Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика обучения техническим приемам

Лекция № 1

История волейбола

План:

1. Возникновение и развитие волейбола.

2. Эволюция правил игры, техники и тактики.

3. Волейбол в России.

4. Характеристика волейбола – как эффективного средства физического воспитания.

№ 1Волейбол – это вид спорта, командная игра, в процессе которой две команды соревнуются на площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он ударился об их площадку, или соперники допустили техническую или тактическую ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешаются выполнить не более трех касаний мяча подряд (блок за касание не считается).

Существует несколько легенд о возникновении волейбола.

Родоначальником волейбола принято считать Вильяма Дж. Моргана, преподавателя физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан в г. Гелиок (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 г. в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через нее баскетбольную камеру. Назвали новую игру «минтонет». Игра пришлась по душе, и, когда в 1896 году ее продемонстрировали в городе Спрингфилде на конференции колледжей ассоциации молодых христиан, профессор Альфред Т. Хальетед дал ей название «волейбол», что в переводе с английского означает «летающий мяч». Это название весьма точно соответствовало характеру игры того времени, так как мяч по долгу «держали» в воздухе.

По другой версии считается, что придумали эту игру бравые брандмейстеры одного из городов на юге Соединенных Штатов Америки. От нечего делать они натянули между двумя столбами веревку и стали перебивать через нее надутую резиновую камеру. Правда японские историки утверждают, что у них на родине эта игра была известна еще 3000 лет тому назад.

Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли «фаустбол». На площадке размером 50х20м, разделенной невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 человек. Игроки одной команды стремились перебить мяч кулаком или предплечьем через стену на сторону соперника, причем уже оговаривали три касания мяча. Разрешалось принимать мяч как в воздухе, так и после его отскока от земли. Игра длилась 2 тайма по 15 минут. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Германии, Франции, Дании, Нидерландах, Италии.



В 1897 году были разработаны спортивные правила этой игры, включавшие всего 10 параграфов, которые неоднократно изменялись и дополнялись.

В 1913 году на Паназиатских играх было проведено соревнование по волейболу. В нем приняли участие команды Японии, Китая, Филиппин.

В 1922 году в Бруклине состоялся Первый национальный чемпионат США, проходивший под эгидой Ассоциации молодых христиан. В нем участвовали 27 команд из 11 штатов. В 1928 году была образована Волейбольная ассоциация США.

В Европе волейбол стал популярен накануне Первой Мировой войны благодаря американским военным экспедиционным подразделениям. В 1914 году игра получила широкое распространение в Англии, а в 1917 волейбол приобрел небывалую популярность во Франции. После окончания войны число поклонников игры заметно возросло. Игра стала частью курортного досуга, в нее играли школьники, женщины, мужчины, пожилые люди.

На рубеже двадцатых годов произошло становление волейбола как получившей официальное признание спортивной игры со своим регламентом и определенным порядком проведения соревнований. В этом качестве игра приобрела наибольшую популярность в США, Мексике, Бразилии, Китае, Японии, на Кубе, В Корее, Польше, во Франции и России. Стали проводится официальные первенства стран Европы. В 1934 году в Стокгольме прошло международное совещание спортивных федераций. На нем было принято решение создать техническую комиссию по волейболу. В состав этой комиссии вошло 13 европейских стран, 5 стран Южной и Северной Америки, 4 азиатские страны. В апреле 1947 года в Париже на конгрессе, в котором принимали участие 14 стран, была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Это было важно для укрепления международного авторитета игры и увеличения ее популярности.

Первый чемпионат Европы по волейболу среди мужских команд состоялся в столице Италии, Риме в 1948г.

1949 год в истории волейбола был отмечен проведением первого континентального чемпионата среди женских команд и первого мужского чемпионата в Праге. Победителями обоих чемпионатов стали сборные СССР.

Несмотря на международный масштаб игры, олимпийским видом спорта она была признана только в 1957году. Впервые волейбол был включен в программу ΧVIII Олимпийских игр в Токио в 1964 г.

1990 год является новой вехой в истории волейбола. Он отмечен созданием Мировой Лиги – турнира, главной задачей которого является показ лучших национальных сборных всех континентов.

