Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство и налоговая политика. Этатизм, налоговый произвол и политизация налога





Глава II.Налоги, экономика, государство

 

Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс.

Государство и налоговая политика. Этатизм, налоговый произвол и политизация налога.

Понятие налогового бремени (налоговый гнет).

Функции налогообложения.

Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения.

Справедливость как основной принцип и базовая категория налогообложения.

 

Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс

1.Как показывает вышеприведенный экскурс в историю налогов, возникновение налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги это в первую очередь важнейшая финансово-экономическаякатегория.

Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике носит наименование валового (совокупного) общественного продукта (ВОП). В свою очередь ВОП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства ©, выплаченной заработной платы (v) и прибыли (m). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и НД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.



Однако объективная необходимость мобилизации части ВОП для казны возникает только на стадии распределения, поскольку именно на этом этапе выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов общества в ВОП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения ВОП осуществляются без участия государства, поскольку весь производственно-распределительный процесс в принципе невозможно осуществлять иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства ©, выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль (m).

В то же время, государство, возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы своего существования, источником которого могла выступить только сфера материального производства. Именно с возникновение государства начинается формирование системы перераспределительных отношений (распределении уже распределенного) ВОП, которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме (См. рис. 1)1.



Основным методом перераспределения ВОП стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Причем это перераспределение осуществляется непосредственно из ВНД, который выступает единственным источником налоговых платежей, независимо от их объекта.

Перераспределение части ВОП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников (из «c») в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из «m») — в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.

Рис. 1.

где: I — государственный бюджет.

II — первичное распределение валового общественного продукта;

а, б, в — перераспределительные отношения.

2.Несмотря на экономическую природу налогообложения оно не избежало идеологического влияния. Предназначение налогов различно в зависимости от состояния общественного развития: если при капитализме налоги в основном необходимы для содержания государственного аппарата и удовлетворения некоторых общественных потребностей, то при социализме налоги выступали «одним из средств планового распределения и перераспределения национального дохода в интересах коммунистического строительства"2. В некоторых государствах налогов нет вообще, например, в Конституции Северной Кореи записано: «Государство полностью ликвидирует систему налогов, которая является наследием старого общества».



Однако независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов, публичная суть налогов, сформулированная основоположником экономики коммунизма К. Марксом (1818—1883 гг.), остается прежней: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства"3. В другой работе К.Маркс пишет: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией"4.

Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов, более того, налоги — это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение. Как утверждал основоположник анархизма французский общественный деятель Пьер Прудон (1809—1865 гг.) «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

3.Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций. Однако необходимо учитывать, что бюджетные доходы как результат перераспределения сами в дальнейшем начинают создавать новые распределительные механизмы, поскольку они начинают использоваться для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения5.

Источники и виды государственных доходов и значение каждого из них определяется экономической и правовой системами страны. Государственные доходы распределяются по различным группам в зависимости от признаков, отражающих их наиболее характерные черты. Классификацию государственных доходов можно провести по ряду оснований — экономических, юридических и т.д. В частности, условно доходы бюджета в зависимости от формы самих платежей и методов взимания можно разделить на три основных источника:

1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные платежи.

2. Обязательные платежи физических лиц и организаций, взимаемых в виде налогов и неналоговых платежей.

3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации государственных ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и т.д.

В то же время от непосредственного участия в процессе общественного производства государство, как хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов, причем прослеживается тенденция к их снижению. Анализ структуры государственной собственности (железнодорожный транспорт, энергетика, связь, коммунальная сфера, некоторые виды промышленности) показывает, что многие предприятия государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основную доходную часть составляют именно налоги.

Например, в 1995 году в России доля налогов в общей сумме всех поступлений в бюджет составила 80%. Данная цифра соответствует и мировым показателям: в Японии налоги формируют 75% бюджета, в Германии — 80%, в США — 90%, во Франции — 95%.

В соответствии со ст.10 Закона РСФСР от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов. Можно смело утверждать, что без налогов нет бюджета, а потому без налогов не может существовать и государство. Именно налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности государства.

Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратная реакция: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст.9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет — это взаимообусловленные явления и связь их носит двусторонний и неразрывный характер.

4.Говоря о связи налогообложения и бюджетного процесса, нельзя не сказать и о соотношении доходной и расходной частей бюджета. В ходе формирования бюджета приоритет сохраняется за расходами, которые парламент легализует как общественно необходимые через принятие бюджетного закона. И уже затем на основе суммарного объема государственных расходов устанавливается размер доходов, необходимый для покрытия расходной части государственного бюджета.

Ещё в конце XIX века немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917 гг.) определил в качестве важнейшей закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов. В связи с этим закономерным становится и постоянное усиление налогообложения в системе финансовых отношений государства. Так, после 2-й мировой войны налоговые поступления в бюджет ведущих зарубежных государств увеличиваются каждые 10 лет в 1,5 и более раз.

 

Государство и налоговая политика. Этатизм, налоговый произвол и политизация налога

1.Любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных отраслях жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику — экономическую, военную, социальную, международную и др. Одними из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.

В этой связи необходимо отметить, что налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

2.Несмотря на экономические, политические, национальные и иные различия налоговая политика любого государства определяется в первую очередь тем, что государство само выступает в качестве активного участника процессе общественного воспроизводства. Кроме того, одной из целей существования государства является решение экономических и социальных задач, стоящих перед обществом, что также накладывает свой отпечаток на формирование налоговой политики.

Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты её осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход. Так, в настоящий момент стимулирование развития российского автомобилестроения достигается двояко: путем предоставления налоговых льгот АвтоВАЗу, ЗИЛу и иным автопредприятиям, а также путем усиления таможенного обложения ввоза импортных автомобилей.

Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.

3.Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. В связи с тем, что налоговая политика — это составная часть финансовой политики государства, налоговой политике также присуще внутреннее единство.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «О проверке конституционности положений абзаца второго п.2 ст.18 и ст.20 Закона от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 21 марта 1997 года1 отмечается тенденция российской налоговой политики к унификации налоговых изъятий.

4.Рассматривая направления налоговой политики государства Л. Окунева выделяет три её типа. Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип — политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим2.

5.В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент — это этатизм.

Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов3.

В то же время, государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вторгаться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.

Именно поэтому налоги можно рассматривать не только как способ содержания государства, но и как способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством для ограничения произвола государства от неоправданного изъятия имущества собственников.

Однако в ряде случаев государство допускает так называемый налоговый произвол, который означает нарушение государством им же установленных принципов и правил налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает фискальным суверенитетом и может проявляться в осуществлении государством налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормативным актам.

Защитой прав налогоплательщиков в этой ситуации могут служить абсолютное соблюдение режима законности, основным содержанием которого является верховенство закона и полная независимость отправления правосудия. Другой гарантией против налогового произвола следует считать упрочение статуса налогоплательщика. Положительным примером для российских законодателей может служить принятая во Франции Хартия прав и обязанностей налогоплательщика. В настоящее время в России права налогоплательщиков не гарантированы даже формально путем закрепления в законодательстве.

4.С давних времен государство использовало механизмы налогообложения не только в экономических, но и в политических целях (политизация налога). Не является исключением и современный период, а по словам А. Козырина, в последнее время практика использования налогов в политических целях даже участилась. Так, при обсуждении в польском парламенте проекта бюджета на I-й квартал 1992 года маршал Сейма предложил обложить специальным налогом бывших коммунистов в порядке компенсации за несправедливое пользование в прошлом многочисленными льготами и привилегиями. Своеобразная вытеснительная (рассчитанная на вынужденную эмиграцию палестинцев) налоговая политика осуществляется в Израиле, где необлагаемый минимум по подоходному налогу для еврея-израильтянина почти в 5 раз выше, чем для палестинца4.

Принятие решений о придании Республике Ингушетия статуса зоны экономического благоприятствования, Калининградской области — статуса особой экономической зоны и других подобных решений, в результате которых отдельным территориям страны были предоставлены широкие налоговые льготы также было обусловлено, в первую очередь, политическими причинами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.