ТЕМА 5. Культурно-историческая концепция и концепция развития Л.С.Выготского как основание системы образования (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Культурно-историческая концепция как неклассическая психологии.
2. Особенности высших психических функций. Концепция интериоризации. Основной закон происхождения высших психических функций.
3. Концепция развития Л.С.Выготского. Особенности подхода к периодизации развития.
4. Структура и динамика возраста.
5. Понятие зоны ближайшего развития
6. Концепции развития Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
Базовый учебник
Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.
Дополнительная литература
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел III. Л.С.Выготский История развития высших психических функций, Проблема возраста. Д.Б.Эльконин Выготский сегодня.
Рекомендуемая литература
1. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.
2. Зарецкий В.К.Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопр. Психологии. 2008. № 6, С. 13– 26.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996
гл.I Теория Л.С.Выготского о психическом развитии человека
4. Обухова Л.Ф.Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель// Вопр. Психологии. 2005. № 6, С. 13– 26.
3 Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал 2001, № 4, С. 42–50.
4 Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.
5 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002
6 Слободчиков Е.И, Исаев В.И.Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000
7 Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского –Лурия/ Человек 1999, №3.
8 Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития»/ Вестник Московского университета Серия 14:Психология, 2007, №1, С. 133–147
Задания для самостоятельной работы
Составить схему (таблицу) возможности приложения классических психологических концепций и неклассической концепции Л.С.Выготского к сфере образования.
Заполните таблицу
Основания периодизации
| Примеры периодизаций, приводимые Л.С.Выготским
| Ваши примеры соответствующих периодизаций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основываясь на таблице, установите основания, принципы подхода к возрастной периодизации Л.С.Выготского. В чем специфика подхода к обучению и развитию в культурно-исторической теории?
В чем заключается связь концепции возрастного развития с основными положениями культурно-исторической теории?
Как выглядят в представлении Л.С.Выготского темп, ритм и «объем» развития в разные периоды? Какое значение подобный подход может иметь для проектирования образования?
Возможно ли с точки зрения Л.С.Выготского развитие без критических периодов
Представьте с помощью моделей подходы к развитию Л.С.Выготского и Э.Эриксона, отличаются ли они с точки зрения значения для проектирования образования?
Какие линии развития выделял каждом возрастном периоде Л.С.Выготский
Представьте с помощью модели структуру и динамику возраста по Л.С.Выготского
Конкретизируйте для любого возраста (на выбор)
Какое место в концепции Л.С.Выготского имеет понятие зон актуального и ближайшего развития? Какое отношение они имеют к основаниям образования?
Особенности диагностики «по Л.С.Выготскому», как она связана с общепсихологическими основаниями культурно-исторической теории?
Напишите эссе на темы «Л.С.Выготский сегодня».
Тема 6–7. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, концепция усвоения как распредмечивания, концепция ведущей деятельности Концепция периодизации возрастного развития Д.Б.Эльконина, современный онтогенез в историческом ряду онтогенезов. (4 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, деятельностный подход к развитию.
2. Развитие А.Н.Леонтьевым понятия «ведущая деятельность», виды ведущей деятельности
3. Конкретизация понятия «ведущая деятельность» в концепции возрастного развития Д.Б.Эльконина. Ведущие деятельности и их новообразования.
4. Историческое происхождение ведущих деятельностей современного ребенка.
5. Концепция развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона, значение для образования. Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман.
Базовый учебник
Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.
Дополнительная литература
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел III. Д.Б.Эльконин К проблеме периодизации психического развития, А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина, В.С.Лазарев Кризис детства и основания проектирования форм детского развития.
Рекомендуемая литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996
гл. II Проблемы детской и педагогической психологии в трудах А.Н.Леонтьева, гл. III Достижения Д.Б.Эльконина в области детской и педагогической психологии
5. Давыдов, В.В. Последние выступления, 1998.
3. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А.. Интегральная периодизация общего психического развития, ВП, 1996, № 5,с.38-50.
4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.
5. Кудрявцев, В.Т.Психология развития человека. Рига 1999
6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития// Психологическая наука и образование. 2002, №2, С.86–95
Задания для самостоятельной работы
Составьте схему: характеристики деятельности их приложение к конкретным ведущим деятельностям.
Составьте схему: этапы развития понятия «ведущая деятельность», роль этого понятия в психологии образования.
Составьте схему: концепции развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона (сходство, различие, потенциал для психологии образования).
Составьте схему: ведущие деятельности (филогенез и онтогенез)
Как интерпретировали сторонники культурно-исторического подхода слова Ф.М.Достоевского «личностью надо выделаться».
Этапы развития личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, А.Н.Леонтьев) и проблематика воспитания.
Сопоставьте понятия «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность», их потенциал для психологии образования.
Синтез подходов Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона в интегральной концепции возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман.
Напишите эссе на тему «Воспитание с позиций культурно-исторического подхода»
Тема 8. Становление и современной состояние системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Преемственная связь концепции развивающего обучения с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
2. Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:
– теория периодизаций,
– теория двух типов обобщения и мышления,
– теория учебной деятельности и ее субъекта,
– теория развивающего обучения,
– концепция учебного сотрудничества
3. Развитие теории учебной деятельности в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина,
4. Проекты и реализация развивающего обучения в подростковой и старшей школе.
Базовый учебник
Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.
Дополнительная литература
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней, В.В.Давыдов Концепция гуманизации российского начального образования, Д.Б.Эльконин Интеллектуальные возможности младших школьников, Г.А.Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел IV В.В.Давыдов, В.В.Репкин Дети растут, а вы? Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы, Б.Д. Эльконин Кризис детства и основания проектирования форм детского развития Г.А.Цукерман Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста, К.Н. Поливанова, К проблеме ведущей деятельности в подростничестве, Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Е.В.Чудинова Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Рекомендуемая литература
1. Концепция учебной деятельности [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html
2 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996. С. 145-247
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002
Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,
4 Проектные задачи в начальной школе/ под ред А.Б.Ворпонцова М.:Просвещение, 2009.
5.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?, Москва-Рига 2000.
6.Граник Г.Г.. Психолого-дидактические проблемы создания школьных учебников // Вопр. Психологии. 2009. № 3,
7. Дусавицкий А.К., КондратюкЕ.М.,Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.
Урок в развивающем обучении Вита-Пресс, 2008.
8.Подшивалова Е.Л.., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной
деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших
школьнков// Психологическая наука и образование. 2003, №2, С.57–66
9.Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И.Поисковая активность в учебной
деятельности // Вопросы психологии. 2007, №5, С.25–38
10.Давыдов В.В. (ред.) Философско-психологические проблемы
развития образования.–М.: Педагогика 1981
11. Развивающее обучение на пути к подростковой школе/ под ред.
Б.Д.Эльконина, М.: Эврика 2004
12.Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные
программы (Система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)/ составитель
А.Б.Воронцов. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
Задания для самостоятельной работы
Составить схему: «Основные этапы истории становления системы развивающего обучения (теоретических оснований и практики».
Возможные варианты схемы: «Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова».
Как связаны теория и практика системы развивающего образования
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|