 

№ 2Изменение правил игры отражают усовершенствование техники и тактики в волейболе. Первые правила были разработаны на основе правил, обнародованных в США в 1897 г. Согласно данным правилам, размеры площадки должны были составлять 7,6х15,1 м, высота сетки – 1,98 м, окружность мяча – 63,5 68,5 см, его вес 340 г. Количество играющих не ограничивалось. Одна нога подающего игрока должна была находиться на линии. Очко команда получала только в том случае, если подача выполнялась с ее стороны. Касание сетки мячом запрещалось, но разрешался повтор подачи.

В дальнейшем происходило постоянное усовершенствование правил. В 1900 г. был определен счет в партии – 21 очко и установлена новая высота сетки – 213 см. В 1912 г. увеличиваются размеры площадки (10,6х18,2 м) и высота сетки (228 см). В 1917 г. изменяется счет в партии с 21 на 15 очков, а высота сетки поднимается до 243 см. В1918 г. определяется количество игроков в команде – 12 человек, из которых 6 находятся на площадке, а остальные могут заменять их в ходе игры.

В 1920 г. устанавливается правило, согласно которому разрешается не более трех касаний мяча на одной стороне площадки до перехода мяча на сторону соперников, что придало игре зрелищность. Кроме того, игрокам задней линии было разрешено играть в нападении.

В 1922 г. вновь изменяются размеры площадки, которым и соответствует нынешний стандарт, теперь она представляет собой прямоугольник 9х18 м, то есть средняя линия площадки делит ее на два равных квадрата. В 1934 г. устанавливается высота сетки для женщин – 224 м. В 1937 г. в разметку площадки была внесена линия нападения. В 1950 г. соревнования стали проводится из 5 партий.

В 1951 г. конгрессом ФИВБ в Марселе были утверждены международные правила волейбола, которые после этого до сих пор претерпевают изменения. В 1952 г. было введено 2 тайм-аута вместо трех, в 1957 г. вдвое сокращено время перерывов – до 30 с, в 1961 г. установлено 6 замен игроков в партии.

В 1965 г. блокирующие получили право на повторное касание мяча, им также было разрешено переносить руки над сеткой на сторону соперника, что уменьшило явное преимущество нападающей стороны и дало защите дополнительный шанс. Кроме того, оно сделало игру более динамичной, поскольку значительно сократилась необходимость в многочисленных судейских остановках игры.

В 1970 г. были введены антенны – крайние части сетки, ограничивающие игровое пространство по бокам.

Сравнительно недавно, с 1999 года первые четыре партии играются по системе «тайм-брейк» до 25 очков, пятая партия по той же системе до 15 очков. Разрешена игра свободного защитника – «либеро», который одет в отличную по цвету от команды майку. Этот игрок заменяет любого игрока на задней линии, эта замена не входит в число разрешенных. Он не имеет права делать нападающий удар по мячу выше верхнего края сетки, не может подавать и блокировать. Подачу можно подавать по всей лицевой линии, не выходя за боковые линии, разрешено касание мячом сетки при подаче. Кроме того, блокирующим игрокам разрешено касание сетки, если только оно не влияет на дальнейший розыгрыш мяча, можно играть ногой.

№ 3В нашей стране волейбол получил распространение в 1920-1921 годах в районах Средней Волги (Горький, Казань) и на Дальнем Востоке (Хабаровск, Владивосток), а позже, с 1925 года – на Украине. Игру пропагандировали артисты московских театров, студенты университетов и, конечно же, институтов физкультуры.

28 июля 1923 года в Москве состоялся первый товарищеский волейбольный матч между мужскими командами студентов Высших художественных и театральных мастерских и Государственным техникумом кинематографии. Этот день официально считается датой рождения волейбола в России.

В марте 1926 года были утверждены первые отечественные единые правила волейбольных соревнований.

Важной вехой в развитии игры было включение ее в программу соревнований Всесоюзной спартакиады в 1928 году, подготовка к которой охватила всю территорию бывшего Советского союза. Спартакиада позволила сопоставить уровень подготовки и мастерства различных команд, оценить новые технические приемы. Тогда же в Москве была сформирована постоянная судейская коллегия.

В 1929 году была организована Всесоюзная спартакиада юных пионеров, продемонстрировавшая лучшие достижения детских команд. Весной 1932 года образовалась самостоятельная Всесоюзная волейбольная секция (до этого она была в составе Секции ручных игр), ставшая в последствии (в 1959 г.) Федерацией волейбола в СССР.

