Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Психология межэтнических конфликтов





Лекции - 2 часа

Семинар – 2 часа

Содержание темы. Понятия «межэтническая напряженность» и «этнические конфликты». Различные классификации этнических конфликтов, причины их возникновения и динамика протекания. Структура этнических конфликтов. Психологические основы урегулирования этнических конфликтов. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

Изменения сторон в ходе конфликта: уси­ление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентич­ности. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты. «Концепции заговора» и этнический конфликт.

Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Факторы межгрупповых и межличностных отношений и климат переговоров. Национальные стили ведения переговоров.

Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: а) информационная модель; б) модель контакта; в) переориентация человеческой агрессии; г) введение надгрупповых целей; д) достижение надгрупповых или пересекающихся идентичностей.



Методические указания. В рамках изучения данной темы необходимо четко уяснить, что современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племен и т.п.), различающихся между собой численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д. Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в межэтнических взаимоотношениях.

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половинеXX в. в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70% были межэтническими (или просто этническими). Поэтому проблема межэтнических конфликтов в современной этнологической науке является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований.



Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами). В конфликте всегда есть осознание противника. Они рождаются на основе антагонизма (комплекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника) и могут выступать в форме борьбы (стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей). Об этническом конфликте можно говорить в том случае, если существует какое-либо национальное движение или общественно-политическая сила, ставящая своей целью обеспечение интересов соответствующего этноса и стремящаяся изменить существующее положение данного этноса в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни.

Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и скрытые (латентные) интересы сторон, определенные этапы развития и формы противоборства. При этом всякий этнический конфликт начинается с этнической напряженности, т.е. особого психического состояния какой-либо этнической общности, которое возникает в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Зачастую возникновение этнических конфликтов связывают с явлением «этноцентризма», включающего в себя этнические и национальные предрассудки и националистические настроения.



Этнические конфликты сопровождаются определенной социально-политической ситуацией, которая проявляется в следующих действиях:

а) эмиграции из региона;

б) создании политической организации;

в) спонтанных акциях протеста против ущемления своих интересов.

Этнический конфликт становится реальным феноменом, когда организационно оформляется и приобретает влияние какое-либо национальное движение (партия). Иначе говоря, он всегда представляет собой явление политическое.

Существуют различные классификации этнических конфликтов:

1) по особенностям сторон: конфликты между этнической группой и государством; конфликты между этническими группами;

2) по приоритетным целям и возможным последствиям: социально-экономические конфликты; этнотерриториальные конфликты; этнодемографические конфликты;

3) по формам проявления: насильственные; ненасильственные;

4) по продолжительности: долговременные; кратковременные.

Традиционно выделяются следующие причины этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно-языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.

Психология различает следующие стадии этнического конфликта:

1. осознание сторонами несовместимости своих интересов;

2. собственно конфликтное взаимодействие;

3. урегулирование или нейтрализация конфликта.

Существуют следующие направления предупреждения этнических конфликтов:

· раннее прогнозирование;

· оперативное решение острых вопросов;

· диалог противостоящих сторон;

· применение санкций;

· организация взаимовыгодного предпринимательства;

· создание инфраструктуры духовного сотрудничества.

В конечном итоге, основным результатом рассмотрения данной темы должно стать понимание того, что в целом конфликтные этнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Поэтому знание о способах урегулирования и разрешения межэтнических конфликтов является жизненно важной необходимостью существования любого полиэтничного общества.

Вопросы к семинару:

1. Понятия «межэтническая напряженность» и «этнические конфликты».

2. Структура этнических конфликтов.

3. Психологические основы урегулирования этнических конфликтов. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

4. Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры.

Психологические модели урегулирования этнических конфликтов.

5. Специфика межэтнических взаимоотношений людей.

Темы для докладов:

1. Этноцентризм и его виды.

2. Значение социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции в этнопсихологии.

Обсуждение.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.

3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.

 

Дополнительная:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2009.

2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2009.

3. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.

 

 

Тема 6. Психологические особенности этносов

Лекции - 2 часа

Семинар – 4 часа

Содержание темы.Русские как представители славянского этноса.

