Сделай Сам Свою Работу на 5

Лингвистические науки о мышлении





Раздел языкознания, который изучает вопросы связи языка и мышления, языка и сознания, называется менталингвистикой или когнитивной лингвистикой. Существует также отдельная наука, возникшая в 20 веке – психолингвистика, предметом которой является также связь языка и мышления в речи, в онтогенезе, вопросы языковой памяти.

Этнолингвистика – изучает национальную языковую картину мира.

Этнопсихолингвистика – изучает ментальные этнические модели по данным языка.

Морфология речи в мозгу человека. Нейролингвистика

Нейролингвистика – это наука, которая изучает нейрофизиологическое обеспечение процессов речевой деятельности человека.

На сегодня известны речевые зоны в мозгу человека: зона говорения – Брока; зона слуха – Вернике; лобная зона – синтагматическая; заднетеменная – парадигматическая; подтверждена речевая асимметрия полушарий; открыта молекула памяти в нейроне; установлен механизм передачи информации в виде электроимпульсов; определено, что память – это не покой, но движение; поэтому мы не можем вспомнить что-то, когда количество импульсов увеличивается (стресс на экзамене) и они подавляют друг друга; открыт ген речи. Сегодня уже известно, что мозг ночью не отдыхает, но работает по упорядочиванию информации. Ср. народную мудрость: Утро вечера мудренее; советы «не спеши с решением»; «я подумаю об этом завтра».



 

Тема 4. Происхождение языка

План:

1. Проблема происхождения языка.

2. Обзор гипотез происхождения языка.

3. Современное состояние проблемы.

4. Теории моногенеза и полигенеза речи.

Литература:

1. Нечитайло И.Н. Введение в языкознание. Пособие для иностранных студентов-филологов.– К.: Издательский центр КНЛУ, 2004. – Раздел: 2.1.

2. Реформатский А.А.Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1998. – § 80 – 81.

Конспект темы

ДЛЯ ЗАМЕТОК:
1. Проблема происхождения языка.

Проблема происхождения языка требует ответа на 4 вопроса:

– когда возник язык?

– как возник язык?

– каким он был?

– где возник язык?

Происхождение языка тесно связано с происхождением сознания и общества. Решить данную проблему можно только на стыке философии, психологии, биологии, антропологии, языкознания.



Следует иметь в виду, что происхождение человеческого языка и отдельных языков – это совершенно разные вопросы. И если о происхождении отдельных современных языков можно судить на основании достоверных источников – письменных памятников (т.е. их существование является исторически обозримым), то далеко не так обстоит дело с проблемой происхождения языка.

Сложность решения данной проблемы состоит в том, что о происхождении речи, о ее начальных этапах мы можем судить только по косвенным признакам: зарождалась речь и на протяжении многих веков существовала в устной форме, не оставив после себя памятников.

Косвенные источники:

· язык детей (онтогенез повторяет филогенез);

· язык примитивных племен;

· данные психологии и патопсихологии;

· данные антропологии;

· характеристика возможностей речевого аппарата.

Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества, поскольку язык является важнейшим признаком, который отличает человека от животного мира. Некоторые ученые склонны даже определять современного человека не homo sapiens (т.е. человек разумный), а homo loquens (т.е. человек говорящий).

В своем становлении человек прошел три стадии:

· Стадия высокоразвитых приматов –2-3 млн. лет назад.

Ученые признают наличие у них понятийного мышления. Установлено, что современные шимпанзе решают задачи не методом проб и ошибок, а путем анализа.

· Стадия древних людей(палеантропов) – 1 млн. лет назад.

В это время возникает трудовая деятельность, которая предполагает наличие цели и некоторого плана, что свидетельствует о развитии мышления.



Ученые зафиксировали, что 0,5 млн. лет назад появляются первые захоронения, что требовало уже хоть каких-то звуков.

100 тыс. лет назад произошел скачок, взрыв в развитии человека.

· Стадия людей современного физического типа (кроманьонцы) – 40-50 тыс. лет назад.В это время появляются звуковые символы. За последующие 15 тыс. лет человечество увеличилось количественно в два раза – с 3 млн. до 6 млн.

 

 

Гипотезы происхождения языка

Божественная гипотеза

Все мировые религии связывают происхождение человеческой речи с божьим промыслом в вариантах: либо Бог сам создал язык и дал человеку эту способность, либо он дал эту способность человеку и позволил ему дать названия всему сущему. Обе эти позиции отражены в Библии. Они принимаются и исламом.

