Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей
На 2014/2015 учебный год
№ темы
| Название темы
| Всего
| В том числе
| Прим.
| Лек-
ции
| Семи-
нары
| ПЗ
| Контр. рабо-
ты
|
| Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки
| |
|
|
|
|
|
| Психологическая характеристика этнических общностей
| |
|
|
|
|
|
| Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
| |
|
|
|
|
|
| Психология межэтнического взаимодействия
| |
|
|
|
|
|
| Психология межэтнических конфликтов
|
|
|
|
|
|
|
| Психологические особенности этносов
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
| | | |
| Зачет
| | | | | | | Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров
Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки.
Содержание темы.Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины.
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Понятие, объект и предмет этнической психологии. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины. Методология и методы этнической психологии.
Основные ветви, разделы этнопсихологии: психологическая антропология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология и психология межэтнических отношений. «Еmic» и «Еtic» подходы в этнопсихологии.
Основные тенденции и направления развития современной этнической психологии. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.
Этническая психология и другие отрасли знаний. Зарождение этнопсихологии в античной истории и философии (Геродот, Тацит, Плиний Старший). Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Монтескье. Этнопсихологические идеи в немецкой философии истории (И.Г.Гердер). М.Лацарус и Г.Штенталь о психологии народов как науке о народном духе. Психология масс в интерпретации Г.Лебона. Психология народов В.Вундта как первая форма социально-психологического знания.
Изучение «психической этнографии» в Русском географическом обществе. Развитие идеи психологии народов в трудах К.Д.Кавелина и А.А.Потебни. Русские философы и историки о русском национальном характере. Г.Г.Шпет о предмете и задачах этнической психологии. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского и этнопсихология.
Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурантропологии. Теория «культура и личность», ее методы и задачи. Р.Бенедикт и «конфигурации культур». Базовая (А.Кардинер) и модальная (К.Дюбуа, Р.Линтон, А.Инкелес) личности. Ф.Хсю и современная концепция психологической антропологии.
Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (У. Риверс, М. Херсковиц, Д. Кемпбелл, Э. Сепир, Б. Уорф). Сферы практического приложения этнопсихологических исследований.
Методические указания. Данная тема является вводной и направлена на уяснение того, что история каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Поэтому и психологический склад каждого отдельного народа является очень сложным.
На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, что, в конечном счете, привело к возникновению в науке особого направления – этнической психологии. Поэтому история становления и развития этнопсихологии является одним из ключевых вопросов данной темы.
Этнопсихология (этническая психология) – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы этнических особенностей мировосприятия; 3) проблемы этнических особенностей взаимоотношений; 4) проблемы этнического характера; 5) закономерности формирования и функции этнического самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.
Объектом являются этносы, этничские общности.
Предмет этнопсихологии – национально-психологические особенности, а именно особенности поведения, эмоциональных реакций, характера, а также этническое самосознание и этнические стереотипы.
Слушатели должны уяснить, что в этнопсихологии выделяют два основных направления исследований: этнологическое (психологическая антропология) и психологическое (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология). Предметом первого направления являются систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Предметом второго – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Вместе с тем особое внимание в настоящее время обращается и на такое особое направление этнопсихологических исследований, как психология межэтнических отношений.
Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп. К способам исследования в этнопсихологии относят и общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности, тест.
Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость разобраться в различиях предмета этнопсихологии и других наук, таких как философия, история, социология, психология, этнология (этнография), этносоциология, этнокульторология, этнопедагогика и др.
В конечном итоге, основным результатом изучения данной темы должно стать обозначение тех основных понятий этнопсихологии, которые понадобятся для изучения курса в целом: «этнос», «нация», «национально-психологические особенности», «культура» и др.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.
Дополнительная:
1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2009.
2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2009.
3. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.
Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей
Содержание темы.Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Социально-психологическая сущность понятия «этнос». Этнодифференцирующие признаки. Виды этносов. Способы существования этносов. Социально-психологическая сущность понятия нации. Психологические предпосылки целостности нации. Признаки существования нации.
Этническое сознание и самосознание. Психологическая структура этнического сознания. Психологическая структура этнического самосознания.
