Глава 3. Методика обучения передач мяча
Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом.
Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные и 3) практические.
К словесным методам относятся: рассказы, объяснения, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
Рассказ- это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.
Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению-краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заострять внимание на второстепенных деталях.
Команды и распоряжения- специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.
Задание- это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или учебных играх.
Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на вынесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.
Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.
Разбор, как правило, производится после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.
Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.
К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создавать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его образа; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.
Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стройки, стулья, ориентиры на щите, разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничивают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т.п.
Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий.
Практический методы базируются на активности двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.
Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактическими взаимодействий группой занимающихся.
При изучении техники и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предполагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:
- имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);
- фиксация положения звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку , принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);
- временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле).
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условии, регламентированных уставленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.
Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий.
Глава4.Упражнения для обучения передачам на месте.
Примерныеупражнениядляобучения:
· Имитация передачи без мяча.
· Имитация передачи – ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук оного игрока в руки другого.
· Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча об стену.
· Передача мяча изучаемым способом в цель- заранее поставленные руки партнера.
· Чередование изученных способов передачи мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или тренера.
· Разновидности передачи на месте, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника, в сочетании с последующим финтом и уходом от него.
· Передача мяча с места движения партнеру: на ориентир( разметку площадки, поднятая рука и т.п) или по его звуковому сигналу.
· Замах и передача без работы ног.
· Передача с работой ног.
· Передача на длинное и короткое расстояние.
· Передача в разных направлениях.
· Передача в сочетании с другими техническими приемами.
· Подвижные игры.
4.1Основныеошибкипривыполнениипередачимячанаместе.
1. В исходном положении:
-излишне закрепощены конечности;
-игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела;
-опущена (отклонена) голова или отведен взгляд;
2. В подготовительной фазе:
- игрок поднимает плечи при передачи мяча двумя руками от груди;
- при замахе локти сильно разводятся в стороны или прижимаются к телу;
- отсутствует тыльное сгибание кистей (кисти);
- движения выполняются слишком медленно, «вяло».
3. В основной фазе:
- ладони касаются мяча: трудно произвести выталкивание мяча;
- рассогласованные движения рук и ног: передача производится только руками после выпрямления ног, т.е. с паузой перед движением рук; отсутствием вышагивание неопорной ногой;
- неполная амплитуда движения верхних конечностей: мяч выпускается с согнутых рук или без хлеста кисти (кистью);
- рано «закрываются» или «раскрываются» кисти (кисть): мяч посылается слишком низко или высоко;
- медленное и недостаточное активное выпрямление рук и ног при выпуске мяча: мяч не доходит до партнера;
- отсутствие «выжимания» мяча, либо скатывающего движения через указательные пальцы (палец), либо сопровождения (хлеста) мяча расслабленными кистями (кистью): мяч летит медленно, без вращения и сложен для ловли;
- неверный выбор траектории полета мяча без учета дистанции или скорости перемещения партнера: неточная или неудобная для обработки передачи мяча;
- нерациональное использование «слабых зон» в стойке защитника: неадекватный выбор способа передачи – большая вероятность перехвата мяча соперниками.
4. В завершающей фазе:
- чрезмерная закрепощенность конечностей: нет фазы расслабления после выпуска мяча или при переходе в стойку готовности;
- опущенные руки или нерациональное расположение стоп в стойке готовности: игроку необходимо дополнительное время для подготовки к последующим игровым действиям.
Список литературы
1. Баскетбол: индивидуальная техника игрока: Методические указания к практическим занятием / Сос. Н.Г. Швец. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. 20 с.
2. Берговина М.Л. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2011. 112 с.
3. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|