К 1933 году уровень развития волейбола достиг такой высоты, что появилась необходимость проведения более масштабных соревнований, чем междугородние встречи команд двух или трех городов. В апреле в 1933 году в Днепропетровске были проведены первые всесоюзные соревнования по волейболу, которые по своему значению фактически можно приравнять к чемпионату страны.

В 1935 году советские волейболисты впервые приняли участие в международной встрече со спортсменами Афганистана.

С 1938 года чемпионаты СССР стали проводиться среди сильнейших команд Добровольного спортивного Общества (ДСО) и ведомств. Это стимулировало дальнейшее повышение массовости и распространение волейбола.

Великая Отечественная война унесла жизни многих выдающихся спортсменов, среди которых были ленинградцы А. Щербинин и М. Балазовский, москвичи Д. Ярочкин, Г. Макаров, И. Сизых, тбилистский спортсмен Л. Авакян и многих других. Однако война не сумела совершенно заглушить спортивную жизнь. В Ленинградском и Закавказском военных округах и во время войны проводились первенства армии, фронтов, и округов. В 1943 году состоялись розыгрыши первенства Москвы, Тбилиси, Баку и других городов.

В октябре 1945 года в Дзауджикау (Орджиникидзе) был проведен первый послевоенный чемпионат СССР. Чемпионами стали московские команды: мужская – «Динамо» и женская – «Локомотив». В 1947 году российские спортсмены впервые выехали за рубеж для участия в международных соревнованиях в Польше. С 1949 года, когда наши волейболисты завоевали победу в первом континентальном Чемпионате для женщин и первом мужском Чемпионате мира в Праге, команды СССР становятся участниками всех последующих международных соревнований (кроме женского Чемпионата мира 1967 года в Токио).

В 1948 всесоюзная секция волейбола (затем Федерация волейбола) вошла в состав ФИВБ. Она активно выступала за демократизацию устава и регламента соревнований. По ее инициативе были приняты некоторые изменения, имевшие большое значение для повышения объективности судейства и усиления динамичности, зрелищности игры: Представители Всесоюзной секции активно добивались единства толкования ошибок, отмены излишних ограничений, лишающих участников блокирования возможности отразить мяч. Четверо линейных судей были включены в состав судейской бригады также по инициативе нашей волейбольной федерации. Многие российские судьи, принимавшие участие в международных соревнованиях, имеют звание»Судья международной категории».

В1991 году была образована Всероссийская федерация волейбола (ВФВ), ставшая в 1992 году преемницей волейбольной федерации СССР. В настоящее время под эгидой ВФВ проходят Чемпионаты и Кубки России, Кубки Сибири и Дальнего Востока, а также первенства России среди юниоров и Всероссийские соревнования ветеранов.

Выдающимися тренерами по волейболу признаны Г. Ахвледиани, Ю. Клещев, Н. Карполь, В. Платонов, А. Якушев.

 

№ 4 В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу предусматривается приобретение учениками теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.

Широкое применение волейбола в физическом воспитании объясняется несколькими причинами:

· доступностью игры для различного возраста;

· возможностью использования его для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в тоже время, использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи;

· простотой правил игры;

· высокой зрелищностью;

· простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.

Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:

· подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

· действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей;

· преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

· постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильное решение.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями, совершенствованию основных физических качеств.

 


Лекция № 2

Техника игры в волейбол

План:

1. Приемы игры.

2. Классификация техники.

3. Анализ технического приема.

№ 1. Техника игры – это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре.

Технический прием – это система рациональных движений, сходных по структуре, и направленных на решение однотипных задач.

Технические приемы в волейболе:

Стартовая стойка – это приобретение максимальной готовности к перемещению.

Различают устойчивую стойку, неустойчивую и основную. В зависимости от высоты центра тяжести эти три стойки могут быть высокие, средние и низкие.

Перемещения: ходьба – игрок перемещается в пригибном шаге (шаг может быть приставной, скрестный, двойной); бег – стартовые ускорения осуществляются пригибным шагом; скачок – это широкий шаг с безопорной фазой.

Подача – это прием нападения. С помощью подачи мяч вводят в игру. Она выполняется из-за лицевой линии, ударом одной рукой по подброшенному вверх мячу. Различают: нижнюю прямую подачу, верхнюю прямую, нижнюю боковую и верхнюю боковую.

