Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык и сознание. Языковая картина мира





ТЕМА. Язык и мышление

План:

  1. Постановка проблемы. Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание.
  2. Взаимообусловленность языка и мышления.
  3. Соотношение языковых и мыслительных категорий.
  4. Язык и сознание. Языковая картина мира.
  5. Лингвистические науки о мышлении.
  6. Морфология речи в мозгу человека. Нейролингвистика.
  7. Выводы.

Литература:

1. Нечитайло И.Н. Введение в языкознание. Пособие для иностранных студентов-филологов.– К.: Издательский центр КНЛУ, 2004. – Раздел 1.3.2.

1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:

· Что такое мышление?

· Типы мышления.

· Что такое сознание?

· Возможен ли язык без мышления?

· Возможно ли мышление без языка?

· В речевой деятельности:

§ Мышление предшествует речи?

§ Параллельны?

§ Речь предшествует мышлению?

· Как зависит сознание от языка?

· Что такое концептуальная картина мира? Что такое языковая картина мира?

· В чем суть гипотезы Сепира-Уорфа?

· Приведите иллюстрации гипотезы Сепира-Уорфа на материале родного и русского языков.

· Что изучает когнитивная лингвистика?

· Что изучает психолингвистика?

· Что изучает этнопсихолингвистика?



· Что изучает нейролингвистика?

· Назовите речевые зоны в мозгу человека.

 

Конспект темы

 
 
ДЛЯ ЗАМЕТОК:


  1. Постановка проблемы. Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание

Сложная взаимосвязь языка и мышления вполне очевидна, что отображено в обыденном сознании в форме пословиц. С одной стороны, фиксируется тождество мысли и речи: (Кто ясно мыслит, ясно излагает); а с другой – их разрыв:(Как собака, все понимает, а сказать не может).

Проблема соотношения языка и мышления относится к самым важным вопросам языкознания, философии, логики, психологии. Впервые в исторической перспективе она была поставлена философами Древней Греции: какова связь между звуковой оболочкой слова и смыслом, который стоит за ней.

Суть проблемы соотношения языка и мышления состоит в установлении зависимости языка от мышления или мышления от языка и содержании этой зависимости (если она существует).

Прежде чем приступить к анализу, необходимо определить базовые понятия: язык – речь, мышление – сознание.



1.1. Язык – речь.Строгое противопоставление этих понятий утвердилось в языкознании со времен Ф. де Соссюра. Вспомним.

Язык – это словарь и правила изменения и сочетания слов; это особым образом организованная система,которая существует в человеческих сознаниях.

Речевая деятельность, или речь – это применение языка ради достижения неречевых целей.

Речь включает в себя: речевую способность (знание языка), речевой акт и результат (текст).

1.2. Мышление и сознание.В классической психологии и логике – науках, изучающих человеческое мышление, принято различать мышлениеи сознание.

Под сознанием понимают в таком случае весь процесс отображения объективной действительности нервно-мозговой системой человека(включая чувство холода, боли, влаги и т.п.).

Мышлениеэто процесс отображения действительности в форме: понятий: „весна”; суждений: весна холодная; умозаключений: а) Студенты учатся в университете, б) Я учусь в университете, в) Я студент.

Такое узкое понимание мышления привело к утверждению положения о вербальном (языковом) способе существования мышления: «Мысль совершается в слове» (Л. Выготский).

Вместе с тем в современных науках о мышлении все более утверждается идея о смешанном характере мышления, в котором перемежаются логические категории, языковые значения, образы, впечатления, эмоции, ощущения, интуиция.

В современном языкознании существует тенденция интерпретировать сознание как состояние, отражение мира в голове человека (А. Леонтьев), а мышление – как процесс отражения мира. Сознание есть инструмент мышления и его результат (ср. состояние сознания, содержание сознания, работа сознания, языковое сознание: процесс мышления, ход мышления).



Поэтому в лингвистике чаще мышление соотносится с речью, а сознание – с языком.

В науках о мышлении/сознании употребляются также термины когнитивный (процесс, структура, модель, семантика) и ментальный (структура, лексикон, образ, репрезентация).

Когнитивный(из лат. cognitus – познавательный) – ориентирует на процессы познания, их отражение в голове человека: сознание – это калька из лат. cognitіо.

Ментальный(из лат. mens, ntis – мысли, ум, фр. mentalité – мышление) – ориентирует на способ мышления, инструменты, при помощи которых человек интерпретирует окружающий мир.

Взаимообусловленность языка и мышления.

