В созвучии с природой ребёнка
«Педагогика детства» 05.05
Издательство «Деметра», ИД «Карапуз», АНО «Народное образование», НИИ «Школьных технологий».
Редактор Н. Т. Гладуш Оформление А. П. Лесных, Вёрстка Д. Д. Северный
Отделы реализации: Санкт-Петербург, Издательство «Деметра» (812) 491-67-01 Москва, ИД «Карапуз» (095) 918-28-10, 918-34-51 НИИ школьных технологий (095) 793-34-11
Подписано в печать 31.08.2005, Формат 60х84/16 Печать офсетная. Усл. печ. л. 10, Тираж 12 300 экз. Заказ № 4729.
Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат» 142300 г. Чехов Московской области Т/ф (501)443-92-17, т/ф (272)6-25-36 E-mail: chpk_marketing@chehov.ru
Распространяется по каталогу Агенства «Роспечать».
Индексы: 19383, 29978, 29979, 39064, 70653, 79229, 81347, 82179, 83034
Список замеченных опечаток
Номер страницы
| Место на странице
| Опечатка
| Должно быть
| Примечание
|
| 1 абзац сверху (а. св.)
| по вальдорфской педагогики
| по вальдорфской педагогике
|
|
| 2 а. св.
| редакции «Народное образование», поддержавшему
|
| Несогласованность слов в предложении
|
| 1 абзац снизу (а. сн.)
| развивались конце
| развивались в конце
|
|
| 3 а. св.
| учится по-своему, в соответствие со своей особой природой
| учится по-своему, в соответствии со своей особой природой
|
|
| 1 а. св.
| защита от воздействия негативных образцом
| защита от воздействия негативных образцов
|
|
| 3 а. сн.
| о вальдорфских куклах строит рассказать отдельно
| о вальдорфских куклах стоит рассказать отдельно
|
|
| 2 а. св.
| дети в группе начали самостоятельно играть, чего раньше они никогда не делала!
| дети в группе начали самостоятельно играть, чего раньше они никогда не делали!
|
|
| 3 а. св.
| но одна их очевидных причин
| но одна из очевидных причин
|
|
| 2 а. св.
| организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами
| организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами
|
|
| 5 а. св.
| распрашивая
| расспрашивая
|
|
| 1 а. св.
| четырез
| четырех
|
|
| 4 а. св.
| приподносится
| преподносится
|
|
| 2 а. сн.
| приподнести
| преподнести
|
|
| 1 а. сн.
| кругооброта
| кругооборота
| Та же опечатка на стр. 67
|
| 3 а. сн.
| высеть
| висеть
|
|
| 3 а. св.
| в антропософских лечебно-педагогических учреждения
| в антропософских лечебно-педагогических учреждениях
|
|
| 1 а. сн.
| эвритимя
| эвритмия
|
|
| 3 а. св.
| Занятия эвритмией происходит раз в неделю
|
| Несогласованность слов в предложении
|
| 2 а. сн.
| эвритимией
| эвритмией
|
|
| 2 а. св.
| вальдорфский детских сад
| вальдорфский детский сад
|
|
| 4 а. сн.
| Вальдорфскская
| Вальдорфская
|
|
| 2 а. сн.
| О роли и значение свободной, творческой игры
| О роли и значении свободной, творческой игры
|
|
| 1 а. сн.
| вести к негативной оценки педагогики М. Монтессори
| вести к негативной оценке педагогики М. Монтессори
|
|
| сноска
| т. д.
| и т. д.
|
|
| 1 а. сн.
| Традиционным методов исследования межличностных отношений дошкольников является детские варианты социометрии.
|
| Несогласованность слов в предложении
|
| 1 а. св.
| Как у тебя красиво выходит, совсем на картинке!
| Как у тебя красиво выходит, совсем как на картинке!
