Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция Петра Яковлевича Чаадаева (1794 – 1856)

Дворянин, получил прекрасное образование, вырос в семье деда историка Щербатова; учился в Московском государственном университете, участвовал в войне 1812 года (Бородинское сражение, Заграничные походы); в 1819 году вступил в декабристское общество "Союз благоденствия"; хотя активного участия не принимал, друг Пушкина и Грибоедова; в феврале 1821 года демонстративно вышел в отставку после восстания Семеновского полка, хотя его ожидала блестящая военная карьера; в 1823 – 1826 годах находился в заграничном путешествии по Англии, Франции, Италии, Швейцарии, Германии, где познакомился со знаменитыми философами того времени и их идеями (долгое время переписывался с Шеллингом); по возвращении в Россию во время обыска на границе у него обнаружили "разные непозволительные книги и подозрительные бумаги", был взят под арест по подозрению в связях с декабристами, но вскоре был освобожден. Свои настроения выразил в цикле "Философических писем", написанных в 1829-1831 гг. на французском языке. В 1836 г. первое письмо было опубликовано в московском журнале "Телескоп". Оно произвело сенсацию. Николай I отозвался о ней: "Нахожу содержание оной – смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного". "Телескоп" был закрыт. Надеждин (редактор журнала) сослан в Усть-Сысольск, пропустивший статью цензор Болдырев, отстранен от должности, самого Чаадаева официально объявили сумасшедшим и за ним установили "медико-политический надзор". В 1837 г. написал "Апологию сумасшедшего", где пересмотрел свои взгляды. Герцен: "Письма" – это "выстрел, раздавшийся в темную ночь", всколыхнувший многих, заставивший задуматься о судьбе России, Чаадаев – "голос из гроба". Пушкин: "Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, той, какой нам Бог ее дал".

В основе теории Чаадаева – "истина христианского учения". "Христианская религия является не только нравственной системой, заключенной в преходящие формы человеческого ума, но вечной божественной силой", действующей универсально в духовном мире и чье явственное обнаружение должно служить нам постоянным уроком". Религиозной концепции Чаадаева свойственны черты провиденциализма и эсхатологии (учение о конечной судьбе мира, движение к "страшному суду", построение "царства Божия – который должен явиться плодом искупления", "совершенный строй на земле", мессианство ( мысль о непроявленности, потенциальности русского народа → призвание осуществить великую миссию в будущем с помощью Мессии (Учителя, Проповедника). Пессимистический взгляд на историю России.



ХРИСТИАНСТВО
КАТОЛИЧЕСТВО ПРАВОСЛАВИЕ
Религия естественна Религия навязана, постоянное внешнее заимствование
Рационализм в восприятии религии (наука), Прагматичность Эмоциональность в восприятии религии (безграмотность)
Свобода (развитие, прогресс) Зависимость (стагнация)
Индивидуализм (долг) Подчинение, рабство, крепостное право
Активность Пассивность

1) Миром управляют духовные факторы, из которых на первом месте – религия.

Христианоцентризм – не существует другой религии, кроме христианства.

Европоцентризм – только католичество способствует установлению справедливого строя на земле.

После принятия Русью православия, провидение отвернулось от неё, т.к. православие – религия не истинная, а навязанная Фотием. Православие отделило наш народ от остальной Европы, мы потеряли нравственные ориентиры, поэтому не помним прошлого и не имеем будущего.

"Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах"; "мы не принадлежим ни одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Восток, и у нас нет традиций ни того, ни другого". "Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода".

"Самые условия, составляющие в других странах необходимую рамку жизни, в которой так естественно размещаются все события дня и без чего так же невозможно здоровое нравственное существование, как здоровая физическая жизнь без свежего воздуха, - у вас их нет и в помине .. речь идет еще вовсе не о моральных принципах и не о философских истинах, а просто о благоустроенной жизни, о тех привычках и навыках сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят правильность в душевную жизнь человека".

"Мы все имеем вид путешественников. Ни у кого нет определенной сферы существования, ни для чего не выработано хороших привычек, ни для чего нет правил, нет даже домашнего очага, нет ничего, что привязывало бы, что пробуждало бы в вас симпатию или любовь, ничего прочного, ничего постоянного, все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри вас".

"У нас ничего этого нет (взросления). Сначала – дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала наша национальная власть…Эпоха нашей социальной жизни…была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничего не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании…Мы живем одним настоящим в самых тесных пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя".

"Годы ранней юности, проведенные нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль; но обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества, мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода".

