Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация оптически сходных букв (оптическая дисграфия)

+Методические основы

+Использование образов реальных предметов в качестве опор дифференцируемых букв.

+Недопустимость включения в занятие заданий, направленных на развитие фонематического анализа и синтеза.

+Конструирование или запись смешиваемых букв перед прописыванием их зрительного образа в воздухе с одновременным анализом сходства и различия.

# # #

& Возможная ошибка

При дифференциации оптически сходных букв отсутствует опора на близкие по конфигурации образы живых и неживых предметов.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д». Объяснение нового материала: Каждый ученик на листках в клетку пишет буквы б и д. Далее уточняется артикуляция звуков, обозначаемых получившимися буквами: «Признесем звук [б]. Какой он – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Где возникает преграда в момент произнесения? Произнесем звук [д]. Какой он – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Где возникает преграда в момент произнесения? Чем похожи данные звуки? Чем отличаются? Обозначим звуки буквами. Запишем букву б. Из каких элементов состоит буква б? Запишем букву д. Из каких элементов состоит буква д

Далее проводится конструирование букв б и д. После этого начинается этап закрепления.

$ Методические рекомендации

При уточнении и сравнении зрительных образов смешиваемых букв необходимо по возможности сопоставлять эти образы со знакомыми детям объектами. Данный приём является не только игровым, т. к. осуществляемое в ходе него закрепление нового становится продолжением ранее усвоенных знаний.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д». Объяснение нового материала: «Посмотрите на буквы, которые у меня записаны на доске. Назовите их. Из каких элементов состоит буква б, куда смотрит у неё хвостик? Из каких элементов состоит буква д, куда смотрит у неё хвостик? Значит, чем похожи эти буквы? А чем они отличаются?

Посмотрите на эту картинку и скажите, кто здесь нарисован? Какой первый звук в слове белка? Напишем букву б под белкой. (Запись осуществляется на доске.) Посмотрите на белку и букву б и скажите, чем они похожи? ... Они похожи хвостиками, которые смотрят куда – вверх или вниз? Значит, когда мы вспоминаем белку, то пишем хвостик у буквы б куда – вверх или вниз?



А теперь посмотрите на эту картинку и скажите, кто здесь нарисован? Какой первый звук в слове дятел? Напишем букву д под дятлом. (Запись осуществляется на доске.) Посмотрите на дятла и букву д и скажите, чем они похожи? ... Они похожи хвостиками, которые смотрят куда – вверх или вниз? Значит, когда мы вспоминаем дятла, то пишем хвостик у буквы д куда – вверх или вниз?

Итак, когда мы впоминаем белку, то пишем букву б и хвостик ..., а когда мы вспоминаем дятла, то пишем букву ... и хвостик ...».

Далее проводится конструирование букв б и д. После чего начинается этап закрепления.

# # #

& Возможная ошибка

Использование при дифференциации оптически сходных букв видов работ, направленных на развитие фонематического анализа и синтеза соответствующих звуков.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д в словах».

План работы:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Детям предлагаются загадки с отгадками: белка, дятел. Далее логопед задаёт вопрос: «Какой первый звук слышится в слове белка? А в слове дятел

Буквы б и д записываются на доске. Логопед: «Сегодня мы будем различать письменные буквы б и д».

3. Конструирование элементов букв б и д с помощью счётных палочек.

Инструкция: «А теперь возьмите счётные палочки и давайте попробуем с их помощью выложить буквы б и д».

4. Письмо в воздухе рукописных букв б и д, а также слогов с ними. Инструкция: «Я читаю слоги со звуками [б] и [д], а вы должны записать рукой эти слоги в воздухе. Но прежде давайте пропишем отдельно эти буквы в воздухе». Логопед показывает, дети повторяют.

5. Развитие фонематического анализа и синтеза. Инструкция: «Я вам буду читать слова. А вы, когда услышите [б] – хлопните в ладоши, а [д] – поднимите правую руку».

Речевой материал: помидор, дятел, воробей, собака, ручка, карандаш, иголка, белка. Продолжение инструкции: «Какой по счёту [б] в слове собака, а [д] в слове помидор

$ Методические рекомендации

В процессе работы по дифференциации оптически сходных букв не следует проводить слуховую дифференциацию соответствующих звуков, т. к. практически все буквы, смешиваемые на основании их оптического сходства, обозначают звуки, верно дифференцируемые в устной речи.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д в словах».

План работы:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Детям предлагаются загадки с отгадками: белка, дятел. Далее логопед задаёт вопрос: «Какой первый звук слышится в слове белка? А в слове дятел

Буквы б и д записываются на доске. Логопед: «Сегодня мы будем различать письменные буквы б и д».

3. Конструирование элементов букв б и д с помощью счётных палочек.

Инструкция: «А теперь возьмите счётные палочки и давайте попробуем с их помощью выложить буквы б и д».

