Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинарское занятие 8. Роль социально-психологической компетентности социального работника в его профессиональной деятельности.





Вопросы:

1. Определение понятия "социально-психологическая компетентность", факторы, определяющие ее.

2. Понятие и виды общения, его роль в формировании профессиональных навыков.

3. Классификация средств общения.

Рекомендуемая литература

1. Платонов, Юрий Петрович (д-р психол. наук , проф.). Краткий курс социальной психологии [Текст] / Ю. П. Платонов. - СПб. : Речь, 2008. - 160 с.

2. Психология делового общения [Текст] : хрестоматия / ред., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом "Бахрах-М", 2006. - 784 с.

Семинарское занятие 9. Применение этических принципов и определение профессиональных ценностей в практике социальной работы (Лабораторная работа).

Упражнение 1. «Границы».

Включает ряд вопросов, направленных на разрешение практических дилемм. В основе этих дилемм лежит «дистанция» между социальными работниками и людьми, пользующимися их услугами.

Цель.

Высветить разницу между дружескими взаимоотношениями и тем, что можно назвать рабочими взаимоотношениями. Это поможет приобрести опыт в определении того, где должна проходить граница между личными и профессиональными взаимоотношениями.



Задание.

Ознакомиться с материалами и обсудить возможные варианты поведения.

- Можете ли Вы ответить однозначно "Всегда" или "Никогда" на какой-либо из приведенных ниже вопросов?

- А может Ваш ответ начнется словами "Это зависит от …"?

Взаимный обмен.

1. Ваши клиенты называют Вас по имени? Вы называете их по имени?

2. Если бы Вы приняли услугу клиента, позволили бы Вы:

- связать джемпер?

- найти неисправность в Вашей машине?

- устранить повреждение электропроводки в Вашем доме?

Культура общения.

3. Посещая клиента на дому, согласились бы Вы на:

- чашку чая?

- алкогольные напитки?

- предложение поесть?

4. На своем рабочем месте или в рабочей комнате стали бы Вы:

- говорить о личных делах с другими присутствующими людьми?

- готовить чашку чая для клиента?

Самораскрытие.

5. Сравниваете ли Вы собственный жизненный опыт с жизненным опытом клиента:

- даете ли им понять, что Вы чувствуете по поводу их обстоятельств?

- даете ли им информацию о том, как сложился Ваш день?



- говорите ли о Вашей работе с другими клиентами?

6. Делитесь ли личной информацией с Вашими клиентами?

- хорошими новостями, например, что Ваш супруг получил повышение по службе?

- плохими новостями, например, что Ваш отец болен?

7. Дали бы Вы свой домашний адрес или номер телефона?

Социальный контакт.

8. Приняли бы Вы от клиента:

- приглашение на свадьбу?

- приглашение на вечеринку?

9. Будете ли Вы избегать частого посещения места работы Вашего клиента?

10. Дадите ли вы деньги взаймы Вашим клиентам?

Прикосновение.

11. Пожимаете ли Вы руку клиенту при первой встрече?

12. Прикасаетесь ли Вы к клиенту, если он расстроен:

- дотрагиваетесь до предплечья?

- обнимаете за плечи?

- прикасаетесь к колену?

13. Ласкаете или играете ли Вы с детьми клиентов?

Упражнение 2.

Предположим, что Вы освоили дилеммы, с которыми столкнулись при установлении рабочих взаимоотношений с клиентами, приходящими к Вам за помощью.

Давайте теперь перевернем ситуацию и предположим, что именно Вы оказались на месте того, кто должен получить услугу. Это поможет осознать, как Вы понимаете профессиональное поведение.

Вы – пациент с зубной болью.

Как Вы описали бы профессиональное поведение зубного врача?

Вы – человек, который взял в банке деньги взаймы и должен их отдать.

Как Вы описали бы профессиональное поведение управляющего банком?

Вы – квартиросъемщик, у которого затопило квартиру.

Как бы Вы описали профессиональное поведение слесаря-водопроводчика?

Вы – отец ребенка, считающий школьную программу напряженной.

Как бы вы описали профессиональное поведение педагога?



Вопросы для обсуждения:

1. Каковы Ваши положительные и отрицательные впечатления (как пользователя услуг упомянутых социальных служб) о поведении профессионала?

2. Можно ли основные принципы поведения специалистов других областей применить к практике профессиональной социальной работы?

3. Зависит ли Ваша точка зрения на профессиональное поведение специалиста от результата его действий?

Упражнение 3. Установка связей между убеждениями, ценностями, чувствами и поступками в деятельности социального работника (Лабораторная работа).