По технике выполнения подача может быть силовая или планирующая. Верхняя прямая подача может выполняться в прыжке.

Передачи и прием мяча. По технике выполнения аналогичны друг другу, но отличаются задачами: при приеме мяча – оставить мяч в игре, при передаче – направить мяч в определенное место или определенному партнеру.

Различают: передачу сверху двумя руками, которая применяется как вторая передача мяча для нападающего удара, также передача третьим касанием на сторону соперника и прием мяча сверху двумя руками для приема мяча, летящего по высокой траектории; и прием мяча снизу двумя руками для приема мяча после подачи и нападающего удара, а также для передачи на сторону соперника. Последний прием может выполнятся как двумя руками снизу, так и одной рукой снизу, с падением на бедро и перекатом на спину, с падением на грудь.

Нападающий удар - это технический прием нападения, заключающий в себе перебивание мяча одной рукой через сетку в прыжке или без на сторону соперника.

Различают два способа выполнения: прямой и боковой нападающий удар.

Блок – это технический прием защиты с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара. Выполняют блок в основном после перемещения. Блок бывает одиночной и групповой.

 

№ 2. Классификация – это разделение однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков.

По целевому признаку технику делят на два раздела – технику нападения и технику защиты. Каждый из этих разделов состоит из двух групп: техники перемещения и техники владения мячом (техники противодействия). Каждая группа подразделяется на ряд технических приемов: в технике перемещений их 4 – стартовая стойка, ходьба, бег, скачок; в технике нападения 3 – подача, передача, нападающий удар; в технике защиты 2 – прием мяча после нападения и подачи, блок.

№ 3. Каждый технический прием включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения. Основными классифицирующими признаками на этом уровне является: количество рук, участвующих в техническом приеме, место удара по мячу, положение тела относительно сетки и т.д.

Разновидность техники зависит от условий выполнения приема, то есть: отношение к опоре, параметры передачи, после которой выполняется данный прием и т.д. Например: траектория передачи высокая или низкая, отсюда разные способы выполнения нападающего удара.

Варианты техники зависят от особенностей выполнения технического приема (прием мяча снизу одной или двумя руками, с падением или без).

Каждый технический прием представляет систему движений, то есть нечто целое, связанных воедино частей – это состав системы.

Взаимодействие частей системы друг с другом – структура системы.

Системно – структурный подход к изучению техники предполагает анализ состава системы и ее структуры: кинематический – это взаимодействие характеристик движения в пространстве и времени, динамический – проявление активных и реактивных сил, их взаимодействие и т.д., фазовый – взаимодействие и последовательность отдельных частей движения.

Фаза – это элемент системы движения во времени, имеющий определенные границы и решающий определенную задачу.

В технических приемах выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы. Вместе с исходным положением они определяют двигательный состав каждого приема. Основной задачей исходного положения является создание максимальной готовности к предстоящему перемещению. Подготовительная фаза – это создание максимальных условий для реализации смысловой задачи данного технического приема. Основная фаза – это реализация смысловой задачи технического приема, действие игрока с мячом. Заключительная фаза – это завершение технического приема и переход к новым действиям.

Каждая фаза имеет подфазы.

План разбора технического приема:

1. И.п. – стартовая стойка, положение ног, туловища, рук, кистей.

2. Структура движения:

· с чего начинается движение (выход к мячу, И.п., где находится центр тяжести);

· последовательность выполнения движения;

· чем заканчивается движение.

 


Лекция № 3

Методика обучения техническим приемам

План:

1. Развитие физических качеств, специфичных для волейболиста как предпосылки успешного овладения техникой.

2. Подготовительные, подводящие и основные упражнения.

3. Последовательность изучения приемов игры в нападении и защите.

4. Методика обучения техническим приемам (см. методические пособия).

 

№ 1 Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное владение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий.

Совершенное владение техникой игры – одна из центральных задач в обучении. Первое условие успешного обучения – развитие специальных физических качеств. Непосредственное освоение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений.

В целом процесс обучения технике строится в следующей последовательности:

1. Развитие специальных физических качеств, а также развитие органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (ОРУ и подготовительные упражнения).

2. Обучение отдельным частям, входящих в технический прием (подводящие и специальные упражнения).

3. Соединение частей в единое целое, законченное движение (подводящие и специальные упражнения).

