицы обрамлялись рядами высоких колонн, украшенных скульптурными портретами, статуями и различными культовыми изваяниями. В центре его, согласно римской традиции, располагались форум, курия, претория, базилика и Капитолий - верхний храм; возводились театры, библиотеки, термы.

Акрополем (священным холмом) служил неприступный Капитолийский холм, куда, по преданию, была выброшена корзинка с Ромулом и Ремом и где волчица их выкормила.

Храм Юлия Цезаря, первый храм, посвященный смертному, был воздвигнут на том месте, где сожгли останки диктатора.

Храмы в Древнем Риме строили по типу греческих. В храмах прямоугольной формы, построенных на высоком подиуме, как в эпоху эллинизма, вход имелся с одной стороны, и к глубокому портику вела широкая лестница.

Возводились также круглые храмы на цоколе - ротонды; лестница в них располагалась только со стороны входа, подчеркивая тем самым значение продольной оси. Эта особенность римских круглых храмов - сочетание круговой композиции и продольной оси - получила развитие в эпоху империи и легла в основу крестово-купольного храма. Круглые храмы "периода республики посвящались Весте и строились на форумах.

Особую прелесть римского города составляли фонтаны и водоемы. Это были, как правило, квадратные бассейны, но сам источник отделывался весьма искусно: вода текла из разинутой пасти животного или опрокинутого сосуда.

Большую часть зданий в Риме составляли многоквартирные доходные дома высотой до 20 м, сдававшиеся внаем. Знатные римляне жили в собственных домах, состоящих из одноэтажного четырехугольного просторного покоя, вокруг которого группировались меньшие помещения. Дома выходили на улицу глухими его стенами; на пороге красовалось выложенное мозаикой приветствие: «Будь здоров!».

В оформлении внутренних покоев значительную роль играла настенная живопись. Фрески, найденные при раскопках Помпеи, Геркуланума дают о том представление. Росписи были бессюжетными, они просто имитировали мраморные плиты, так называемый первый помпеиский стшъ, или инкрустационнъй.

ИскусствоИмперии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.