"Поколения и века протекали без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к ним. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили…Мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы принимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь…Если бы дикие орды, возмутившие мир, не прошли по стране, в которой мы живем, прежде чем устремиться на Запад, нам едва ли бы была отведена страница во всемирной истории. Если бы мы не раскинулись бы от Берингова пролива до Одера, нас не заметили бы".

Апология Сумасшедшего.

1.Написал для того, чтобы объясниться с обществом.

2.Доказывает правильность выводов, сделанных в «Ф.П.1», анализируя деятельность Петра: Пётр не стал бы ломать Россию, если бы в ней существовала традиция и прошлое, достойное сохранения.

3.Но появились и новые моменты: в «А.С.» Чаадаев пишет о будущем России – оно зависит от нас. В России благодатная почва для всего нового, что уже не способна принять Европа.

4.Патриотизм Чаадаева.

 

Концепция славянофилов

Русское либеральное общественно-политическое течение XIX века. Основатели – Хомяков, Киреевский, Самарин, Аксаковы, Кошелев и др. Самоназвание – туземники, русолюбы, самобытники. Основная идея – самобытный характер России, объясняется характером религии (провиденциализм, мессианство).

Появление: зима 1838-39 гг. – записка Хомякова «О старом и новом» как реакция на прочитанное им «Философическое письмо» Чаадаева.

Конечная дата существования:

1. 1848-49 гг.

2. сер. 50-х гг.

3. 60-е гг.

Формы полемики с западниками:

- в московских интеллектуальных салонах

- через газеты и журналы (славянофилы – «Московитянин», западники – «Отечественные записки»)

- с университетских кафедр.

Критерии ЗАПАД РОССИЯ
Религия Католицизм: индивидуализм, свобода, независимость, эгоизм, рациональность, схоластичность, устремленность на материальное, ориентация на реальную жизнь. Религиозные элементы изжили себя, общество отходит от религии, отсюда атеизм, нигилизм Православие: соборность, коллективность, эмоциональная, животворная, догматизм, аскетизм, способность нести страдания ради вера, устремленность к трансцендентальному (вечность, иной мир, Бог). Восприятие религии живое, активное.
Церковь Авторитарна, вмешивается в дела государства, пытается поставить себя выше государства, стремиться захватить власть Не авторитарна, занимается только духовными делами (воспитание, образование, благотворительность), стоит ниже государства, подчинена ему
Государство Выросло из завоевания, насильственный характер, авторитарно Выросло из призвания. Добровольный, естественный характер. Русский народ не государственный, не должен вмешиваться в дела государства. Демократичен…Но власть и государство – грех, лучше если этот грех лежит на одном человеке → монархия, яркие сакральные черты. Возможно противодействие монарху, если он не истинный, не законный.
Собственность Частная собственность. Собственники – завоеватели Община. Органический и оригинальный уклад хозяйственной жизни. Община – союз людей, основанный на нравственном начале, из общины может развиться целый гражданский мир
Общество Расколото, антагонистично – завоеватели и завоеванные, конфликты на социальной (классовой), национальной, экономической и политической почве Соборность
Перспективы Загнивание, паразитирование. Нет доверия между обществом и государством, постоянные конфликты – войны, революции → нужны внешние скрепы (законы, государственные учреждения), то есть "Внешняя Правда", формальная законность Развитие, движение. "Внутренняя Правда". Концепция Земли и Государства

Перспективы развития России– восстановление истинного пути, самобытного.

1)Истинное самодержавие. Монарх + совещательный парламент "Земский Собор" ("Сила власти - народу, сила мнения – царю"). Для этого необходимо образование, чтобы научить народ думать, иначе управлять будут дворяне "самое гнилое у нас сословие". Необходимы хорошие законы – свобода совести, слова, печати, собраний, союзов

2) Истинное православие – восстановление патриаршества, отказ от западных элементов в духовной жизни

3) Народность – внимание на крестьянина, на общину, отмена крепостного права – "из цепей рабства куются ножи бунта" (Аксаков)

Ученые рассматривали славянофилов как консерваторов и ретроградов, но они либералы. Аксаков: "Разве славянофилы думают идти назад желают отступательного движения? Нет, славянофилы думают, что должно воротиться не к состоянию древней России (что значило бы окостенение, застой), а к пути древней России. Славянофилы желают не возвратиться назад, но вновь идти прежним путем, не потому что он прежний, а потому что он истинный". Идеализация периода допетровской Руси, обвиняли Петра I в том, что он свернул Россию с ее истинного пути. Приветствовали развитие науки и техники, ратовали за строительство железных дорог, заводов и фабрик, но без пролетариата ("язвы общества"), а через рабочие общины.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.