Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфические методические основы логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов





Общие положения

+Методические основы

+Опора при объяснении нового материала на сохранные анализаторы.

+Соблюдение последовательности работы на различных уровнях.

+Соблюдение единообразия приёмов деления слов на слоги, используемых на логопедических занятиях и в классе.

+Последовательность выделения слогов в слове с учащимися первых классов с возвратом к первоначальному делению.

+Использование коллективного анализа детей перед определением характера звучания того или иного звука.

+Наличие акцента на вставляемую букву после устного разбора анализируемого слова при переходе к его записи.

+Требование назвать слово целиком после подстановки пропущенного слога.

+Верное структурирование на доске или карточке лексического материала с пропущенными буквами.

+Неиспользование приёмов деления слов на слоги, затрудняющих детей с ОНР.

+Не даётся домашнее задание.

# # #

& Возможная ошибка

Из занятия исключены моменты, на которых в случае сохранности интеллектуального развития детей можно было бы не акцентировать внимания ввиду возможного переноса ранее усвоенного алгоритма в новые условия: в данном случае определение звонкости – глухости согласных с помощью руки, прижатой к горлу. Однако у детей с ОНР подобные виды переноса вызывают значительные затруднения, и потому такие этапы являются обязательными для повторения практически на каждом занятии.



@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация звуков [п] – [б]». Объяснение: предлагаются картинки с изображением бочки и почки. «Что нарисовано на этой картинке? Какой первый звук в слове бочка? [б] – глухой или звонкий?» Аналогично с картинкой, где изображена почка.

$ Методические рекомендации

Схемы всех занятий по любой теме (кроме первого занятия) примерно идентичны и предполагают постоянное уточнение одних и тех же моментов типа: выяснение различия между [п], [б] по звонкости – глухости, осуществляемого с помощью руки, прижатой к горлу. Если логопед надеется на достаточную усвоенность таких моментов на предыдущих занятиях и пропускает их, рассчитывая на возможный перенос сформированных умений, то структура занятия в отдельных случаях может нарушаться из-за полного отсутствия возможности самостоятельного переноса у детей с ОНР любого уровня. Так, при сравнении звуков детей может затруднять выделение их звонкости или глухости на слух без участия вспомогательного приёма в виде прикладывания руки к горлу.



|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация звуков [п] – [б]». Объяснение: предлагаются картинки с изображением бочки и почки. «Что нарисовано на этой картинке? Какой первый звук в слове бочка? Приложим руку к горлышку и ещё раз произнесём звук [б]. Горлышко дрожит? Значит, какой это звук – звонкий или глухой?» Аналогично с картинкой, где изображена почка.

# # #

& Возможная ошибка

Включение в состав предложения предлога, представленного графической схемой, осуществляется на втором-третьем занятии по изучаемой теме.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Предлог около» (второе занятия по теме). Задание: рассмотреть графические схемы и составить рассказ.

Речевой материал:

а) На скамейке дома .

б) Машина гаража.

в) Мы парка.

г) Я стоял дома.

$ Методические рекомендации

При закреплении значений тех или иных предлогов могут использоваться различные графические схемы, в которых вместо предлога рисуется кружочек, а все остальные части речи полностью или частично заменяются их условными обозначениями. Однако включение таких схем в структуру первых двух-трех занятий по ознакомлению с тем или иным предлогом нецелесообразно, т. к. первоначально у детей должно быть сформировано умение вычленять из состава предложения данный предлог и связанное с ним слово, а не включать их в его структуру.



|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Предлог около» (второе занятия по теме). Задание: рассмотреть серию сюжетных картин и составить по ней рассказ. Каждое новое предложение начинает логопед, а дети заканчивают, опираясь на содержание картин. Полученный рассказ записать, выделить слова с предлогами и предлоги.

Речевой материал:

На скамейке дома .

Машина гаража.

Мы парка.

Я стоял дома.

