Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии выделения типов цивилизаций

СЕМИНАР 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Часть I. Формационный и цивилизационный подходы

Формационная теория. Линейный прогрессивный тип развития. Теория Маркса

Согласно марксизму, развитие человеческого общества имеет цель — коммунизм. В основе движения к коммунизму лежит развитие производительных сил. Определенному уровню развития производительных сил должны соответствовать некоторые производственные отношения. Их единство образует общественную формацию. Одна формация сменяет другую, причем процесс идет по восходящей линии: от низшей формации к высшей. Это, так сказать, линейная схема общественного развития, причем суть ее составляет именно движение, а один из интерпретаторов марксизма Э. Бернштейн специально подчеркивал этот момент тезисом: «Движение — все, конечная цель — ничто». В процессе поступательного движения и рождаются контуры будущего более прогрессивного общественного устройства.

Изначальная идея учения Маркса — постижение человеком сущности своего бытия и преодоление (снятие) на этой основе отчуждения. На различных ступенях истории возникают те или иные формы отчуждения: отчуждение человека от природы, от средств производства, от общества, от власти. Коммунизм, в конечном счете, призван снять все эти формы отчуждения. Таким образом, коммунизм — это не общество поголовных коммунистов, изобильно потребляющих материальные и духовные блага, как его представляли у нас, а общество, в котором человек живет в согласии с природой, своим окружением, самим собой.

Трудно возражать против такой перспективы, ибо она весьма привлекательна. И пока она живет, вряд ли можно говорить о крахе коммунизма как идеи

Маркс исходил из фундаментальной предпосылки – люди отличаются от животных способностью производить средства к своему существованию. В борьбе за удовлетворение физиологических и материальных потребностей люди постепенно вырабатывали все более эффективные орудия эксплуатации окружающей среды (овладение природой). Для Маркса предметом истории является рост производительного потенциала людей. Т.О., единственно правдивый, объективный взгляд на исторический процесс основан на материальных условиях жизни – "исторический материализм" (Энгельс). Они пытались применить свою теорию для истолкования структуры общества, этапов социальной эволюции и природы общественных отношений и изменений. Согласно Марксу, общество состоит из трех базовых уровней. В основе всего лежат производительные силы: орудия труда, технологии, научные достижения (учитывается и творчество людей) и сырье вместе с рабочей силой, реализующей их производительный потенциал. Производительные силы оказывают определенное воздействие на производственные отношения, под которыми Маркс понимал разделение труда и формы кооперации и подчиненности. Производственные отношения соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Эта структура в свою очередь (совокупность) составляет основу или базис, который венчает надстройка, включающая в себя юридические и политические институты, а также поддерживающую их идеологию и определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.



Периодизация истории по Марксу: Античное (рабовладение) – феодальное – капиталистическое (современное буржуазное) – социализм + отдельные типы: немецкое общество(марка), азиатский способ производства (не обладает достаточной внутренней динамикой). Отказывался от всеобщности своей схемы.

Периоды сменяются через социальную революцию: " На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Революция развивается в форме классовых противоречий. Определение класса соответствии с его местом в процессе производства. В каждой эпохе были свои антагонистические классы. Классовая борьба выражает существующие в обществе противоречия, движущие историю вперед.

Достоинства и недостатки формационной теории

Всеобщность Европоцентризм
Поиски общих закономерностей исторического процесса Однолинейность
Универсальность обоснований, общность социально-экономической базы Увлечение социально-экономическими вопросами, игнорирование духовной сферы
Разработанность терминологической базы Политизированность
  Идеализация: революции, классовой борьбы, финальной стадии – коммунизма, конечность истории
  Отсутствие личного начала

 

Цивилизационная теория.

Цивилизация – от лат. «гражданский», «государственный»

Типы определений:

1. Синоним культуры (Вольтер – культурный = цивилизованный; хорошие манеры, навыки самоконтроля)

2. Антоним культуры (Шпенглер)

3. Стадия общественного развития, отличающая общество от дикости и варварства

4. Уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, достижений общества, экономики

5. Цивилизация –сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу (Арнольд Джозеф Тойнби)

Понятия «цивилизационный подход в рамках теории линейного прогрессизма» ↔ «теория локальных цивилизаций»

«цивилизационный подход в рамках теории линейного прогрессизма»: всё человечество последовательно проходит 3 стадии (дикость, варварство и цивилизация; по классификации Бэлла – аграрное/ традиционное, индустриалиное/ техногенное, постиндустриальное/ информациооное общества). Цивилизация здесь – определённая ступень развития общества.

«теория локальных цивилизаций»: носителями истории являются замкнутые, не зависящие друг от друга общества, они различаются неповторимым своеобразием культурной, духовной жизни, религии.

Количество цивилизаций:Шпенглер – 12, Тойнби –100/36/12, Данилевский – 8(10)

Тип цивилизации – природные, восточные, западные

Критерии выделения типов цивилизаций

1. Общность фундаментальных основ ментальности

2. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития

3. Взаимопереплетение культур

4. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития

 

Достоинства и недостатки цивилизационной теории

Универсальность Отсутствие логики единого исторического движения
Многовариантность Увлечение различным, а не общим
  Не разработанность терминологической базы, и прежде всего понятия "цивилизация"
  Увлечение сферой культуры, игнорирование сферы социально-экономических отношений
   
   
   

 

Критерии Природные/непрогрессивные цивилизации Восточный тип Западный тип
Духовные ценности Единение природы и человека, гармоничное существование человека в мире, обожествление сил природы Достижение высшего сакрального смысла, движение к идеалу, поиски внутреннего «Я» Человек, прогресс, свобода, демократия
Восприятие времени. Тип общественного сознания Гармоничное, отсутствует представление о времени, нет прошлого и будущего, существует только настоящее, нет необходимости развития, прогресса. Два уровня времени – людское и мифологическое Харизматическое; восприятие действительности не только через чувственный опыт, но и через духовные поиски, сосредоточение на духовном, единое, неразделенное восприятие времени. Два уровня времени – людское и мифологическое Проблемное. Раздельное восприятие времени, четкое разделение на прошлое, настоящее и будущее, идеи постоянного развития, прогресса
Религия Язычество Политеизм Монотеизм – политеизм (индуизм) Монотеизм Христианство
Культура Традиционная, самобытная, большая роль религии консервативная Прогрессивная
Социальная организация Коллективизм, община (родовая, семейная, клановая, территориальная) Коллективизм, община (родовая, семейная, кастовая, территориальная), интересы личности подчинены коллективу Индивидуализм
Политическая организация Вертикальная полит. организация Вертикальная полит. Организация, большая роль бюрократии Горизонтальные полит. Организация, плюрализм
Государство Min или отсутствует, небольшие властные отношение, регулирующие отношения в обществе, опора на генеалогию, род Большая роль государства, этатиские государства, деспотия. Авторитарные и тоталитарные государства Демократия, либерализм
Собственность Не развита, общинная Коллективная, корпоративная, принадлежит государству, частный владелец обладает только владельческими правами, государственная собственность на землю Частная собственность  
Цель цивилизации Сохранение сообщества Внутреннее развитие Экспансия
Вид цивилизации и тип общества Замкнута Цикличны или линейны Линейны, прогрессивны
Статично консервативно Прогрессивно

Место России в этой системе? Россия развивается прогрессивно, человек экстравертен. Возможна социальная мобильность (запад), НО!! Человек в России – лишь средство для удовлетворения целей государства (восток).

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.