Этническая идентичность как ядро этнического самосознания: структура и виды. Факторы формирования этнической идентичности. Этапы развития этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации.
«Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи особенностей этноса.
Методические указания.Изучая данный вопрос, необходимо иметь в виду, что человечество имеет общее происхождение, однако не является однородным. Оно состоит из многообразных социальных групп, взаимодействующих друг с другом, среди которых можно выделить расы (негроидная, европеоидная, монголоидная) и этносы.
Этнос – исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Понятие «этнос» близко к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). При этом этнос – не только ныне живущие, но и предки.
Обычно этносы делят на три типа: род и племя, народность, нация. Нация – это высший этап развития этноса. Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры.
Существует определенная психологическая основа (признаки, параметры) нации: историческая память, национальное сознание и самосознание, этническая идентификация, национальные интересы, ценности, вкусы, культура и язык, самооценка, достоинство, гордость. И здесь важно уяснить, что только наличие всех признаков образует понятие «нация». В тоже время, перечень признаков не является исчерпывающим.
Приоритетное значение в этнопсихологии отводится выяснению характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании. Получается, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде и совершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии. Такова психологическая основа нации. Но поскольку содержательно она раскрывается через такие понятия как этническое сознание и самосознание, этническая самооценка, этнические интересы и ценности, этническая культура и язык, а также понятие этнической идентичности то каждое из этих понятий в процессе изучения темы необходимо четко уяснить.
Одновременно важно разобраться и в психологических предпосылках целостности этносов и наций. Всякая общность функционирует лишь до тех пор, пока сохраняется деление на «мы» и «они». При этом индивиду свойственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитивно – это феномен ингруппового фаворитизма, его обратной стороной является аутгрупповая враждебность. Функцию деления на «мы» и «они» выполняет атрибуция (приписывание социальным объектам – человеку, группе – характеристик, не представленных в ходе восприятия) двух видов: каузальная атрибуция и стереотипизация. Еще одним важным источником для функционирования феномена «мы» и «они» является психологическая защита этноса.
Психологическая защита этноса – это совокупность проявления бессознательных и сознательных, регулируемых спонтанно, механизмов устранения из этнического сознания состояний тревоги, напряженности, травмирующих эмоций, любого дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями других этносов. Осуществляется эта защита в различных формах, уяснение особенностей которых должно стать одним из основных результатов рассмотрения данной темы.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.
3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.
Дополнительная:
1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2009.
2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2009.
3. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.
Тема 3. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
Содержание темы.Содержание психологии нации. Структурообразующая и динамическая стороны национальной психики.
Понятие психического склада нации. Понятие о «национальном характере». Проблемы исследования национального характера и национального менталитета. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации. Этническая картина мира. Концепция архетипов (К.Г.Юнг, Л.С.Выготский). Основные измерения национального характера. Теории формирования национального характера. Национальный темперамент, национальные чувства и настроения, интересы и ориентации, национальные традиции.
Виды национально-психологических особенностей людей. Мотивационно-фоновые особенности. Интеллектуально-познавательные особенности. Эмоционально-волевые особенности. Коммуникативно-поведенческие особенности.
Функции национальной психики. Влияние национально-психологических особенностей на деятельность людей.
Методические указания. В процессе изучения данной темы необходимо твердо уяснить, что каждый этнос или нация имеют свои психологические особенности, поскольку внутри каждого из них существуют определенные правила функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях.
В целом структура этнической психики включает в себя две стороны: системообразующую (статическую) и динамическую (функциональную). При таком понимании структуры этнической психики уяснение различий между этими сторонами выступает одним из важнейших вопросов данной темы.
Так к статическим компонентам этнической психики относятся этнический характер и темперамент, этнический склад ума, этнические чувства и настроения, этнические традиции и привычки.
Этнический характер - это исторически сложившаяся система отношений какой-либо этнической группы к различным сторонам окружающей действительности, проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении. Характер каждого народа складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, экономических и иных факторов. В силу неоднозначности данного понятия в настоящее время его подменяют понятием менталитет.
Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный), поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает: 1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знаний об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонент служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.
Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений. Ментальность выступает целостным выражением духовных направлений (не только религии и искусства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.
Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части членов данной этнической группы. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Он является устойчивым феноменом этнической психологии, проявляющимся на протяжении длительной истории у представителей разных поколений одного этноса как устойчивая форма этнического поведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее важностью или возбудимостью.
Этнические традиции и привычки — это сложившиеся на основе длительной практической жизнедеятельности этноса, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы, правила, стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало потребностью каждого члена этнической общности.
Этнический склад ума — это особенности мышления большинства представителей той или иной нации.
Этнические чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам. Это производное от этнического самосознания чувство устойчивой привязанности к своему этному, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. К ним причисляют чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность этническим ценностям. Объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в коллективную деятельность, человек осознает свою ценность в форме чувства собственного достоинства. При этом условия жизни этноса, его быт, культура, обычаи и традиции формируют в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных форм чувственного отношения к действительности, а не только в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей того или иного этноса проявляются внешние отличия одного этноса от другого.
Динамические компоненты этнической психологии составляют национально-психологические особенности, которые характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей.
Принято считать, что в структуру динамических компонентов этнической психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.
Не менее важным в рамках рассмотрения данной темы представляется вопрос о функциях этнической психики. Условно их делят на общие и особенные. К общим относятся: когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. К особенным: объективизация этнической специфики; регулятивная; контролирующая (реализуется в форме проявления национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции).
В конечном итоге, основным результатом изучения данной темы должно стать уяснение того, какого рода влияние могут оказывать национально - психологические особенности на эффективность деятельности, преимущественно в контексте современной социально-политической ситуации.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.
3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.
Дополнительная:
1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2009.
2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2009.
3. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.
Тема 4. Психология межэтнического взаимодействия
Содержание темы.Межэтническое взаимодействие: понятие и последствия. Специфика межнациональных отношений людей. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм (предпочтение своей группы) как социально-психологическое явление. Проблемы формирования образов различных этносов. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию дифференциации этнических общностей: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция.
Этнические стереотипы и предрассудки. Автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы восприятия. Особенности этнических стереотипов восприятия. Внутренняя структура этнического стереотипа восприятия. Механизмы функционирования этнических стереотипов восприятия.
Этнические стереотипы поведения. Причины формирования этнических стереотипов поведения. Ритуалы и обряды.
Влияние на формирование представлений о других народностях социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции.
Этнические предрассудки, их происхождение и функции.
Понятие этнических экспектаций и их особенности.
Методические указания. Межэтническое взаимодействие - это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.Выделяют три основных вида этнического взаимодействия: воздействие, содействие, противодействие.Наиболее очевидно особенности межэтнического взаимодействия проявляются в механизмах установки и стереотипа.
Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Она бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта. При этом субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Чаще всего формируется отдельными индивидами и подхватывается массами.
Понятием стереотип в психологии обозначается устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта (например, внешность - цвет кожи, разрез глаз и т.д.). Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями, как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).
Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и пр. Кроме того, этнический стереотип содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов. Чаще всего этнические стереотипы формируются под влиянием средств массовой информации. Более того, мнение СМИ авторитетно до такой степени, что может происходить вытеснение собственного мнения.
Основными формами (или результатами) межэтнического взаимодействия являются ассимиляция, дискриминация (и ее разновидность – сегрегация), геноцид, а также этноцентризм.
Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о национальной или этнической группе. Похожим понятием является понятие национализм.
Под национализмом понимается: 1) определенный комплекс этнопсихологических установок; 2) система политических идей; 3) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.
Результатом изучения данной темы должно стать понимание того, что ни одна этническая группа не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от других народов. В тоже время межэтнические контакты далеко не всегда приносят положительные результаты для взаимодействующих народов. Именно поэтому проблема этнических контактов является чрезвычайно важной, в особенности для полиэтнической России, на территории которой проживают представители более 150 этносов.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие в схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014.
3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.
Дополнительная:
1. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2009.
2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2009.
3. Платонов Ю.В. Этнопсихология. – Москва: Академия, 2012.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|