Инструкция: «Давайте посмотрим на эти картинки. Здесь нарисован целый рассказ. Нам с вами нужно его придумать и записать. Я начинаю, а вы заканчивайте. На скамейке ... . Повторите полным предложением. Слово с нашим предлогом? Предлог? Записываем. Серёжа диктует, все записывают». И т. д. После того, как составлен и записан весь рассказ: «Прочитаем ещё раз весь рассказ. Маша, читай. Кто мне его расскажет сам, не смотря в тетрадь? ... Назовите все слова с нашим предлогом».

# # #

& Возможная ошибка

На этапе дифференциациии смешиваемых звуков логопед использует сопоставление этих звуков с неречевыми явлениями, т. е. структурно «возвращается» на несколько этапов назад.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [з]». Задание: прослушать звукоподражания и выделить из них речевые звуки, которые будут изучаться на данном занятии. Инструкция: «Как поют комарики? (з-з-з) Как воздух выходит из шарика? (с-с-с) Сегодня мы будем говорить о звуках [с] – [з]».

$ Методические рекомендации

Виды работ, предполагающие сопоставление изучаемых звуков с неречевыми явлениями типа комар звенит [з-з], насос накачивает шину [ш-ш] и т. д., целесообразнее использовать не на занятиях по дифференциации звуков, а при знакомстве с соответствующими звуками и буквами на уроках грамоты. Ввиду того, что цель данных упражнений заключается в вычленении и закреплении звукового образа тех или иных звуков, Это и должно осуществляться на первоначальных этапах работы с данными звуками.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [з]». Данное задание должно быть полностью исключено из занятия.

# # #

& Возможная ошибка

Работа по дифференциации оппозиционных звуков в пределах одного занятия осуществляется на более чем двух уровнях, значительно отстоящих друг от друга как по времени, так и методически.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш]». План первой половины занятия:

Задание № 1 (уточнение артикуляции звуков): послушать имена детей, назвать те, в которых есть [с], а потом – [ш], сравнить их по артикуляции. Инструкция: «Я назову вам имена детей, а вы выберите те, в которых есть звук [с]:Миша, Настя, Саня, Наташа, Аня, Лена, Алёша, Соня, Костя, Гриша, Боря. А теперь выберите имена со звуком [ш]. Произнесем [с] и [ш] и сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются?»

Задание № 2: послушать начало имён и добавить в конец подходящий слог са или ша, записать полученные слова. Инструкция: «А теперь давайте добавим в имена недостающий слог са или ша и запишем эти имена в свою тетрадь».

Речевой материал: Да.., Ми.., Али.., Лари.. .

Задание № 3: послушать загадки, отгадать, определить в отгадках место звуков [с] – [ш]. Инструкция: «Мы будем отгадывать загадки и находить ответ на картинках».

Речевой материал:

Под крышей – четыре ножки,

На крыше – суп и ложки. (Стол)

Продолжение инструкции: «Какой звук мы здесь слышим? Где он стоит? В начале, в середине или в конце слова?» Аналогично ещё три загадки.

Задание № 4: рассмотреть предметы, изображённые на картинках, назвать их, определить, какой из изучаемых звуков есть в названных словах и где он стоит, записать слова в тетрадь. Инструкция: «А теперь посмотрим на оставшиеся картинки. Что это? Какой звук? Где стоит? Запишем это слово». Аналогично разбираются ещё несколько картинок.

Задание № 5 «Хитрые звуки»: послушать серию слогов, определить наличие или отсутствие в них изучаемых звуков, поднимая руку. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Хитрые звуки». Какие это сегодня звуки? Какие они? Так вот, они разбежались и спрятались. Я вам читаю слоги, а вы поднимаете руку, если слышите слог с «хитрым звуком».

Речевой материал:

Са-ша-са.

Шо-со-шо.

Шу-шу-шу-су.

Се-се-ше-се.

Са-са-са-са-ша.