4. Обучение способам реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).

5. Применение технических приемов в игре с учетом конкретной игровой обстановки.

В процессе совершенствования техники необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Задачи общей физической подготовки – повышение работоспособности волейболиста. Для этого используется широкий круг ОРУ, подвижные игры, кроссовый бег. Задачи специальной физической подготовки – повышение функциональных возможностей, развитие специальных физических качеств, необходимых для игры в волейбол, освоение сложных технических приемов.

 

№ 2 Основные средства специальной подготовки – соревновательные упражнения, упражнения , сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движением изучаемого приема.

Подготовительные упражнения – упражнения, для развития специальных физических качеств, необходимых в волейболе (набивные мячи).

Подводящие упражнения – направлены непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов (имитационнные упражнения, упражнения по частям).

Подводящие упражнения делают сложную технику доступной, не исключая при этом сущности. На последующих этапах обучения, подводящие упражнения используется для исправления ошибок, а также для совершенствования отдельных частей технических приемов.

Основные упражнения – это упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол.

Эти упражнения можно применять как для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболиста, так и (или одновременно) совершенствовать технико-тактическое мастерство путем остановки определенной задачи перед игроками (направить мяч в определенную зону, «закрыть» блоком нападающего игрока и т.д.)

 

№ 3 Последовательность изучения приемов имеет важное значение для правильного построения учебного процесса. Ее следует рассматривать в трех аспектах:

1. Локальный – применительно к способам отдельного приема;

2. Региональный – применительно ко всем способам и видам отдельно в технической и тактической подготовке;

3. Общий – для технико-тактической подготовки в динамике учебно-тренировачного процесса.

Порядок изучения приемов:

1. Стойки, перемещения;

2. Верхняя передача;

3. Передача мяча снизу двумя руками;

4. Нападающий удар: работа руки, разбег, в полной координации;

5. Прием – передача;

6. Подача: нижняя прямая, верхняя прямая;

7. Блок: одиночный, групповой.

 

Методика обучения техническому приему:

1. Подготовительные упражнения;

2. Показ и рассказ;

3. Обучить И.п.;

4. Подводящие упражнения;

5. Основные упражнения: по технике, по тактике;

6. Совершенствование технического приема.


Лекция № 4

Тактика игры

План:

1.Основные понятия тактики;

2.Классификация тактики;

3.Командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении;

4.Командные, групповые, индивидуальные тактические действия в защите;

5.Интегральная подготовка, взаимосвязь техники и тактики в игровой и соревновательной деятельности.

 

№ 1 Тактика игры – это организация спортивной борьбы с помощью индивидуальных, групповых и командных действий.

Задача тактики – определить средства, способы и формы ведения игры в конкретных условиях, против определенного соперника.

Тактика игры определяется уровнем технического мастерства игроков.

Движущая сила тактики – борьба между нападением и защитой.

Индивидуальные действия – это действия одного игрока, направленные на решение определенной тактической задачи в данный момент игры.

Групповые действия – взаимодействие двух или более игроков, выполняющих конкретную тактическую задачу.

Командные действия – это взаимодействие всех игроков команды, направленное на выполнение определенных задач в нападении и защите.

Решение этих задач возможны с помощью системы игры. Система игры – это определенная организация действий команды, основанная на функциях игроков и их расстановки на площадке.

 

Виды нападающих ударов:

«Просто» - сложная ситуация, мяч передается по высокой траектории из зоны в зону или через зону;

«Взлет» - нападение с низкой передачи по вертикальной или слегка отлогой траектории, высота передачи около 50 см относительно верхнего края сетки;

«Метр» - нападающий удар в одной зоне со «связкой», высота передачи около 1 метра;

«Прострел» - удар с низкой передачи вдоль верхнего края сетки, выполняемый, как правило, из зоны в зону, или через зону;

«Полупрострел» - удар с ускоренной передачи вдоль сетки на высоте не более полуметра, между зон, скорость ниже, чем в простреле, а траектория выше.

Тактическая комбинация - это взаимодействие игроков, направленное на создание одному из них условие на завершение атаки.