Факт наличия многих языков объясняется в Библии также вмешательством Бога: в ходе строительства Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение) он смешал человеческие языки, чтобы унять человеческую гордыню.

Эта гипотеза отвечает на вопрос – как возник язык?

Космическая гипотеза

Ее сторонники связывают появление цивилизации на Земле, в т.ч. и языка, с посещением Земли инопланетянами. Эта гипотеза космического влияния актуализируется на какое-то время, а потом отступает на второй план.

Звукоподражательная гипотеза

Язык возник методом подражания живой природе (журчание ручья, пение птиц). Впервые идея высказана в Древней Греции, получила поддержку в 19 в. и 20 в. Противники в насмешку называли ее: вау-вау.

На первый взгляд теория убедительна.

Дети: ав-ав – “собака”, хрю-хрю – “хрюшка”, ку-ку – “кукушка”.

 

Ср. также название птицы “кукушки” у разных народов:

рус. – “кукушка” румын. – “кук”

чеш. – “кукачка” исп. – “куæко”

болг. – “кукувица” итал. – “куколо”

нем. – “кукук” тур. – “гугуæк”

франц. – “кукуæ”

Однако, в япон: “хохотипису”

в кит: “дудзюянь”

в укр: “зозуля”

Не у всех народов совпадают также и звукоподражательные слова. Например, звуки утки в разных языках:

рус.: кря-кря

фр.: куэн-куэн

рум.: мак-мак-мак

датск.: раб-раб-раб

Крик петуха в русском языке: кукареку, во французком языке: кирикоков английском языке: кок-э-дудль-ду. Звуки лягушки в русском языке: ква-ква, в английском языке: брекекекс. Это обусловлено тем, что люди слышат звуки окружающего мира сквозь призму звуков своего языка.

Эта гипотеза подтверждается тем, что:

· во всех языках есть звукоподражательные слова, значит этот механизм принимал участие и в сотворении языка;

· дети подражают звукам гораздо точнее, чем взрослые, значит можно предположить, что эти умения были и у первобытных людей.

Междометная гипотеза

Она возникает в Древней Греции в философии эпикурейцев. В 18 в. ее сторонником был Ж.Руссо, а в 19 в. – Ч.Дарвин, А.А.Потебня.

Согласно гипотезе, первые человеческие слова – это рефлекторные выкрики. Т.е. толчком для появления слова служил внутренний мир человека.

Аргументом для этой позиции стал тот факт, что:

· междометия в языках во многом совпадают;

· дети всего мира называют своих ближайших родственников одинаковыми звуковыми комплексами, например:

кит. – мама;

рус. – мама;

фр. – маман;

нем. – мамаæ

англ. – мэæмма

кор. – омма.

Противники гипотезы замечают, что есть и различия:

груз. – мама – “отец”

груз. – бабуа – “дед”

дэда – “мама”

рус. – тятя, папа – “отец” и рус. – папа – “хлеб”

англ. – дэд – “отец”

туркм. – дади – “няня”.

Но, безусловно, этот механизм тоже принимал участие в формировании человеческой речи.

Гипотеза социального договора

Она появляется также в античной философии (Демокрит, Платон), а в Новое время ее сторонниками были А.Смит, Ж.Руссо.

Суть гипотезы состоит в том, что язык – это сознательное изобретение людей.

Противники гипотезы замечают, что для того, чтобы договориться, уже надо иметь язык, на котором будут договариваться.

Что может поддержать гипотезу?

Наличие механизма молчаливого договора касательно заимствования слов, значений слов, правил их употребления в современных языках. Следовательно, можно предположить, что так было и у древних людей. Некоторые ученые подчеркивают роль лидера в производстве номинаций, за чем следовал их повтор, и далее – распространение в группе.

Трудовая гипотеза

В 19 веке в результате научных изысканий были обнаружены ископаемые орудия труда. Тогда встал вопрос о его влиянии на формирование человека. Авторами трудовой гипотезы были Л.Гейгер и Л.Нуаре. Ее представляет Ф.Энгельс в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.

Л.Нуаре полагал, что сначала формируется разум и язык, а трудовая деятельность поддерживает развитие языка.

Действительно, трудовая деятельность, особенно коллективная, требует коммуникации. Следовательно, ручной труд способствовал развитию речи.

В пользу этого говорит и расположение зоны речи в мозгу человека рядом с двигательной зоной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.