 

$ Методические рекомендации

Последовательность выделения и дифференциации звуков на слух и на письме как в пределах одного занятия, так и в пределах серии занятий должна осуществляться на каком-либо одном уровне. Сначала выделение и дифференциация на уровне слогов, затем на уровне слов, а потом на уровне предложений, и в заключение используется текст. Менять данную последовательность нельзя. Также не допускается в пределах одного занятия выделение и дифференциация изучаемых звуков сразу на всех уровнях. На одном занятии возможна дифференциация или на одном из указанных уровней, или на двух, таким образом, чтобы первая часть занятия была посвящена дифференциации на более простом уровне, а вторая часть – на более сложном. Например: слоги и слова; только слова; слова и предложения; только предложения; предложения и текст; только текст.

В ряде случаев могут использоваться задания, являющиеся промежуточными по сложности между различными этапами. Например, логопед говорит начало слова, как правило, его первый слог, а ребёнок заканчивает слово другим слогом, содержащим один из дифференцируемых звуков. Данное задание должно использоваться или при дифференциации на уровне слогов, или при переходе от дифференциации в слогах к дифференциации в словах.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш]». План первой половины занятия:

Задание № 1 (уточнение артикуляции звуков): послушать имена детей, назвать те, в которых есть [с], а потом – [ш], сравнить их по артикуляции. Инструкция: «Я назову вам имена детей, а вы выберите те, в которых есть звук [с]:Миша, Настя, Саня, Наташа, Аня, Лена, Алеша, Соня, Костя, Гриша, Боря. А теперь выберите имена со звуком [ш]. Произнесём [с] и [ш] и сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются?»

Задание № 2: послушать загадки, отгадать, определить в отгадках место звуков [с] – [ш]. Инструкция: «Мы будем отгадывать загадки и находить ответ на картинках».

Речевой материал:

Под крышей – четыре ножки,

На крыше – суп и ложки. (Стол)

Продолжение инструкции: «Какой звук мы здесь слышим? Где он стоит? В начале, в середине или в конце слова?» Аналогично ещё три загадки.

Задание № 3: рассмотреть предметы, изображённые на картинках, назвать их, определить, какой из изучаемых звуков есть в названных словах и где он стоит, записать слова в тетрадь. Инструкция: «А теперь посмотрим на оставшиеся картинки. Что это? Какой звук? Где стоит? Запишем это слово». Аналогично разбираются ещё несколько картин.

# # #

& Возможная ошибка

Задание на подстановку пропущенной буквы в слово предлагается перед заданием на подстановку пропущенных слогов.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных оё в слогах и словах». Задание № 1: списать слова, вместо точек вставить гласные о или ё. Инструкция: «Спишите слова, вместо точек вставляйте гласные о или ё. Вставим в первое слово гласную о. Какое слово получится? Есть такое слово? В слове «лошадь» [л] звучит твёрдо или мягко? Какую гласную запишем после твёрдого [л]? Запишем слово в тетрадь».

Речевой материал:

л.шадь впер.д самол.ты

нар.д сол.ный ел.вый

Задание № 2: читать слова с пропущенными буквами о – ё, записывать слова только с буквой о. Инструкция: «На доске записаны слова с пропущенными буквами. Мы должны пробовать вставлять в них букву о. Если слово будет получаться – мы его записываем, если слово не получается – мы его не пишем». (Анализ получившихся слов проводится аналогично.)

Речевой материал:

л.гонький м.шка в.сла

к.шка зел.ный в.дра

Задание № 3: читать слова с пропущенными буквами о – ё, записывать слова только с буквой ё. Инструкция: «На доске записаны слова с пропущенными буквами. Мы должны пробовать вставлять в них букву ё. Если слово будет получаться – мы его записываем, если слово не получается – мы его не пишем». (Анализ получившихся слов проводится аналогично.)

Речевой материал:

к.чка кл.ны зв.зды

п.чка прыж.к гн.зда

Задание № 4: читать слова с пропущенными слогами, уточнять характер звучания согласных и подстановку слогов со или сё. Инструкция: «У нас на доске записаны слова, в которых пропущены слоги со и сё. Нам нужно читать эти слова, послушать, как звучит согласный [с] – твёрдо или мягко, и какой слог – со или сё – нужно вставить. В слоге «со» звук [с] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после твёрдого [с]? В слоге «сё» звук [с] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после мягкого [с]? Вставим слог «со». Какое слово получится? Такое слово есть? Записываем».