2.1 Возможно ли мышление без языка?– Да. В современной психологии известны три типа мышления, которые признаются большинством ученых.

· Образное мышление – это мышление при помощи картин, мелодий, звуков, вкусовых ощущений, которые возникают в нашем сознании; оно свойственно также и животным и не нуждается в словах, хотя может быть выражено при помощи языка.

· Практическое/прагматическое/техническое – это мышление при помощи автоматических и полуавтоматических действий (вождение автомобиля, письмо, чистка картофеля, щелкание семечек и т.д.). Это мышление свойственно и животным, оно не нуждается в словах, хотя может быть выражено и при помощи языка.

· Абстрактное мышление, или мышление в форме понятий, суждений и умозаключений.Оно легко отливается в словесную форму, собственно говоря язык ориентирован именно на эту форму мышления. Даже этимологически слово мысль связано со значением «говорить»: греч. müðos – «речь»; müðeomai – «говорю, беседую, обдумываю»

Многие исследователи признают наличие абстрактного, т.е. отвлеченного мышления у высших животных и особенно у приматов. Они способны решать задачи, требующие установления сходства и различия, причины и результата.

Творческие люди, отмечали ученые, мыслят при помощи каких-то смутных понятий, которые лишь позже превращаются в высказывания. А. Эйнштейн пишет, что этот процесс перехода на языковую форму очень сложен. Л.Выготский образно сказал: «Мысль – это облако, из которого речь источается по каплям».

В обыденной жизни: думаем о чем-то, вспоминаем – начинаем проговаривать. Это значит, что на каком-то этапе появилась речь внутренняя, которая позже прорвалась наружу. Т.о., мышление осуществляется в смешанной форме. Такую же смесь образов, значений представляет и сознание человека.

2.2. Возможен ли язык без сознания (мышления)?- Нет:

Сознание (мышление) – это:

· главное условие возникновения человеческой речи;

· условие порождения и восприятия речи;

· условие языковых изменений;

· способ контроля речи.

Как зависит сознание от языка?

· Язык есть универсальное средство выражения нашего сознания. Содержание сознания общества фиксируется в языковой картине мира. Содержание мышления как процесса фиксируется в речи.

· Язык есть орудие формирования сознания. Человек воспринимает мир сквозь призму своего опыта и языка. Язык как бы диктует нам, на какие объекты делить мир.

· Язык есть способ осознания работы своего мышления: если наши мысли путаются, мы проговариваем вслух, фиксируя мысль.

Важным доказательством тесной взаимосвязи языка и мышления является тот факт, что человек всегда осознает, на каком языке он думает.

Соотношение языковых и мыслительных категорий.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Это проявляется в двух аспектах: а) законы построения мысли одни и те же у всех народов: (S – Pr – O – At), тогда как языки имеют автономные законы. б) единицы мышления не имеют однозначных эквивалентов в языке, они находятся в состоянии вариативного соответствия, благодаря чему одна и та же мысль может быть выражена по-разному: Наступил вечер. – Вечер. – Повечерело.

Основные единицы мышления Основные единицымышления Основные единицы языка
Понятие/концепт Суждение Умозаключение ≠ ≠ ≠ Слово Предложение Текст

Язык и сознание. Языковая картина мира

Как мы уже отмечали, язык способен выразить мысль, сделать ее доступной для других людей. Однако оформление мысли – это не примитивный процесс подбора языковых эквивалентов для готовой мысли.

Язык принимает участие в формировании самой мысли. Во многом он диктует нам способ видения мира.Так, русские различают голубой и синий, а англичане только степень синевы: dark / light; туркмены имеют представление о «сине-зеленом». Американцы всех более или менее близких оценивают как «друга», а у русских целая шкала: друг - приятель - товарищ.

Это обусловлено тем, что в нашем сознании существуют две картины мира:

а) Просто картина мира, или концептуальная картина мира, или образ мира, модель мираэто сумма ментальных репрезентаций, это «мир, понятый как картина» (М. Хайдеггер). Психолингвисты сближают понятия картина мира и сознание (А. Леонтьев, Н. Уфимцева).

б) Языковая картина мираэто совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике и грамматике; это мир в зеркале языка.

Вопрос о том, в какой мере языковая картина мира влияет на наше восприятие мира, на формирование концептуальной картины мира, не решен в науке.

Гипотеза Сепира – Уорфа существует в сильном варианте (язык обусловливает восприятие) – слабом варианте (язык упрощает восприятие) – слабейшем варианте (язык способствует запоминанию).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.