Методические указания по написанию реферата
Структура реферата должна включать в себя:
- Титульный лист;
- Введение;
- 1-2 главы;
- Заключение;
- Список используемой литературы.
Во введении дается формулировка и предварительное описание проблемы (темы), в основной части реферата должны быть представлены в сравнении различные трактовки и варианты решения проблемы (соответственно - деление на главы и параграфы), в заключенииавтор реферата представляет и обосновывает собственную точку зрения на указанную проблему, которая может не совпадать с мнением авторов.
Реферат является необходимым условием допуска к экзамену. Работа должна быть сдана не позднее 5 Модуля.
Работа будет оценена на основании тщательности выполнения, полноты содержания, логичности, ясности и связанности изложения, уместного использования литературы (не менее трех источников). Работа также должна быть аккуратной, грамматически, пунктуационно и стилистически грамотной.
При цитировании литературы необходимо делать сноски и указывать источники.
Объем работы – 5-10 листов формата А4; шрифт Times New Roman 12, полуторный интервал.
2.4 Творческие задания
К Модулю 1. Введение. Этические проблемы социальной работы
Ответьте в письменной форме на вопросы:
- Какие качества необходимы специалисту по социальной работе?
- Что я хотел(а) бы в себе развить?
Причем, отвечая на первый вопрос, необходимо отметить значком (+) или (-), имеете ли Вы это качество.
2. К модулю 2. Философское понимание этики:
Изучите литературу к Модулю 2 и сделайте собственные выводы об исторической трансформации морально-нравственных норм. Заполните таблицу.
Таблица «Историческая трансформация морально-нравственных норм»
№
| Этап в истории
| Моральное одобрение (чего?)
| Моральный запрет
(на что?)
|
|
|
|
| …
|
|
|
| x
| Современность
|
|
| Какой из исторических этапов наиболее близок к Вашим собственным убеждениям?
К Модулю 3. Этические принципы социальной работы с клиентом.
Написание эссе на тему «Добро должно быть с кулаками».
Русский советский поэт и драматург Михаил Аркадьевич Светлов предложил своим коллегам такую фразу для написания стихов: «Добро должно быть с кулаками». Многие поэты откликнулись на это предложение, одно из самых известных стихотворений на эту тему принадлежит С.Ю. Куняеву:
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
Напишите эссе на две-три страницы, причем, если Вы согласны с утверждением, поставьте в конце темы соответствующий знак (точка, многоточие, восклицательный знак). А если нет – то закончите тему вопросительным знаком и попытайтесь в эссе опровергнуть эту точку зрения.
4. К Модулю 4. Этносоциология в социальной работе: представить обряды, песни, частушки, легенды, костюмы этносов, населяющих Санкт-Петербург и Ленинградскую область (по выбору).
5. К Модулю 5. Семинарское занятие 11. Путеводитель профессионального становления социального работника
Занятие строится в соответствии с предложенным Рыбаковой Н.А. вопросником, способствующим осознанию студентами собственной морально-этической позиции, своих профессиональных и личностных целей и задач (см.: Фирсов, Михаил Васильевич. Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 3-е изд. - М. : Академический Проект, 2007. – с. 376-377.)
Студенты предварительно в письменной форме отвечают на следующие вопросы.
1) Кто я (если моя будущая профессия – социальный работник)?
2) Какой я (мои потребности, способности и интересы)?
3) Где я (мои роль и место в учебном заведении)?
4) Зачам я здесь (в учебном заведении, в России, на земле)?
5) Кто рядом со мной (кто меня поддерживает, кому я помогаю)?
6) Что я не терплю?
7) Жизненная стратегия моей личности.
На занятии студенты поочередно зачитывают по одному ответу (на выбор студента).
6. К Модулю 6 Пути повышения эффективности общения социального работника с клиентом: каждый студент под руководством преподавателя готовит одно упражнение на развитие коммуникативных навыков для проведения коммуникативного тренинга На занятии студенты самостоятельно (в присутствии преподавателя) проводят тренинг, для этого им предварительно нужно согласовать задания между собой и с преподавателем, уточнить время проведения каждого задания, подготовить раздаточный материал. Для подготовки можно использовать любую литературу: от специальной до популярной.