Речевой материал:

ве..селый по..лок пыле..сы

..рока бок..ры новос..лы

 

$ Методические рекомендации

Последовательность заданий на подстановку пропущенных букв или слогов должна осуществляться таким образом, чтобы сначала предлагались задания, направленные на подстановку пропущенного слога, как не вызывающие трудности при переходе от устного анализа к записи. После этого следует предлагать задания, представляющие собой подстановку в слова пропущенной буквы, ввиду того, что даже после верно проведенного устного анализа дети при записи соответствующего слова могут допускать ошибки, если отсутствовало непосредственное уточнение вставляемой буквы.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Задание № 1: читать слова с пропущенными слогами, уточнять характер звучания согласных и подстановку слогов со или сё. Инструкция: «У нас на доске записаны слова, в которых пропущены слоги со и сё. Нам нужно читать эти слова, слушать, как звучит согласный [с] – твёрдо или мягко, и какой слог – со или сё – нужно вставить. В слоге «со» звук [с] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после твёрдого [с]? В слоге «сё» звук [с] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после мягкого [с]? Вставим слог «со». Какое слово получится? Такое слово есть? Записываем».

Речевой материал:

ве..селый по..лок пыле..сы

..рока бок..ры новос..лы

Задание № 2: списать слова, вместо точек вставить гласные о или ё. Инструкция: «Спишите слова, вместо точек вставляйте гласные о или ё. Вставим в первое слово гласную о. Какое слово получится? Есть такое слово? В слове «лошадь» [л] звучит твёрдо или мягко? Какую гласную запишем после твёрдого [л]? Запишем слово в тетрадь».

Речевой материал:

л.шадь впер.д самол.ты

нар.д сол.ный ел.вый

Задание № 3: читать слова с пропущенными буквами о – ё, записывать слова только с буквой о. Инструкция: «На доске записаны слова с пропущенными буквами. Мы должны пробовать вставлять в них букву о. Если слово будет получаться – мы его записываем, если слово не получается – мы его не пишем». (Анализ получившихся слов проводится аналогично.)

Речевой материал:

л.гонький м.шка в.сла

к.шка зел.ный в.дра

Задание № 4: читать слова с пропущенными буквами о – ё, записывать слова только с буквой ё. Инструкция: «На доске записаны слова с пропущенными буквами. Мы должны пробовать вставлять в них букву ё. Если слово будет получаться – мы его записываем, если слово не получается – мы его не пишем». (Анализ получившихся слов проводится аналогично.)

Речевой материал:

к.чка кл.ны зв.зды

п.чка прыж.к гн.зда

# # #

& Возможная ошибка

Использование при дифференциации предлогов заданий с усечёнными предложениями типа «Ручка ... парте».

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на в предложениях».

Задание № 1: вставить предлог в или на в предложения и записать эти предложения в тетрадь.

Речевой материал: Птица сидит .. клетке. Ваза стоит .. столе. Лиса живёт ... лесу.

Задание № 2 – игра «Лото»: прослушать пару слов, например: птица, клетка; сказать, где и какой из этих предметов может находиться, и закрыть имеющиеся у детей картинки соответствующими схемами предлогов в или на.

Речевой материал: птица в клетке, птица на клетке.

$ Методические рекомендации

Последовательность этапов работы на различных уровнях (на уровне слов, предложений, текстов) при дифференциации предлогов имеет следующую специфическую особенность. Для того чтобы ребёнок, с одной стороны, зафиксировал пространственное значение предлога на конкретном примере, а с другой стороны, чтобы этот пример был как можно более лаконичен, могут использоваться усечённые предложения типа «птица в клетке» и т. п. Учитывая синтаксическую неполноту таких предложений, их следует использовать по завершении этапа работы на уровне слов и перед этапом на уровне предложений, но не в структуре этого этапа.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на в словах и предложениях».

