Язык и сознание. Языковая картина мира
ТЕМА. Язык и мышление
План:
- Постановка проблемы. Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание.
- Взаимообусловленность языка и мышления.
- Соотношение языковых и мыслительных категорий.
- Язык и сознание. Языковая картина мира.
- Лингвистические науки о мышлении.
- Морфология речи в мозгу человека. Нейролингвистика.
- Выводы.
Литература:
1. Нечитайло И.Н. Введение в языкознание. Пособие для иностранных студентов-филологов.– К.: Издательский центр КНЛУ, 2004. – Раздел 1.3.2.
1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:
· Что такое мышление?
· Типы мышления.
· Что такое сознание?
· Возможен ли язык без мышления?
· Возможно ли мышление без языка?
· В речевой деятельности:
§ Мышление предшествует речи?
§ Параллельны?
§ Речь предшествует мышлению?
· Как зависит сознание от языка?
· Что такое концептуальная картина мира? Что такое языковая картина мира?
· В чем суть гипотезы Сепира-Уорфа?
· Приведите иллюстрации гипотезы Сепира-Уорфа на материале родного и русского языков.
· Что изучает когнитивная лингвистика?
· Что изучает психолингвистика?
· Что изучает этнопсихолингвистика?
· Что изучает нейролингвистика?
· Назовите речевые зоны в мозгу человека.
Конспект темы
- Постановка проблемы. Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание
Сложная взаимосвязь языка и мышления вполне очевидна, что отображено в обыденном сознании в форме пословиц. С одной стороны, фиксируется тождество мысли и речи: (Кто ясно мыслит, ясно излагает); а с другой – их разрыв:(Как собака, все понимает, а сказать не может).
Проблема соотношения языка и мышления относится к самым важным вопросам языкознания, философии, логики, психологии. Впервые в исторической перспективе она была поставлена философами Древней Греции: какова связь между звуковой оболочкой слова и смыслом, который стоит за ней.
Суть проблемы соотношения языка и мышления состоит в установлении зависимости языка от мышления или мышления от языка и содержании этой зависимости (если она существует).
Прежде чем приступить к анализу, необходимо определить базовые понятия: язык – речь, мышление – сознание.
1.1. Язык – речь.Строгое противопоставление этих понятий утвердилось в языкознании со времен Ф. де Соссюра. Вспомним.
Язык – это словарь и правила изменения и сочетания слов; это особым образом организованная система,которая существует в человеческих сознаниях.
Речевая деятельность, или речь – это применение языка ради достижения неречевых целей.
Речь включает в себя: речевую способность (знание языка), речевой акт и результат (текст).
1.2. Мышление и сознание.В классической психологии и логике – науках, изучающих человеческое мышление, принято различать мышлениеи сознание.
Под сознанием понимают в таком случае весь процесс отображения объективной действительности нервно-мозговой системой человека(включая чувство холода, боли, влаги и т.п.).
Мышление – это процесс отображения действительности в форме: понятий: „весна”; суждений: весна холодная; умозаключений: а) Студенты учатся в университете, б) Я учусь в университете, в) Я студент.
Такое узкое понимание мышления привело к утверждению положения о вербальном (языковом) способе существования мышления: «Мысль совершается в слове» (Л. Выготский).
Вместе с тем в современных науках о мышлении все более утверждается идея о смешанном характере мышления, в котором перемежаются логические категории, языковые значения, образы, впечатления, эмоции, ощущения, интуиция.
В современном языкознании существует тенденция интерпретировать сознание как состояние, отражение мира в голове человека (А. Леонтьев), а мышление – как процесс отражения мира. Сознание есть инструмент мышления и его результат (ср. состояние сознания, содержание сознания, работа сознания, языковое сознание: процесс мышления, ход мышления).
Поэтому в лингвистике чаще мышление соотносится с речью, а сознание – с языком.
В науках о мышлении/сознании употребляются также термины когнитивный (процесс, структура, модель, семантика) и ментальный (структура, лексикон, образ, репрезентация).
Когнитивный(из лат. cognitus – познавательный) – ориентирует на процессы познания, их отражение в голове человека: сознание – это калька из лат. cognitіо.
Ментальный(из лат. mens, ntis – мысли, ум, фр. mentalité – мышление) – ориентирует на способ мышления, инструменты, при помощи которых человек интерпретирует окружающий мир.
Взаимообусловленность языка и мышления.
2.1 Возможно ли мышление без языка?– Да. В современной психологии известны три типа мышления, которые признаются большинством ученых.
