Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 5. Культурно-историческая концепция и концепция развития Л.С.Выготского как основание системы образования (4 часа)





Вопросы для обсуждения

1. Культурно-историческая концепция как неклассическая психологии.

2. Особенности высших психических функций. Концепция интериоризации. Основной закон происхождения высших психических функций.

3. Концепция развития Л.С.Выготского. Особенности подхода к периодизации развития.

4. Структура и динамика возраста.

5. Понятие зоны ближайшего развития

6. Концепции развития Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

Базовый учебник

Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.

Дополнительная литература

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел III. Л.С.Выготский История развития высших психических функций, Проблема возраста. Д.Б.Эльконин Выготский сегодня.

Рекомендуемая литература

1. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.

2. Зарецкий В.К.Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопр. Психологии. 2008. № 6, С. 13– 26.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996



гл.I Теория Л.С.Выготского о психическом развитии человека

4. Обухова Л.Ф.Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель// Вопр. Психологии. 2005. № 6, С. 13– 26.

3 Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал 2001, № 4, С. 42–50.

4 Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.

5 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002

6 Слободчиков Е.И, Исаев В.И.Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000

7 Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского –Лурия/ Человек 1999, №3.

8 Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития»/ Вестник Московского университета Серия 14:Психология, 2007, №1, С. 133–147

 

Задания для самостоятельной работы

Составить схему (таблицу) возможности приложения классических психологических концепций и неклассической концепции Л.С.Выготского к сфере образования.

Заполните таблицу

Основания периодизации Примеры периодизаций, приводимые Л.С.Выготским Ваши примеры соответствующих периодизаций
     
     
     
     
     

Основываясь на таблице, установите основания, принципы подхода к возрастной периодизации Л.С.Выготского. В чем специфика подхода к обучению и развитию в культурно-исторической теории?



В чем заключается связь концепции возрастного развития с основными положениями культурно-исторической теории?

Как выглядят в представлении Л.С.Выготского темп, ритм и «объем» развития в разные периоды? Какое значение подобный подход может иметь для проектирования образования?

Возможно ли с точки зрения Л.С.Выготского развитие без критических периодов

Представьте с помощью моделей подходы к развитию Л.С.Выготского и Э.Эриксона, отличаются ли они с точки зрения значения для проектирования образования?

Какие линии развития выделял каждом возрастном периоде Л.С.Выготский

Представьте с помощью модели структуру и динамику возраста по Л.С.Выготского

Конкретизируйте для любого возраста (на выбор)

Какое место в концепции Л.С.Выготского имеет понятие зон актуального и ближайшего развития? Какое отношение они имеют к основаниям образования?

Особенности диагностики «по Л.С.Выготскому», как она связана с общепсихологическими основаниями культурно-исторической теории?

Напишите эссе на темы «Л.С.Выготский сегодня».

 

 

Тема 6–7. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, концепция усвоения как распредмечивания, концепция ведущей деятельности Концепция периодизации возрастного развития Д.Б.Эльконина, современный онтогенез в историческом ряду онтогенезов. (4 часа).



 

Вопросы для обсуждения

 

1. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, деятельностный подход к развитию.

2. Развитие А.Н.Леонтьевым понятия «ведущая деятельность», виды ведущей деятельности

3. Конкретизация понятия «ведущая деятельность» в концепции возрастного развития Д.Б.Эльконина. Ведущие деятельности и их новообразования.

4. Историческое происхождение ведущих деятельностей современного ребенка.

5. Концепция развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона, значение для образования. Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман.

 

Базовый учебник

Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.

Дополнительная литература

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел III. Д.Б.Эльконин К проблеме периодизации психического развития, А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина, В.С.Лазарев Кризис детства и основания проектирования форм детского развития.

Рекомендуемая литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996

гл. II Проблемы детской и педагогической психологии в трудах А.Н.Леонтьева, гл. III Достижения Д.Б.Эльконина в области детской и педагогической психологии

5. Давыдов, В.В. Последние выступления, 1998.

 

3. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А.. Интегральная периодизация общего психического развития, ВП, 1996, № 5,с.38-50.

4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.

5. Кудрявцев, В.Т.Психология развития человека. Рига 1999

6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития// Психологическая наука и образование. 2002, №2, С.86–95

 

Задания для самостоятельной работы

Составьте схему: характеристики деятельности их приложение к конкретным ведущим деятельностям.

Составьте схему: этапы развития понятия «ведущая деятельность», роль этого понятия в психологии образования.

Составьте схему: концепции развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона (сходство, различие, потенциал для психологии образования).

Составьте схему: ведущие деятельности (филогенез и онтогенез)

Как интерпретировали сторонники культурно-исторического подхода слова Ф.М.Достоевского «личностью надо выделаться».

Этапы развития личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, А.Н.Леонтьев) и проблематика воспитания.

Сопоставьте понятия «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность», их потенциал для психологии образования.

Синтез подходов Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона в интегральной концепции возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман.

Напишите эссе на тему «Воспитание с позиций культурно-исторического подхода»

 

Тема 8. Становление и современной состояние системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Преемственная связь концепции развивающего обучения с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

2. Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:

– теория периодизаций,

– теория двух типов обобщения и мышления,

– теория учебной деятельности и ее субъекта,

– теория развивающего обучения,

– концепция учебного сотрудничества

3. Развитие теории учебной деятельности в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина,

4. Проекты и реализация развивающего обучения в подростковой и старшей школе.

 

Базовый учебник

Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.

Дополнительная литература

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней, В.В.Давыдов Концепция гуманизации российского начального образования, Д.Б.Эльконин Интеллектуальные возможности младших школьников, Г.А.Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV В.В.Давыдов, В.В.Репкин Дети растут, а вы? Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы, Б.Д. Эльконин Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Г.А.Цукерман Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста, К.Н. Поливанова, К проблеме ведущей деятельности в подростничестве, Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Е.В.Чудинова Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

 

Рекомендуемая литература

1. Концепция учебной деятельности [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html

2 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 145-247

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002

Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,

4 Проектные задачи в начальной школе/ под ред А.Б.Ворпонцова М.:Просвещение, 2009.

5.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?, Москва-Рига 2000.

6.Граник Г.Г.. Психолого-дидактические проблемы создания школьных учебников // Вопр. Психологии. 2009. № 3,

7. Дусавицкий А.К., КондратюкЕ.М.,Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.

Урок в развивающем обучении Вита-Пресс, 2008.

8.Подшивалова Е.Л.., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной

деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших

школьнков// Психологическая наука и образование. 2003, №2, С.57–66

9.Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И.Поисковая активность в учебной

деятельности // Вопросы психологии. 2007, №5, С.25–38

10.Давыдов В.В. (ред.) Философско-психологические проблемы

развития образования.–М.: Педагогика 1981

11. Развивающее обучение на пути к подростковой школе/ под ред.

Б.Д.Эльконина, М.: Эврика 2004

12.Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные

программы (Система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)/ составитель

А.Б.Воронцов. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

 

Задания для самостоятельной работы

Составить схему: «Основные этапы истории становления системы развивающего обучения (теоретических оснований и практики».

Возможные варианты схемы: «Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова».

Как связаны теория и практика системы развивающего образования

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.