2.5 Вопросы и задания для самостоятельной работы (самоконтроля)
1. Дайте определение понятиям: этика; деонтология; профессиональная этика.
2. Определите содержание понятия "долг".
3. Объяснить, что включает в себя понятие "профессиональная мораль".
4. Что является содержанием профессионального долга социального работника?
5. Назовите:
- Основные принципы профессионально-этического кодекса социального работника России.
- Профессиональный кодекс этики социального работника США: основные разделы.
6. Что такое социально-психологическая компетентность личности, какова ее роль в формировании профессионала?
7. Назовите профессионально важные качества социального работника.
8. Раскройте понятие и виды общения.
9. Какие Вы знаете техники и приемы профессионального общения?
10. Каковы пути достижения эффективного общения?
11. Раскройте содержание понятия "этическая дилемма".
12. Дайте обоснованный ответ на следующие вопросы:
13. Стоит ли игнорировать незаконные действия клиента:
- требования пособия, хотя он в настоящее время работает?
- наличие в доме таких используемых наркоманами растений, как конопля?
- жульническую переделку электропроводки, произведенную самим клиентом?
- неявку в милицию или суд находящегося в розыске?
14. Определите свое отношение к следующим точкам зрения:
- Вы должны быть обаятельны, привлекательны и уметь входить в положение других людей. Ведите себя естественно. Будьте сердечны.
- Вы должны быть целенаправленны, объективны и уметь оставаться вне рамок ситуации. Будьте профессиональны. Сохраняйте хладнокровие.
15. Каковы этикетные правила в практике социальной работы?
16. Как социокультурные и национально-региональные факторы влияют на формирование этических принципов социальной работы?
17. Перечислите и охарактеризуйте профессионально важные качества социального работника. Обоснуйте ответ.
18. Охарактеризуйте составляющие профессиональной социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе.
19. Каково значение социально-психологической компетентности для профессионального становления социального работника?
20. Какие Вы знаете классификации личностно-нравственных качеств социального работника?
21. Объясните, что значит следовать принципу учета социокультурных, национальных традиций в практике социальной работы?
22. Дайте характеристику возможных уровней для профессионального становления социального работника?
23. Перечислите основные функции этических кодексов социальной работы.
24. Соотносимы ли между собой понятия: "этика делового общения" и "этика социальной работы"?
РАЗДЕЛ III
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
1. Текущий контроль включает в себя ответы на семинарах, участие в тренингах, подготовку самостоятельных (в том числе, творческих) заданий.
2. Промежуточный контроль предусматривает написание реферата (см. Раздел 2, пп. 2.2 «Перечень тем для написания рефератов по дисциплине» и 2.3 «Методические указания по написанию рефератов».
3. Итоговый контроль предусматривает экзамен в устной форме (см. Раздел 1, п 1.5 «Вопросы к итоговому контролю знаний (экзамену).
Итоговая аттестация проводится в балльной системе по следующей схеме.
20 баллов – посещение (по одному баллу за единицу). При посещаемости ниже 75 % студент получает по одному дополнительному вопросу по каждой пропущщенной теме во время итогового экзамена.
40 баллов – ответы на семинарах, участие в дискуссиях, тренингах, подготовка творческих заданий (максимальный балл за одну единицу – 3)
10 баллов – подготовка реферата (где 0 – «неуд.», 1-10 – «удовл.», 11-20 – «хор.», 21-30 – «отл.»)
30 баллов – итоговый экзамен (где 0 – «неуд.», 1-10 – «удовл.», 11-20 – «хор.», 21-30 – «отл.»)
Таблица перевода баллов итоговой аттестации
количество баллов
| оценка
| 90-100
| «отлично»
| 75-89
| «хорошо»
| 60-74
| «удовлетворительно»
| 0-59
| «неудовлетворительно»
|
Раздел IV. ГЛОССАРИЙ
1. Альтруизм– это моральное качество, характеризующие готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей.
2. Благотворительная деятельность – это социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании помощи и поддержки нуждающимся лицам. Данный вид деятельности не регламентирован, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы.