· Образное мышление – это мышление при помощи картин, мелодий, звуков, вкусовых ощущений, которые возникают в нашем сознании; оно свойственно также и животным и не нуждается в словах, хотя может быть выражено при помощи языка.
· Практическое/прагматическое/техническое – это мышление при помощи автоматических и полуавтоматических действий (вождение автомобиля, письмо, чистка картофеля, щелкание семечек и т.д.). Это мышление свойственно и животным, оно не нуждается в словах, хотя может быть выражено и при помощи языка.
· Абстрактное мышление, или мышление в форме понятий, суждений и умозаключений.Оно легко отливается в словесную форму, собственно говоря язык ориентирован именно на эту форму мышления. Даже этимологически слово мысль связано со значением «говорить»: греч. müðos – «речь»; müðeomai – «говорю, беседую, обдумываю»
Многие исследователи признают наличие абстрактного, т.е. отвлеченного мышления у высших животных и особенно у приматов. Они способны решать задачи, требующие установления сходства и различия, причины и результата.
Творческие люди, отмечали ученые, мыслят при помощи каких-то смутных понятий, которые лишь позже превращаются в высказывания. А. Эйнштейн пишет, что этот процесс перехода на языковую форму очень сложен. Л.Выготский образно сказал: «Мысль – это облако, из которого речь источается по каплям».
В обыденной жизни: думаем о чем-то, вспоминаем – начинаем проговаривать. Это значит, что на каком-то этапе появилась речь внутренняя, которая позже прорвалась наружу. Т.о., мышление осуществляется в смешанной форме. Такую же смесь образов, значений представляет и сознание человека.
2.2. Возможен ли язык без сознания (мышления)?- Нет:
Сознание (мышление) – это:
· главное условие возникновения человеческой речи;
· условие порождения и восприятия речи;
· условие языковых изменений;
· способ контроля речи.
Как зависит сознание от языка?
· Язык есть универсальное средство выражения нашего сознания. Содержание сознания общества фиксируется в языковой картине мира. Содержание мышления как процесса фиксируется в речи.
· Язык есть орудие формирования сознания. Человек воспринимает мир сквозь призму своего опыта и языка. Язык как бы диктует нам, на какие объекты делить мир.
· Язык есть способ осознания работы своего мышления: если наши мысли путаются, мы проговариваем вслух, фиксируя мысль.
Важным доказательством тесной взаимосвязи языка и мышления является тот факт, что человек всегда осознает, на каком языке он думает.
Соотношение языковых и мыслительных категорий.
Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Это проявляется в двух аспектах: а) законы построения мысли одни и те же у всех народов: (S – Pr – O – At), тогда как языки имеют автономные законы. б) единицы мышления не имеют однозначных эквивалентов в языке, они находятся в состоянии вариативного соответствия, благодаря чему одна и та же мысль может быть выражена по-разному: Наступил вечер. – Вечер. – Повечерело.
Основные единицы
мышления Основные единицымышления
|
| Основные единицы языка
| Понятие/концепт
Суждение
Умозаключение
| ≠
≠
≠
| Слово
Предложение
Текст
|
Язык и сознание. Языковая картина мира
Как мы уже отмечали, язык способен выразить мысль, сделать ее доступной для других людей. Однако оформление мысли – это не примитивный процесс подбора языковых эквивалентов для готовой мысли.
Язык принимает участие в формировании самой мысли. Во многом он диктует нам способ видения мира.Так, русские различают голубой и синий, а англичане только степень синевы: dark / light; туркмены имеют представление о «сине-зеленом». Американцы всех более или менее близких оценивают как «друга», а у русских целая шкала: друг - приятель - товарищ.
Это обусловлено тем, что в нашем сознании существуют две картины мира:
а) Просто картина мира, или концептуальная картина мира, или образ мира, модель мира –это сумма ментальных репрезентаций, это «мир, понятый как картина» (М. Хайдеггер). Психолингвисты сближают понятия картина мира и сознание (А. Леонтьев, Н. Уфимцева).
б) Языковая картина мира– это совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике и грамматике; это мир в зеркале языка.
Вопрос о том, в какой мере языковая картина мира влияет на наше восприятие мира, на формирование концептуальной картины мира, не решен в науке.
Гипотеза Сепира – Уорфа существует в сильном варианте (язык обусловливает восприятие) – слабом варианте (язык упрощает восприятие) – слабейшем варианте (язык способствует запоминанию).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|