|
|
| таблица, 7 строка снизу
| Комплекское
| Комплексное
|
| 127, 128
|
|
|
| В списке дважды повторяется цифра 15
|
| 12 строка снизу
| ножать плечами
| пожать плечами
|
|
| 3 а. св.
| эвримических
| эвритмических
|
|
| 1 строка сверху
| Тоненькие веточки маленькое
| Тоненькие веточки маленькие
|
|
| 22 строка сверху
| хдоп-хлоп
| хлоп-хлоп
|
|
| № 27
| екатерина
| Екатерина
|
|
| 2 а. сн.
| Агенства
| Агентства
|
|
Сноски
Сноски к стр. 7
* Например, такой аспект жизни человека, как «домашний уют». Он есть в жизни, но не может тематизироваться точной наукой: как можно измерить, взвесить «уют» или провести с «уютом» эксперимент? Однако, например, для детского сада домашний уют имеет огромное значение для самочувствия детей. В «научной» педагогике и психологии, в программах «уют» не тематизируется. Его не относят к «педагогической действительности», изучаемой научной педагогикой. Домашний уют — это только один пример из сотен, которые приводятся в литературе по феноменологической педагогике.
Сноски к стр. 8
* В подготовленной нами «Антологии вальдорфской педагогики», вышедшей в 2003 г. в издательстве «Просвещение», мы указываем на целый ряд таких положений.
Сноски к стр. 10
* Понятие о сенситивных периодах ввела в психологию развития М. Монтессори.
Сноски к стр. 11
* Принцип природосообразности вальдорфская педагогика разделяет со многими другими гуманистическими подходами. Однако, следует учитывать, что представления о природе ребенка у различных авторов гуманистического направления весьма различны.
Сноски к стр. 17
* См. Л. Ф. Обухова «Возрастная психология».
** См. В. В. Зеньковский «Психология детства».
*** Так, в трехтомной энциклопедии Вольфганга Клафки, книге, претендующей на полную, объемлющую картину современной педагогической науки, подражанию места не нашлось. Здесь даже не упоминается распространившаяся в последнее время в США концепция «Обучение на модели» или «Обучение путем наблюдения», рассматривающая роль подражания в обучении и развитии. Подражание также отсутствует и в других словарях по дошкольной педагогике, хотя концепция Бандуры «Обучение на модели» кратко упоминается. Подобная же картина наблюдается и в отечественной литературе.
Не так обстояло дело в педагогике XIX века. Например, в «Энциклопедии по воспитанию», изданной в 1858 г., говорится: «Пример среди воспитательных средств — значительнейшее. Почти с магической силой оно побуждает детей к подражанию».
Сноски к стр. 25
* В дальнейшем изложении понятие «деятельность» будет ведущим. Мы воздерживаемся, однако, от проведения аналогий с деятельностным подходом в отечественной психологии, хотя такая параллель и напрашивается. В теории деятельности понятие «деятельность» используется как объяснительный принцип генезиса психики. Во всяком случае, о подражании в теории деятельности речь не идет. Сравнение этих двух деятельностных подходов — интересная научная задача. Однако, она выходит за рамки данной книги.
** Теория деятельности говорит в этом случае о предмете деятельности, задающем смысл каждому отдельному действию.
Сноски к стр. 32
* На этой основе в советской психологии была развита концепция о классово-исторической природе детства и детской игры: если детей заставлять работать и добывать себе пищу уже в самом раннем возрасте, то никакого «детства» и присущей природе детства игры не будет. Констатация факта совершенно верна, но выводы вызывают возражение: если растению не давать воды оно, конечно же, умрет. Однако это не значит, что природа жизни растения — в воде. Мертвое семя при любых внешних усилиях нельзя привести к росту.
** Вот почему идея о ведущей роли взрослого может быть существенной помехой для развития полноценной игры в детском саду. Взрослый, руководствующийся этой идеей, будет стремиться постоянно вмешиваться в деятельность детей, чтобы постоянно давать ей импульсы, «развивать» ребенка, «формировать» его психику. Такая позиция взрослого вызывает вопросы и возражения не только у вальдорфских педагогов.