Задание № 1 – игра «Лото»: прослушать пару слов, например: птица, клетка; сказать, где и какой из этих предметов может находиться, и закрыть имеющиеся у детей картинки соответствующими схемами предлогов в или на.

Речевой материал: птица в клетке, птица на клетке.

Задание № 2: вставить предлог в или на в предложения и записать эти предложения в тетрадь.

Речевой материал: Птица сидит .. клетке. Ваза стоит .. столе. Лиса живёт ... лесу.

 

# # #

& Возможная ошибка

Возможное несоблюдение единообразия приёмов деления слов на слоги с приёмами, используемыми на уроках грамоты учителем начальных классов.

@Пример возможной ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Задание: прослушать слова, содержащие гласные о – ё, к каждому слову начертить схему, представляющую собой горизонтальную линию, разделённую несколькими вертикальными линиями по количеству слогов, входящих в состав данного слова; найти согласные, твёрдость и мягкость которых обозначается с помощью гласных о, ё; вставить данные гласные в составленную схему. Инструкция: «Слово «кошка». Обозначим данное слово линией, начертим. Разделим слово «кошка» на слоги. Положили руки на парту, произносим слово и определяем количество слогов по взмаху руки. Сколько слогов? (Два, три.) Ещё раз разделим на слоги. Кладём руки перед собой, произносим слово и машем рукой, начали. Сколько слогов в слове? (Два.)».

$ Методические рекомендации

При делении слов на слоги логопед вправе использовать различные приёмы деления, как то: отхлопывание, отстукивание, отсчитывание слогов под такт подбородка, сигнализирование рукой и т. д., но при этом необходимо соблюдать единообразие как на логопедических занятиях, так и на уроках грамоты. В противном случае дети каждый раз вынуждены осваивать новый приём деления на слоги и вместо выполнения задания акцентируют внимание на его технической стороне.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Данный вид работы верен в том случае, если используемый приём деления слов на слоги совпадает с приёмами, используемыми на уроках грамоты учителем начальных классов.

# # #

& Возможная ошибка

Логопед, решая определённую задачу и используя при этом деление слов на слоги, не учитывает возможности детей (в основном первого класса) в назывании любого слога, кроме первого, только после возврата к целостному делению всего слова.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Задание: прослушать слова, содержащие гласные о – ё, к каждому слову начертить схему, представляющую собой горизонтальную линию, разделенную несколькими вертикальными линиями по количеству слогов, входящих в состав данного слова; найти согласные, твёрдость и мягкость которых обозначается с помощью гласных о, ё; вставить данные гласные в составленную схему. Инструкция: «Слово «сёла» разделим на слоги. Назовите первый слог (сё). В слоге сё первый звук твёрдый или мягкий? (Мягкий.) Назовите его ([с’]). Какая гласная пишется после него? (Гласная ё.) Запишем. Назовите второй слог. (Дети затрудняются.) Первый слог – сё, а второй? (Дети затрудняются.) Разделим ещё раз слово «сёла», «сё – ла». Назовите второй слог (ла). В слоге ла первый звук [л] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) Какая гласная пишется после него? (Гласная а.) Мы её на схеме не обозначаем. Следующее слово... И т. д.».

$ Методические рекомендации

Если деление слов на слоги является не самоцелью, а служит базой для решения какой-либо другой задачи, например: после него осуществляется разбор звучания твёрдых и мягких согласных в каждом из слогов, то после того как произведён разбор первого слога, не следует ожидать от ребёнка, что он тут же назовёт второй слог. На первоначальных этапах, как правило (это почти весь первый класс), ребёнок в состоянии назвать любой слог в слове, кроме первого, только после возврата к целостному делению всего слова на слоги с помощью одного из отрабатываемых приёмов.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Задание: прослушать слова, содержащие гласные о – ё, к каждому слову начертить схему, представляющую собой горизонтальную линию, разделённую несколькими вертикальными линиями по количеству слогов, входящих в состав данного слова; найти согласные, твёрдость и мягкость которых обозначается с помощью гласных о, ё; вставить данные гласные в составленную схему.