 

Виды комбинаций:

«Волна» - это игровой момент, когда два нападающих выходят на удар в одну зону, передача выполняется вдоль сетки. Сначала выпрыгивает игрок, ближний к «связке», затем - дальний, когда первый темп еще не приземлился;

«Эшелон» - тактическая комбинация, когда два нападающих выходят на удар в одну зону, перпендикулярно сетке, друг за другом;

«Крест» - в этой комбинации пути перемещения нападающих перекрещиваются.

 

Функции игроков:

Формирование каждого игрока проходит по двум направлениям:

1.Совершенствование в универсальных навыках игры;

2.Совершенствование специальных навыков.

В команде функции распределяются следующим образом: связующих, нападающих первого и второго темпа, либеро.

Связующий – это организатор командных действий в нападении, хорошо владеет передачей, быстро ориентируется в любой обстановке, обладает периферическим зрением. Он должен уметь точно, по адресу направлять передачу на удар, учитывая особенности каждого нападающего, разыгрывать комбинации с учетом расположения блокирующих. Умело выходить с задней линии для передач, в контратаках проявлять инициативу. В защите уметь блокировать, быть подвижным, быстрым при страховке, четко играть в защите, поддерживать дух команды.

Нападающий игрок первого темпа – обычно высокорослый. Должен уметь грамотно ставить блок, нападать с быстрых и коротких передач.

Нападающий игрок второго темпа – должен уметь нападать с длинных, высоких передач, а также с коротких и быстрых, уметь грамотно ставить одиночный и групповой блок, играть в защите и на страховке.

Либеро – защитник, игрок задней линии. Должен отлично владеть приемом мяча после подачи и нападающего удара, должна хорошо быть развита интуиция на подборе мяча и на страховке. Не имеет права на подачу и нападающий удар.

 

Комплектование команды:

Это подбор игроков с учетом сильных сторон индивидуальной игры каждого и рациональное распределение их по линиям и зонам в начальной расстановке, в соответствии с выполняемыми функциями.

Различают следующие системы игры: 4-2 – это 4 нападающих и 2 связующих; 5-1 – это 5 нападающих и 1 связующий.

Расстановка на площадке:

№ 2 Классификация тактики

В зависимости от принципа организации различают следующие группы действий игроков: индивидуальные, групповые, и командные. Каждая группа делится на действия без мяча и с мячом.

Тактика делится на два раздела: тактику нападения и тактику защиты. В тактику нападения входят такие технические приемы как подача, передача, нападающий удар. В тактику защиты - прием мяча после нападения и подачи, блок.

 

№3 Тактика нападения

Главная цель нападения – это чтобы мяч коснулся площадки соперника или чтобы игрок команды соперника допустил техническую ошибку.

 

Индивидуальные действия в нападении без мяча:

1. выбор места связующим игроком

· перемещение под мяч;

· нацеленный выход с задней линии;

При выборе позиции для вторых передач связующий игрок должен помнить:

- место «связки» в з.2 в 1,2- 2 м от сетки и от боковой линии, в з.3 – 1 м от сетки;

- при выходе «связка» не должен мешать приему мяча;

2. Выбор места нападающим игроком

· Оценка начального положения;

· Занятие исходной позиции;

· Предварительное перемещение и выход на удар.

При выходе на удар игроки должны соблюдать ряд положений:

-создавать реальную угрозу; отвлекать блокирующих;

-быть готовыми нанести удар; не нарушать ансамбль, подчиняясь темпу и ритму разыгрываемой ситуации.

3. Подача.

· Определить место для подачи;

· Определить способ подачи;

· Определить - куда подавать.

При выполнении подач учитываются следующие моменты:

· подача на слабого игрока;

· подача на основного игрока;

· на игрока, вышедшего с замены;

· на «связку», в расстановку;

· между игроками;

· в трудные места на площадке (задняя и боковые линии, под сетку).

 

Индивидуальные действия в нападении с мячом

К ним относят – выбор способа приема нападения и своевременное эффективное его применение.

1. Подача. Чередование способов подач, в зависимости от игровой ситуации, счета, команды соперника и т.д.

2. Нападающий удар.

· Выбор способа отбивания мяча через сетку;

· Имитация нападающего удара, передача мяча через сетку в труднодоступные места;

· Чередование способов нападающего удара;

· Нападающий удар – блок-аут, поверх блока, между рук блокирующего;

· Имитация нападающего удара с «откидкой»;

· Обманные удары, скидки;

· Имитация нападающего удара и задержка мяча над сеткой (прижимание к блоку)

3. Вторая передача для нападающего удара.