Сноски к стр. 39
* О роли куклы в жизни ребенка см. Карин Нойщюц «Куклы своими руками».
Сноски к стр. 41
* Феномен нормализации, как он описан М. Монтессори, во многом похож на опыт, описываемый вальдорфскими воспитателями.
Сноски к стр. 42
* Проблема сущности игры обсуждается во многих работах по психологии игры. Обсуждается, в том числе, и вопрос о том, чтобы подчинить игру утилитарным задачам обучения правилам и нормам взрослой жизни. Большинство современных авторов однако считает, что в этом случае самое главное в игре, а именно — свободное от всяких ограничений проявление воли ребенка, — пропадает. Такая позиция, например, представлена в классической работе X. Шойерле «Игра», где специально обсуждается проблема социальной ролевой игры по заданному взрослыми сценарию.
Сноски к стр. 44
* Эгоцентризм мышления ребенка — одно из основных положений (открытий) Жана Пиаже относительно особенностей детского мышления. По Пиаже ребенок-дошкольник «эгоцентричен», т. е. неспособен учесть перспективу другого лица и видит мир со своей позиции (пространственный, речевой и социальный эгоцентризм). Наряду с этим, основным значением, Пиаже употребляет термин «эгоцентризм» и производные от него в разных значениях, в том числе и как общую характеристику таких особенностей детского мышления, как анимизм — тенденция одушевлять предметы, финализм — приписывание явлениям человеческих целей, атифициализм — тенденцию рассматривать вещи, как сделанные человеком или человекоподобным существом.
Сноски к стр. 45
* Материалы из статьи немецкого психолога Армин Кренц, посвященной связи игры с готовностью детей к школе. В своей статье автор обобщает результаты исследований детской игры.
Сноски к стр. 46
* В других местах Л. С. Выготский все же уподобляет игру обучению и видит источник развития не в игре, а в окружающей среде, где ребенок воспринимает «высшие формы специфической человеческой деятельности». Мы можем согласиться с этим, если принять идею обучения через подражание (см. гл. 1), а не через целенаправленные действия взрослых по обучению.
Сноски к стр. 57
* См. раздел об эвритмии.
Сноски к стр. 58
* См. также раздел о праздниках.
Сноски к стр. 64
* «Естественное» и «культурное» обычно понимаются как противоположные понятия. Но культуру можно понимать и по-другому, не как противоположность естественному: культура — это когда нечто идеальное становится естественным, повседневным. Наш быт — это и есть наша культура. Праздники и связанные с ними переживания должны стать бытом, частью жизни группы детского сада.
Сноски к стр. 72
* См., например, книгу К. Риттельмайера «Архитектура школы».
Сноски к стр. 76
* Из статьи Фрейи Яффке в книге «Plan uns Praxis des Waldorfkindergartens».
Сноски к стр. 86
* Чаще всего эвритмию в детских садах преподают эвритмистки. Для краткости мы будем в дальнейшем писать «эвритмист», имея ввиду как эвритмистов, так и эвритмисток.
Сноски к стр. 97
* Естественно, что не все зависит от детского сада: условия в семье играют очень большую, иногда решающую роль.
Сноски к стр. 101
* Например, в классической работе X. Шойерле «Игра» пониманию игры в педагогике М. Монтессори посвящен отдельный раздел.
Сноски к стр. 102
* В современных Монтессори-детских садах и школах дети занимаются искусствами — музыкой, театром т. д. Дополнительность педагогики Монтессори и Штайнера обсуждают некоторые зарубежные авторы, например, Seitz; Manelle/Hallwachs, Ursula (Hg.): Montessori oder Walldorf?
© 2007 Московский городской психолого-педагогический университет.
| Москва, ул. Сретенка 29 | Тел.: (495) 632 9433, 632 9077
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|