Национально-психологические особенности народов России: представителей тюркской и алтайской групп народов; представителей финно-угорской группы народов; представителей монгольской группы народов; тунгусо-маньчжурской группы народов: представителей народов Северного Кавказа.

Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья. Украинцы и белорусы. Народы Прибалтики. Народы Средней Азии и Казахстана. Народы Закавказья.

Сравнительная характеристика народов Дальнего Востока: китайцы и японцы.

Психологические особенности арабов.

Психологические особенности американцев (США) и латиноамериканцев.

Психологическая характеристика народов Западной Европы. Итальянцы. Французы. Испанцы. Немцы.

Психологические особенности англичан, ирландцев, шотландцев.

Психологические особенности жителей Скандинавии: норвежцев, шведов, финнов.

Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

Методические указания. Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны и предполагая, что на этой основе можно строить стратегию и тактику межнациональных отношений, целесообразно объединить их в несколько этнорегиональных групп.

Представители славянских национальностей: русские, украинцы, белорусы. Это народы, близкие по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития.

Тюркские и алтайские народы: татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы.

Финно-угорские народы: мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы.

Представители группы монгольских народов: буряты и калмыки.

Представители тунгусо-маньчжурской группы народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эскимосы.

Представители еврейской национальности.

Народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины.

Характеристику этнических общностей указанных групп целесообразно строить по следующей схеме:

· территория проживания;

· экономический уклад;

· социально-культурные и религиозные особенности;

· общие национально-психологические особенности группы народов;

· национально-психологические особенности этносов внутри групп народов;

· особенности межнационального взаимодействия с конкретными относами.

Далее целесообразно рассмотреть своеобразие народов ближнего зарубежья, сгруппировав их следующим образом:

· народы Прибалтики: литовцы, латыши, эстонцы;

· народы Средней Азии и Казахстана: узбеки, туркмены, таджики, киргизы, казахи;

· народы Закавказья: грузины, армяне, азербайджанцы.

В последние годы россиянам приходится контактировать с американцами, англичанами, немцами, французами, испанцами, финнами, греками, турками, арабами, японцами, китайцами, вьетнамцами.

Характеристику национально-психологических особенностей указанных наций целесообразно рассматривать по следующей схеме:

·социально-экономические, исторические, культурные факторы, повлиявшие на формирование нации и ее психологических особенностей;

· мотивационно-фоновые особенности;

· интеллектуально-познавательные особенности;

· эмоционально-волевые особенности;

· коммуникативно-поведенческие особенности;

· особенности межнационального взаимодействия (учет национальной специфики в общении между нациями).

Анализируя национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья, необходимо иметь в виду, что среди всех выше перечисленных только американцы не являются нацией: это жители государства, существующего более двухсот лет и объединившего в своем составе представителей многих этнических общностей, у которых сформировались общие для всех них психологические характеристики.

 

Семинар 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Русские как представители славянского этноса. Национально-психологические особенности русских.

2. Национально-психологические особенности народов России: представителей тюркской и алтайской групп народов; представителей финно-угорской группы народов; представителей монгольской группы народов; тунгусо-маньчжурской группы народов: представителей народов Северного Кавказа.

3. Национально-психологические особенно­сти белорусов и украинцев. Национально-психологические особен­ности народов Прибалтики. Национально-психологические особен­ности народов Средней Азии. Национально-психологические осо­бенности народов Закавказья.

4. Сходства и различия в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения различных народов Дальнего Востока.

Темы для докладов:

Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья.

Обсуждение.

 

Семинар 2.

Вопросы для обсуждения:

5. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения арабов.

6. Общее и различное в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения народов Западной и Восточной Европы.

7. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности

8. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

 

Темы для докладов:

Сравнительная характеристика народов Дальнего Востока: китайцы и японцы

Обсуждение.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.

3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.

 

Дополнительная:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2009.

2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2009.

3. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.

 

4. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.

 

 

Материалы подготовлены: доцент кафедры кандидат психологических наук Простяков В.В.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.