Например: произведён слоговой анализ слова костёр, затем логопед уточняет звучание согласного [к] в первом слоге. Для того чтобы перейти к анализу второго слога, его необходимо снова вычленить из состава слова, но не путем обычного вопроса: «А какой у нас второй слог в слове костёр?» (так можно ставить вопрос с учащимися второго класса), а путем возврата к первоначальному разбору слогового состава слова. Например: «Давайте ещё раз вспомним, сколько слогов в слове костёр». (Дети под проговаривание логопеда сигнализируют рукой.) После чего логопед спрашивает: «Какой второй слог в слове костёр?» В более тяжёлых случаях после повтора разбора логопед говорит: «Значит, в слове костёр первый слог кос, а дальше? (тёр)».

 

# # #

& Возможная ошибка

Осуществляя работу по вычленению смешиваемых звуков из названий предметных картинок, логопед расчленяет её выполнение между несколькими детьми.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация [с’] – [щ] в слогах и словах». Задание: предлагается игра «Четвёртый лишний». Дети по очереди называют все картинки, выясняют наличие или отсутствие в них дифференцируемых звуков [с’] и [щ] и на основании проведённого анализа выделяют лишнюю картинку с соответствующей мотивировкой. Инструкция: «Я сейчас покажу вам четыре картинки. В их названиях есть наши звуки [с’] и [щ]. Сначала нам нужно назвать все эти картинки. Теперь ещё раз называем каждую картинку и слушаем, какой там звук – [с’] или [щ]. А теперь подумайте, какая картинка здесь лишняя и почему». (На каждый вопрос логопед требует ответ от разных детей.)

Речевой материал: ящик, овощи, лось, щётка.

$ Методические рекомендации

При работе на уровне слов, в частности, когда требуется назвать слово (по картинке или отражённо) и выделить из него соответствующий звук, необходимо строить работу таким образом, чтобы все этапы работы с отдельной картинкой выполнялись одним ребёнком. В ряде случаев логопеды стремятся для большего охвата детей подключать к выполнению поэтапных заданий двух и более детей, например: один ребёнок называет предметную картинку, а другой – выделяет из неё изучаемый звук. В подобных случаях очевидный вред наносится обоим принимающим участие в выполнении задания детям. Для первого ребёнка, который только называет картинку, деятельность по вычленению звука из слова остаётся незавершённой, и то, что он через несколько секунд услышит верно выделенный из слова звук, не означает, что в последующем при анализе аналогичных слов он сделает это самостоятельно и без ошибок. Для второго ребёнка, который, услышав название картинки, должен выделить соответствующий звук, осуществляемый им процесс также оказывается неполноценным в силу того, что на первоначальных этапах работы ребёнок при выделении звука на слух должен ориентироваться или на чёткое произношение логопеда, или на собственное проговаривание тех слов, восприятие которых не может вызвать у него затруднений. Когда же ребёнок вынужден ориентироваться на, как правило, нечёткое и тем более неутрированное произношение другого ребёнка, он испытывает значительные трудности. При этом, если он и верно выделяет согласный, то делает это или случайно, или опираясь на сохранные звенья своего фонематического слуха. Нарушенные звенья в коррекционную работу в данном случае не вовлекаются.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация [с’] – [щ] в слогах и словах». Задание: предлагается игра «Четвёртый лишний». Дети поочереди называют все картинки, выясняют наличие или отсутствие в них дифференцируемых звуков [с’] и [щ] и на основании проведённого анализа выделяют лишнюю картинку с соответствующей мотивировкой. Инструкция: «Я сейчас покажу вам четыре картинки. В их названиях есть наши звуки [с’] и [щ]. Сначала нам нужно назвать все эти картинки. Теперь ещё раз называем каждую картинку и слушаем, какой там звук – [с’] или [щ]. А теперь подумайте, какая картинка здесь лишняя и почему». (На каждый вопрос отвечает один ребёнок.)