· Передача нападающему, который находится впереди «связки»;

· Передача нападающему, который находится сзади «связки»;

· Равномерное распределение передач;

· Передача нападающему, который находится против слабого блокирующего;

· Передачи по разной траектории (по предварительной сговоренности с нападающими игроками);

· Изменение направления передачи.

 

Групповые тактические действия в нападении

Осуществляются:

1 между игроками задней и передней линии;

2 принимающих и нападающих

3 нападающих с нападающими;

4 связующего с принимающими;

5 связующего с нападающими.

 

Командные тактические действия в нападении

Результативность нападения зависит не только от индивидуальной технической и тактической подготовки игроков и четкого взаимодействия звеньев, но и от единства и слаженности действий всей команды:

1.Нападение со второй передачи игрока передней линии – самый простой и доступный способ игры.

2.Если игра ведется с первой передачи или с откидки, варианты нападения определяются направлением первой передачи на удар. Нападение с первой передачи или с откидки – самый агрессивный способ игры.

3.При игре со второй передачи выходящего игрока с задней линии, варианты начальной расстановки и дальнейшее развитие атаки зависит от зоны, из которой выходит «связка». Нападение со второй передачи выходящего игрока с задней линии – самое результативное.

4.Наибольших результатов команда добивается в том случае, когда ведет комбинационную игру.

 

№ 4 Тактика защиты

Цель защиты – нейтрализовать нападение соперника, то есть не дать упасть мячу на свою площадку и не допустить технической ошибки.

Задачи:

1.Не дать сопернику выиграть очко подачей.

2.Мешать выполнять нападающий удар.

3.Не допустить падения мяча и создать возможность контратаки.

4.Активными действиями на блоке и страховке расстраивать действия противника.

Индивидуальные действия в защите

К таким действиям относятся: выбор места для приема подач, для блока, для приема нападающих ударов, для страховки.

 

Индивидуальные действия в защите без мяча

1.Выбор места при приеме подач

· занять наиболее выгодную позицию;

· не сковывать действия рядом стоящих;

· уметь предугадать направление и траекторию подачи;

· помнить об условной своей зоне, действовать не стандартно.

 

2.Выбор места при блокировании определяется:

· тактической грамотностью;

· начальным положением;

· дальнейшим выбором места;

· зоной, в которую направлена первая передача; местонахождение нападающего соперника;

· траекторией передачи мяча;

· уточнением места перед прыжком на блок;

· направлением удара;

· знанием индивидуальных особенностей нападающего.

3.Выбор места при приеме нападающих ударов

· выйти из-за блока;

· согласованно работать с другими защитниками;

· уметь предугадать направления нападающих ударов;

Для успешной игры в защите у игроков должна быть, особенно, развита интуиция, и игрок должен постоянно находиться в движении. Индивидуальные действия совершенствуются с приобретением игрового опыта.

 

Индивидуальные действия в защите с мячом

1.При одиночном блокировании;

2.Самостраховка или передача после блока;

3.Выбор способа приема мяча после подач и нападающих ударов;

4.Определение зоны для направления приема мяча в связи с дальнейшими действиями команды;

5.Доводка мяча до связующего.

Самый эффективный способ защиты – блок. Одиночный блок применяется:

1.при сложных скоростных тактических комбинациях;

2.при нападающих ударах с первой передачи или с откидки;

3.при переходящих неожиданных ударах.

Существует два способа постановки блока:

· зонный – то есть игрок закрывает определенную зону;

· ловящий – то есть игрок ставит блок напротив мяча, старается, чтобы он остался на стороне соперника.

Главное при постановке блока – это внимательное наблюдение за связующим и нападающими. При постановке блока руки выносятся в последнюю очередь, непосредственно перед нападающим ударом. Направление выноса рук и положение кистей зависит от удаления мяча от сетки и направления удара:

· при близких ударах активно переносить руки на сторону соперника;

· при далеких – руки выносить вверх параллельно сетке вблизи верхнего троса сетки;

· при ударах «по-ходу» руки ставят против мяча;

· блок в з.2 и 4 – руку ближнюю к антенне поворачивают в сторону площадки соперника.

 

Групповые тактические действия в защите

В связи с определением трех линий защиты, игроков делят на блокирующих, страхующих и защитников.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.