Цель.

Большинство людей осознают разрыв или диссонанс, который иногда существует между тем, что они чувствуют и тем, что они говорят "вслух". Цель занятия – исследовать этот разрыв и проанализировать реакции студентов на него, а также выяснить, как студенты справляются с проблемами запретов. Умение понимать и анализировать чувства, которые нам не нравятся только потому, что считаются табу, - важный аспект профессионального развития.

Задание.

Обсудите каждый вопрос, уяснив дополнительные замечания преподавателя.

Ситуация для обсуждения:

В больницу доставлена средних лет женщина, пострадавшая в результате несчастного случая, который произошел с ней, когда она во время отпуска отдыхала в горах. Женщина в сознании, но не в состоянии двигаться от мучительной боли и чувствует себя очень уязвимой и беспомощной. Боль и уязвимость – новые ощущения для нее, в определенной степени, травмирующие, поскольку до сих пор обычно она была здоровой, сильной и независимой.

Входит врач, чтобы обследовать ее. Она видит, что он очень молод. Ее реакция мгновенно становится негативной – чувства уязвимости и беспомощности усиливаются (она ставит под сомнение его профессиональную компетентность).

В следующий момент ее мучает стыд, она испытывает чувство вины, но потом ее охватывает ужас от этих чувств, и она пытается преодолеть их, не выдать себя даже намеков перед молодым врачом.

Вопросы для обсуждения:

- Была ли реакция пациентки "нормальной"?

- Как Вы можете объяснить первые чувства пациентки?

- Прежде пациентка высказывала взгляды, позволяющие судить о том, что она относится с пониманием к проблемам молодых специалистов. В свете этого как Вы рассматриваете первую реакцию пациентки на врача?

- Как Вы рассматриваете попытки пациентки скрыть свои истинные чувства, замаскировать их?

- Если бы Вы были врачом, что было бы для вас важно?

- Если бы Вы были врачом, что бы вы сделали в подобной ситуации?

Упражнение 4. Представление.

Отработка приемов коммуникации и составления документов, применяемых в деятельности социальных работников.

Это занятие ориентированно на выработку непосредственно практических навыков в контактах с людьми, планирование мероприятий и общения, позволяющих сделать его эффективным. Подобные навыки важны как для разовых встреч с клиентами, так и для работы с ними в течение продолжительного времени.

Упражнение направлено на то, чтобы помочь осознанию того, что процесс воздействия и оценка ситуации (диагностика) начинаются с начала контакта, включая написание письма с назначением встречи.

Для подготовки к первой встрече с клиентами важно попытаться предугадать их возможные чувства и мысли.

Задание. Познакомиться с краткой информацией и на основе этого написать письмо-представление.

Затем прочесть письма 4–5 одногруппников и обсудить возможные варианты написания подобных писем.

Информация: Восьмидесятилетние супруги Ивановы ежедневно пользуются услугами, оказываемыми обслуживающим персоналом на дому. Вы – новый социальный работник, а прежний, уходя с работы, не смогла представить Вас лично Ивановым, но пообещала, что Вы напишете им письмо и представитесь. Кроме того, Вы узнали, что муж дважды побил свою жену и, это осталось без обсуждения, и что от них поступила жалоба на то, что в квартире неоднократно прорывало батарею и, прежний социальный работник писала заявление в ЖКО на основании жалоб супругов Ивановых.

А теперь изменим ситуацию – у Ивановых есть телефон и у Вас есть номер их телефона. Каковы, на Ваш взгляд, могли бы быть недостатки и преимущества использования телефона.

Вопросы для обсуждения:

1. Что Вы можете сказать о стиле Вашего письма, писем Ваших одногруппников (фамильярность-формальность; реализм-оптимизм)?

2. С кем из супругов Вы собираетесь устанавливать контакт, где хотите устроить первую встречу?

3. Какие факторы Вы принимаете во внимание, назначая время и день встречи?

4. Что Вы считаете разумным сообщить о себе в письме?

5. Насколько подробно Вы хотите информировать клиента о своем знании ситуации?

6. Считаете ли Вы, что способность выражать профессиональные вопросы в дружелюбном тоне и умение писать понятно помогает установлению непосредственного личного контакта с клиентом?

Вариант проведения занятия:

Предоставить студентам возможность самим смоделировать ситуации и проиграть их. Можно разделить аудиторию на две команды, где каждая из команд придумывает ситуации для команды соперников и анализирует выполнение задания. Заранее отобранное жюри выносит решение, какая команда задала самую интересную (сложную, актуальную) задачу; какая из команд справилась с выполнением задания наилучшим образом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.