Речевой материал: ящик, овощи, лось, щётка.

# # #

& Возможная ошибка

После устного разбора верно подставленной буквы и при переходе к записи соответствующего слова с этой буквой логопед не акцентирует ещё раз внимания детей на вставляемую ими букву.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в слогах и словах». Задание: читать слова с пропущенными гласными, уточнять характер звучания согласных, вставлять пропущенные гласные у или ю. Инструкция: «У нас на доске записаны слова, в которых пропущены гласные у и ю. (Слово – н.хать.) Прочитаем первое слово, вставляем гласную у. Какое слово получилось? Скажите его быстро. Такое слово есть? Вставим гласную ю, какое слово получилось? Такое слово есть? В слове нюхать [н] звучит твёрдо или мягко? Запишем его в тетрадь».

$ Методические рекомендации

При выполнении заданий, предполагающих подстановку пропущенных гласных или слогов, стратегия разбора слова и подстановки соответствующей гласной или слога сходны.

При переходе к записи соответствующего слова стратегия логопеда меняется и зависит от характера вставляемого материала (буквы или слога). Если требуется вставить ту или иную букву, то перед записью соответствующего слова необходимо ещё раз спросить у детей (желательно у слабых учеников): «Какую букву ты сейчас будешь писать после согласного, например, после с?» И после записи ещё раз уточнить вставленную букву у другого слабого ученика. При этом возвращаться к первоначальному анализу следует только в случае ошибок у кого-нибудь из детей и только с этим ребёнком.

Если требуется вставить слог с той или иной гласной, то каких-либо уточнений перед записью и после неё не делается в связи с тем, что дети в кратковременной памяти «удерживают» слог лучше, чем звук.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в слогах и словах». Задание: читать слова с пропущенными гласными, уточнять характер звучания согласных, вставлять пропущенные гласные у или ю. Инструкция: «У нас на доске записаны слова, в которых пропущены гласные у и ю. (Слово – н.хать.) Прочитаем первое слово, вставляем гласную у. Какое слово получилось? ... Скажите его быстро. ... Такое слово есть? ... Вставим гласную ю, какое слово получилось? ... Такое слово есть? ... В слове нюхать [н] звучит твёрдо или мягко? ... Значит, какую букву пишем в слове нюхать? ... Пишем. Катя диктует». (По ходу диктовки одного из учеников логопед должен до того, как будет записана изучаемая буква, успеть спросить: «Пишем букву? ...».) После записи: «Надя, какую букву ты написала после н? ...».

# # #

& Возможная ошибка

При выполнении заданий на подстановку пропущенных слогов логопед не учитывает недостаточный уровень техники чтения своих детей, не требует от детей называть каждое вновь получившееся слово целиком, что приводит к непониманию ряда образованных слов более слабыми детьми.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё». Задание: читать слова с пропущенными слогами, уточнять характер звучания согласных и подстановку слогов ло или лё. Инструкция: «Прочитаем первое слово, вставив сначала слог ло: са-мо-лот. Есть такое слово? (Нет.) Прочитаем слово, вставив слог лё: са-мо-лёт. Есть такое слово? (Да.) Запишем».

$ Методические рекомендации

При выполнении заданий, требующих выборочной подстановки слога в слово (например: на доске записаны слова с пропущенными слогами со и сё, нужно вставить тот или иной слог и записать соответствующее слово), небольшая часть, как правило, достаточно сильных детей вставляет требуемый слог сразу. Все остальные дети подставляют по очереди каждый из слогов в той последовательности, в которой они записаны на доске. Принимая во внимание, что «скандированность» послогового чтения затрудняет процесс понимания прочитанного после подстановки того или иного слога (независимо от того, какой слог подставлен и образуется с ним слово или нет), необходимо прочитать это слово, а затем быстро произнести прочитанное. Только после этого следует спрашивать у детей, есть такое слово или нет.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё». Задание: читать слова с пропущенными слогами, вставлять слоги ло или лё. Инструкция: «Прочитаем первое слово, вставив сначала слог ло: са-мо-лот. ... Повтори быстро. ... Есть такое слово? ... Вставляем слог лё: са-мо-лёт. ... Повтори быстро. ... Есть такое слово? ... Как звучит согласный л – твёрдо или мягко? ... Пишем».

