Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи реалистической живописи.





Накопление практических навыков и развитие понимания задач реалистического искусства правдиво в ярких художественных произведениях отражающего окружающую действительность, составляют единый учебно-воспитательный процесс, где учебные задачи не могут быть отделены от формирования творческой личности художника-педагога. В конечном итоге студент должен обрести знания и профессиональные учения для самостоятельного решения творческих и педагогических задач, стоящих перед современным искусством и общеобразовательной школой. Качество знаний, умений и навыков студентов проверяется в результате проведения систематических просмотров и оценки работ, бесед и устных опросов. 27.Реалистическая живопись

Работа от общего к частному.

Реалистический живописный строй изображения определяется передачей тоновых и цветовых отношений между основными пятнами натуры. В натюрморте – между фоном, поверхностью стола и предметами натурной постановки. В пейзаже – между небом, поверхностью земли и воды в реке, переднем, среднем и дальними планами. Если эти основные цветовые отношения будут нанесены неправильно, то никакая детальная проработка, разнообразие цветовых оттенков на форме предметов натюрморта или объектов пейзажа не приведет к живописно-правдивому изображению.



Чтобы точно и верно передать отношения больших локальных цветовых пятен, перед началом работы надо внимательно разобраться в общем цветовом строе натуры, анализ и понимание основных цветовых отношений натуры: где самое светлое и самое темное и плотное, какие основные различия между предметами по оттенку, светлоте и силе цвета (насыщенности). Пример, желтые яблоки на желтой драпировке будут светлее фона. Чтобы правильно определить цветовые отношения, лучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного и все другие определялись по отношению к ним. Сложные тона наносятся последними. При этом надо помнить, что начальные самые светлые и яркие тона мы не всегда должны брать на этюде самыми светлыми, темными и насыщенными красками какие есть на палитре.

Самое светлое место в постановке часто бывает далеко не белым, а темное – не черным. Не всегда красный помидор надо брать по насыщенности чистым кадмием, а может нейтрализовать его цвет на 50%. Цвет травы не должен быть ядовитым. Приступая к работе, надо, прежде всего, определить общее тоновое и цветовое напряжение и решить, в какой гамме красок следует строить отношения – в более светлой или более темной – и в каких пределах насыщенности цвета. При удалении предметов цветовое пятно становится мягче. Важно определить композиционный центр в картине, который следует детально проработать, все остальные предметы должны обогащать сюжет. Все цвета в картине взаимодействуют друг с другом, т.е. в небе будут те цвета, которые есть на земле. Цветовое обобщение придает целостность изображаемых предметов.



 

Колорит

Колорит — композиция цвета, хроматический строй, согласованность цветов (тонов хроматического ряда) художественного произведения. В отличие от эстетической ценности цветовых сочетаний — гаммы, гармонии тонов, — колорит выражает художественный смысл цветового решения произведения искусства. В каждом отдельном случае это решение уникально и неповторимо, хотя основывается на простых закономерностях.
Качество колорита (художественной целостности цветовых тонов) устанавливается нахождением эквивалента цветового строя произведения и имеющихся в распоряжении художника материалов — красок с их физическими и химическими свойствами: яркостью, насыщенностью, светлотностью, тепло-холодностью, кроющей способностью. Благодаря такой возможности, пользуясь небольшим количеством красок (достаточно трех, соответствующих основным тонам спектра: красной, желтой и синей), светосила которых намного слабее природных тонов, опытный мастер может создать цветовой строй, превосходящий натуральный по выразительности.



Чтобы достичь такой выразительности, используется принцип цветовой доминанты. Подобной доминантой, в зависимости от творческого замысла художника, может стать любой тон хроматического ряда, определяющий также особенности тепло-холодных отношений тонов в данной композиции. Эта колористическая особенность обычно определяется словами: теплый колорит, золотистый, розоватый или, напротив, — холодный, голубой, серебристый, перламутровый...

Сила воздействия цветового строя произведения характеризуется понятиями: красочность, звучность. Ясно, что полнее всего колористические свойства композиции проявляются в живописи, но они имеют важное значение и в других видах искусства — в цветной графике, архитектуре, декоративном и прикладном искусстве.

Каждый художник предпочитает те или иные тона, у него есть любимые краски. Индивидуальный подход мастера к решению колористических задач иносказательно именуют палитрой художника. Мастеров, уделяющих особенное внимание тонкостям цветовых отношений, называют колористами.

