Тема - Искусство Древнего Востока-2 час.
Э.И.МЕДВЕДЬ
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Краткий курс лекций
Для студентов, обучающихся по направлению Социально-культурная деятельность 531200.62
Москва – 2010 г.
Содержание курса
Раздел I.Введение в историю изобразительного искусства…………………….2
Раздел II.Изобразительное искусство Древнего мира…………………………..5
Раздел IV. Изобразительное искусство Древней Греции
Раздел V. Изобразительное искусство Древнего Рима
Раздел VI. Изобразительное искусство эпохи Средневековья…………………53
Раздел VII. Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Раздел VIII.Западноевропейское искусство Нового времени (XVII – XIX вв.)…………………………………………………………………………………….122
РазделIX.Искусство Западной Европы ХХ века……………………………....134
Раздел XII.Изобразительное искусство России………………………………142
Раздел XIII.Русское изобразительное искусство XIII – XVIII веков…………………………………………………….……………………………147
Раздел XIV.Русское изобразительное искусство конца XIX века……………………………………………………………………………………166
Раздел XV.Русское изобразительное искусство конца XIX – начала ХХ века…………………172.
Раздел ХVI. Современное изобразительное искусство России…………….177
Рекомендуемая литература……………………… ………………………..185
Лекции 1
РАЗДЕЛ 1. Введение в теорию и историю изобразительных искусств
Тема 1. Введение. Цели и задачи курса – 2 час.
Искусство как форма общественного сознания. Философские категории искусства. Взаимодействие искусств в системе культуры. Основные виды пространственно-временных искусств. Изобразительные и неизобразительные виды пространственных искусств.
Структура курса. Краткая характеристика основных разделов курса. Требования к уровню освоения курса.
Виды, жанры, художественно-выразительные средства изобразительного искусства
Понятие об искусстве. Предмет и метод искусства. Материальная основа развития искусства. Искусство как форма общественного сознания. Взаимосвязь искусства с политикой и моралью. Классовость и партийность в искусстве. Содержание и форма. Понятие о художественном стиле. Основные принципы развития художественного стиля. Направление и метод в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве. Взаимосвязь национальных корней и внешних влияний; роль внешних влияний в развитии искусства. Место искусства в жизни народа.
Искусства пластические и пространственные. Взаимосвязь различных видов искусства.
Особенности архитектуры. Архитектурные конструкции и формы. Композиция в архитектуре. Конструктивность, функциональность, тактичность, декоративность в архитектуре. Архитектурные ансамбли. Садово-парковое искусство и его связь с архитектурой.
Скульптура. Виды скульптуры. Техника, композиция. Проявление стилевых особенностей в скульптуре.
Живопись. Виды живописи. Жанры. Композиция в живописи. Колорит. Стиль и манера. Техника живописи. Живопись и рисунок, линия и мазок в искусстве живописи.
Графика. Виды графики. Техника графики.
Прикладное искусство. Виды прикладного искусства. Стиль в прикладном искусстве. Техника. Художественная промышленность
Лекция 2 – 2 час.
Раздел II. Изобразительное искусство Древнего мира
Тема - Первобытное искусство
Искусство эпохи палеолита. Эпоха Ориньяк – Солютре. Эпоха Мадлен. Скульптура палеолита. Наскальные росписи в пещерах Ласко, Фон-де-Гом (Франция), Альтамирской пещере (Испания). Искусство эпохи неолита и бронзы. Появление мегалитической архитектуры. Ее связь с религиозно-культовыми идеями. Стоунхендж (Англия).
Лекция 3 – 2 час.
Тема - Искусство Древнего Востока-2 час.
Древнейшие государственные объединения Ближнего и Среднего Востока: Ассирия, Вавилон, Финикия, их социально-экономический строй. Персидское государство. Архитектура и пластика государств Древнего Востока.
Социально-экономический облик и основные этапы истории Древнего Египта. Эволюция древнеегипетского искусства.
Закрепление образных и изобразительных норм. Официальная культовая кононизация изображений. Назначение рельефов и росписей в заупокойных храмах. Формирование египетского художественного канона (приемы передачи изображения в круглой скульптуре, рельефах и росписях). Древнее царство (XXVII – XXIII вв. до н.э.) Архитектура – ведущий вид искусства. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (XXVII в. до н.э.). Большой сфинкс. Эпоха Среднего царства. Новый тип заупокойного храма. Храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (ХХI в. до н.э.). Искусство нового царства (XVI – XV вв. до н.э.). Храмовое строительство в эпоху Нового царства. Храмы в Карнаке и Луксоре.
Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона) – первая половина XIV в. до н.э. Искусство Амарнского периода. Мастерская скульптура Тутмеса. Гробница Тутанхамона. Искусство второй половины Нового царства (вторая половина XIV – начало ХI вв. до н.э.). Храмовый ансамбль Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Основные символы культуры Древнего Египта
Древнее царство
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра. Основной тип архитектурного сооружения – гробница, внешними средствами передающую идею его божественности.
Одно из величайших достижений Древнего царства - портретная скульптура – стремление к выражению абсолютного покоя. Все статуи так торжественны, величавы и застылы. Стереотипность скульптур, положивших начало колоссам, которыми позже стали украшать храмы.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов - впечатление подавляющей мощи. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Там же, сейчас в современной Гизе, три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскипции – Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамиды цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.
Сфинкс, воплощающий в себе сущность фараона. Сфинкс – фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон.
Внутренний декор гробниц. Цветныме рельефы, прославляющими фараона как сына и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магические тексты, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Иероглифы, украшенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов V династии, составили знаменитые «Тексты пирамид».
Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц украшали рельефами, они представляли собою настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы – самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.
Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в комбинациях того времени можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир.
Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны многие обычаи древних египтян.
Сложившийся определенный канон изображения фигуры на плоскости. При показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на взгляд древних египтян, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, а плечи – в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия.
В период Древнего царства развито было художественное ремесло: большое количество изящных сосудов из различных пород камня – алебастра, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами.
Во второй половине XXIII вв. до н.э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.
Среднее царство
В 2050 г. до н.э. эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжила тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.
Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в потустороннем мире.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид. Материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.
Замечательным сооружением эпохи Среднего царства являлся и заупокойный комплекс XII династии фараона Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис).
Особенную известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Его описывали многие античные авторы, как одну из чудесных достопримечательностей Египта. Храм занимал площадь 72 тыс. кв.м и делился двумя рядами колонн на три нефа (вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн), из которых центральный был выше боковых освещался через оконные проемы в верхней части стен.
Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов в период Среднего царства. Колоны его были стилизованы под растительные формы.
Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с растительной капителью (венчающая часть колонны на стволе колонны), украшавшими заупокойный храм, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом (вертикальный желобок на стволе колонны) и трапециевидной капителью. Таким образом, уже в XXI в. до н.э. египетскими зодчими был создан тот тип колонн, который в более поздние века стали называть дорическим.
В росписях и в скульптуре изменилась иконография царей - во внешнем облике статуй Среднего царства конкретные индивидуальные черты стали превалирующими.
Новое царство
Эпоха Нового царства открылась в 1580 г. до н.э. вступлением на престол XVII династии, первым фараоном которой был Яхмес I, и установлением единого религиозного культа бога Амона. С именем Амона – Ра связано поистине грандиозное строительство, которое началось в этот период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|