# # #

& Возможная ошибка

Подбор в качестве речевого материала слов с пропущенными буквами без соблюдения представленности одинакового количества слов с пропусками в начале, в середине и в конце слов. Предложенные слова располагаются без учёта позиции, в которой соответствующая буква пропущена.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Задание: читать слова с пропущенными гласными, объяснять правописание твёрдых и мягких согласных, записывать слова, вставляя соответствующие гласные. Инструкция: «На доске записаны слова, в которых пропущены наши буквы о и ё. Нам нужно прочитать эти слова, выяснить, как звучит согласный перед ними, и решить, какую букву мы будем вставлять. Если согласный звучит твёрдо, то пишем букву (пауза), а если согласный звучит мягко, то пишем букву (пауза)».

Речевой материал:

с.рока зас.вы .кна ведр.

с.ла пылес.с сыр.к стол.вый

весл. лар.к колос.чек п.яс

$ Методические рекомендации

Подбор слов как материала с пропущенными буквами или слогами должен осуществляться таким образом, чтобы была соблюдена представленность одинакового количества слов с пропусками в начале, в середине и в конце слов. Располагать их на доске следует также в соответствии с позицией, в которой соответствующая буква или слог пропущены: начало, середина, конец слова. Это значит, что в каждом столбике должны быть слова с пропусками только в одной позиции, в противном случае в связи с нарушением ориентировочно-поискового движения взора ребёнок затрудняется быстро найти место пропуска и частично теряет первоначальную инструкцию.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных о – ё в слогах и словах». Задание: читать слова с пропущенными гласными, объяснять правописание твёрдых и мягких согласных, записывать слова, вставляя соответствующие гласные. Инструкция: «На доске записаны слова, в которых пропущены наши буквы о и ё. Нам нужно прочитать эти слова, выяснить, как звучит согласный перед ними, и решить, какую букву мы будем вставлять. Если согласный звучит твёрдо, то пишем букву ..., а если согласный звучит мягко, то пишем букву ...».

Речевой материал:

с.рока зас.вы колос.чек ведр.

с.ла сыр.к пылес.с весл.

п.яс стол.вый голос.к сел.

 

# # #

& Возможная ошибка

При выполнении заданий с пропущенными буквами на месте пропусков используются точки, количество которых не соответствует количеству пропущенных букв.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д». Задание: прочитать слова на доске или на карточках с пропущенными буквами б – д, назвать вставляемую букву и записать получившиеся слова.

Речевой материал:

...ома ...но шу...а

ря...ина яго...а ...упло

...изон ...орщ о...рыв

за...ор о...ин ...ача

пу...ель о...ед чу...о

$ Методические рекомендации

При выполнении заданий с пропущенными буквами на месте пропусков должно быть столько точек, сколько пропущенных букв. В противном случае, когда, например, пропущена одна буква, а точек три, дети, осуществляя сопоставительный анализ типа один к одному, начинают думать о необходимости подстановки не одной, а более букв.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация букв б – д». Задание: прочитать слова на доске или на карточках с пропущенными буквами б – д, назвать вставляемую букву и записать получившиеся слова.

Речевой материал:

.ома .но шу.а

ря.ина яго.а .упло

.изон .орщ о.рыв

за.ор о.ин .ача

пу.ель о.ед чу.о

# # #

& Возможная ошибка

На занятии по дифференциация оппозиционных звуков с учащимися первых классов логопед использует в качестве базового умения членение слова на слоги, которое ещё в значительной степени затрудняет первоклассников с ОНР.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных а – я в слогах и словах». Задание: прослушать слова, содержащие гласные ая, к каждому слову начертить схему, представляющую собой горизонтальную линию, разделённую несколькими вертикальными линиями по к

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.