4. Письмо в воздухе рукописных букв б и д, а также слогов с ними. Инструкция: «Я читаю слоги со звуками [б] и [д], а вы должны записать рукой эти слоги в воздухе. Но прежде давайте пропишем отдельно эти буквы в воздухе». Логопед показывает, дети повторяют.

# # #

& Возможная ошибка

Прописывание в воздухе оптически сходных букв не сопровождается комментированием сходства и различия их зрительных образов.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д». Задание: прописывание в воздухе буквы б и д. Инструкция: «Напишите в воздухе строчные буквы б и д, как я».

$ Методические рекомендации

Изолированное прописывание букв в воздухе целесообразно при знакомстве со зрительным образом отдельных букв. Если же осуществляется сопоставление букв, как при оптической дисграфии, то такое прописывание должно сопровождаться устным анализом сходства и различия данных букв, в противном случае такое задание выполняется детьми чисто механически.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д». Задание: прописывание в воздухе буквы б и д. Инструкция: «Напишем в воздухе строчную букву б. На кого она похожа? Куда смотрит хвостик – вверх или вниз? Пишем». Аналогично – с буквой д.

Изучение предлогов (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)

+Методические основы

+Сравнение значений предлогов с предварительным анализом пространственного значения каждого предлога совместно с логопедом.

+Недопустимость включения в цель занятия по дифференциации предлогов задачи, направленной на развитие звукового анализа.

# # #

& Возможная ошибка

При знакомстве с предлогами от детей требуется самостоятельная расшифровка схематического изображения изучаемых предлогов.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на (со значением местонахождения)».

1. Организационный момент.

2. Выделение предлогов из речи и уточнение их значений: «Давайте посмотрим на доску и по схеме попробуем отгадать, какие предлоги сегодня у нас в гостях (предлагаются два прямоугольника: у первого – точка в центре, у второго – точка сверху). Вы отгадали верно. Эти предлоги пришли каждый со своими картинками, но картинки упали и перемешались. Поможем им – определим, какие картинки были у какого предлога». Перечень картинок: ложка в стакане, ваза на столе, карандаши в пенале, грибы в корзине, кошка на стуле, книга на столе.

$ Методические рекомендации

Дифференциация пространственного значения предлогов должна начинаться с их знакомства на примере значительного количества сюжетных картинок или выполнения каких-либо действий. Только после использования определенного количества однотипного картинного материала или действий, иллюстрирующих значение того или иного предлога, можно предлагать детям обобщённую схему пространственного значения предлогов (прямоугольники со стрелочками или точками в разных положениях, показывающих различное расположение одних предлогов относительно других) или формулировки типа «он служит нам для обозначения...». Если логопед сразу предлагает детям подобные схемы или формулировки, то он идёт по другому, прямо противоположному пути, когда ребёнок должен самостоятельно наполнить обобщённое содержание схемы её конкретными иллюстрациями из жизни.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на (со значением местонахождения)».

1. Организационный момент.

2. Выделение предлогов из речи и уточнение их значений: «Посмотрите на эти картинки и придумайте по ним словосочетания: ложка в стакане, карандаши в пенале, грибы в корзине. Какой предлог повторялся во всех этих словосочетаниях? Покажите рукой, что значит в. Посмотрите на доску и найдите схему, которая подходит к предлогу в». Аналогично проводится работа над предлогом на.

# # #

& Возможная ошибка

В цель занятия по дифференции предлогов включается задача на дифференциацию этих предлогов по звуковому анализу.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация предлогов по – под». Сравнительная характеристика: «На этом уроке мы научимся отличать предлоги по – под. Запишем на доске эти предлоги. Чем данные предлоги отличаются? Правильно, у предлога под есть буква д». И т. д.

$ Методические рекомендации

Осуществляемая дифференциация предлогов касается только их семантики и не связана с особенностями их звукового состава.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация предлогов по – под». Сравнительная характеристика: «Сегодня мы будем учиться различать предлоги по и под. Запишем их на доске. Придумайте предложение с предлогом по. Покажите, как будет двигаться ... . Придумайте предложение с предлогом под. Покажите, как будет двигаться ... . Значит, чем отличаются предлоги по и под?».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.

3. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжёлых нарушениях произношения. – М., 1991.

4. Иншакова О. Б., Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма () Принципы и методы коррекции нарушений речи. – СПб.: Образование, 1997.

5. Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вестн. Моск. ун-та, 1980. Сер. 14, № 3.

6. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения () Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы ( Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1965.

7. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения () Основы теории и практики логопедии ( Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968. – С. 166–190.

8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.

9. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941.

10. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом () Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961. – С. 48–97.

11. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

12. Сборник упражнений для детей с недостатками произношения. Выпуск первый. Сост. А. Н. Ассмус, А. И. Блохина, Р. Е. Итина, Э. М. Иткина, В. Н. Карандина, Н. Г. Смирнова. М., 1959.

13. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. () Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы ( Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1965.

14. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

15. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1996.

16. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.