3. Благотворительность – проявление целенаправленного внимания к людям, не способных в силу субъективных или объективных причин осуществлять собственное жизнеобеспечение, хотя бы на минимальном уровне, своими силами. Благотворительность основана на мотивациях, которые не должны сочетаться с корыстными интересами.
4. Взаимопомощь – альтруистическое взаимодействие членов любой социальной группы, выражающее в оказании помощи в случае любых затруднений или нарушений жизнедеятельности членов данной группы.
5. Волонтерство (фр. – добровольность) – добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказывающимися в сложных жизненных условиях.
6. Гуманизм –идеология, основным принципом которой является интерес к человеку, а не к Богу или природе.
7. Деонтология в социальной работе –учение о должном поведении специалиста.
8. Деятельность –специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира, цель которой определяется потребностями личности или общества, в том числе действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
9. Духовность –характеристика деятельной силы сознания, высший уровень развития личности, социальных групп и социальных систем. Является основой саморегуляции индивидов и социальных групп, поскольку ее эмоционально-волевой компонент включает высшие человеческие ценности.
10. Игра деловая – имитация совместной деятельности людей, используемая в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании.
11. Идеология – система, утверждающая определенные духовные ценности и факты.
12. Клиенты – в социальной работе подразумевают как отдельного человека, так и группу (семью), нуждающихся в помощи, поддержке, социальной защите и обратившихся для оказания им такого рода помощи.
13. Кодекс этикисоциального работника – система норм и правил нравственного поведения и профессиональной деятельности.
14. Конфиденциальность – доверительность, не подлежащая огласке; этический принцип, в соответствии с которым социальный (или другой работник) не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласования последнего. Сюда может относиться информация о личности клиента, профессиональные суждения о клиенте, материалы из «истории болезни».
15. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в образе жизни, в представлениях о жизни, общих для членов определенной социальной системы.
16. Культура общения – система этических норм и правил взаимодействия людей, в основном непосредственной коммуникации; показатель развития личности и ее особенностей.
17. Личности потенциал – совокупность свойств личности, предполагающих возможность самореализации человека в различных видах деятельности, а также возможность дальнейшего развития личности.
18. Мораль (от лат. moralis – нравственный) - нравственность, правила нравственного поведения, система норм нравственного поведения, форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей.
19. Моральное поведение – поведение человека, соответствующее нормам и правилам нравственности, принятым в обществе, в социальной среде.
20. Нормы социальные – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Вырабатываются во всех сферах общественной практики и во всех видах общественных отношений.
21. Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определенные блага.
22. Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высокое уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижении высокого уровня труда и результатов.
23. Профессиональное призваниесоциального работника – это сложнейшая модификация комплекса развитых качеств личности специалиста, внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функции социальной работы к оказанию социальной помощи населению.
24. Социальное призрение – это форма социальной поддержки; содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей – жилище и еде.
25. Социальный работник – специалист, в соответствии со своими должностными и профессиональными обязанностями оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникающих у них проблем.
26. Справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его правах. Тесно связано с культурой и ценностями общества. Включает требование соответствия между важностью деятельности индивидов, социальных групп в обществе и их социальным положениям, между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами и призрением.
27. Субъекты социальной работы – люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.
28. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
29. Филантропия – благотворительность, помощь неимущим, социально-незащищенным; покровительство.
30. Эйджизм (от англ. age - возраст) – предубежденность или дискриминационное поведение по отношению к человеку или группе по причине возраста.
31. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – качество личности, ее способность проникать в душевные переживания других людей, сочувствовать им; постижение эмоционального состояния другого человека.
32. Этика (от лат. ethica - обычай) – система норм нравственного поведения
33. Этикет(от фр. etiquette – малая этика) – совокупность правил поведения, вежливости, принятом в каком-либо обществе или его части.
34. Этические проблемы – проблемы, включающие нравственный аспект.
35. Этническое самосознание– чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.
36. Этническая толерантность ‑понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе.
37. Этническая терпимость ‑ наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.
38. Этническая интолерантность ‑ преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при безусловно позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таком подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции – негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|