Свойства красок отличаются от особенностей цвета в природе. Краски находятся в ведении техники живописи или росписи; особенности восприятия цвета изучает специальная наука — колористка. Первый раздел колористики — колориметрия (от лат. color — "цвет" и греч. metreo — "измеряю"). В нем исследуются способы измерения и сопоставления качественных характеристик цвета: насыщенности, светлотности, яркости. В колористике изучаются взаимодействия основных и производных тонов.

В различных исторических типах искусства, художественных направлениях, стилях, школах колорит понимался по-разному. Иногда живопись приближается к светописи. В иных случаях выявление объема, массы, фактуры изображаемых предметов и их пространственных отношений достигается одновременно средствами тональной (ахроматической) моделировки, контрастов и нюансов хроматической гаммы. Тогда говорят о сложной колористической структуре художественного произведения. В декоративных росписях, в отличие от искусства живописи, чаще используются локальные отношения тонов, по этой причине понятие колорита сближается с понятием гаммы.

 

29. Контраст

Контраст – это французское слово, обозначает резко выраженную противоположность. Есть определение контраста как отношения разности яркостей объекта и фона к их сумме. Иногда под термином контраста подразумевают просто интервал или разницу между пятнами по светлоте или по цветовому оттенку. Но наиболее существенна и привлекательна для живописца трактовка этого понятия психологами.

Психологи изучают субъективный феномен восприятия, при котором кажущаяся светлота или цветовой оттенок одного пятна претерпевают иллюзорные изменения под влиянием другого пятна. В дальнейшим под термином контраст будет пониматься субъективный феномен сдвига светлоты или цвета относительно своей объективной величины.

-1) зависимость цвета наблюдаемого поля от окружающего фона. Различают одновременный и последовательный Ц. к. Одновременный Ц. к. состоит в том, что цвет наблюдаемого поля (объекта) зависит от цвета непосредственно окружающего его фона. При последовательном Ц. к. цвет объекта оказывается зависящим от цвета фона, к к-рому перед этим был адаптирован глаз.

Изменения цвета наблюдаемого поля при Ц. к. состоят в изменении либо яркости, либо насыщенности, либо цветового тона (см. Цвет), но обычно меняются все три характеристики. Цвета изменяются в сторону наиб. удаления друг от друга. Ахроматич. цвета поля на тёмном фоне становятся более яркими, на светлом фоне они темнеют. Цветовой тон ахроматич. полей на окрашенном поле приобретает цветовой тон, близкий к дополнительному цвету фона, несколько сдвигаясь в сторону к красному. Так, напр., парам дополнит. цветов синий - жёлтый, жёлтый - синий соответствуют пары цветов, возникающих при Ц. к.: синий-оранжевый, жёлтый-фиолетовый.

Ц. к. растёт с величиной и насыщенностью раздражителя, вызывающего его. Ц. к. зависит также от соотношения светлот поля и фона. Наиб. Ц. к. имеет место при приблизительно одинаковых светлотах поля и фона, когда поле несколько светлее фона. Он более заметен при рассматривании периферич. участками глаза, чем при прямом наблюдении. Ц. к. уменьшается и исчезает, если рассматриваемое поле отделено от фона чёрным контуром.

Одновременный Ц. к. объясняется тем, что при освещении к.-л. участка сетчатки светом определ. цвета увеличивается чувствительность зоны, окружающей этот участок сетчатки, к лучам дополнит. цвета. Наиб. контрастирующими парами цветов поле - фон являются: синий на белом, чёрный на жёлтом (и наоборот), зелёный на белом, чёрный на белом, зелёный на красном, красный на жёлтом и т. д.

Последовательный Ц. к. обусловлен появлением образов, возникающих после фиксации глазом нек-рого цветного поля и имеющих цвет, контрастирующий с цветом рассматриваемого поля, близкий к дополнит. цвету этого поля. Так, напр., если наблюдать в течение 10-15 с квадрат, состоящий из четырёх цветных квадрантов - красного, жёлтого, зелёного и синего, фиксируя взглядом центр квадрата, а затем рассматривать белое поле также с фиксацией его центра, то почти мгновенно на фоне белого поля появляется последовательный образ квадрата с квадрантами, окрашенными в дополнит. цвета: сине-зелёный, пурпурно-синий, пурпурно-красный и оранжевый. Появившийся образ не имеет объективного характера, движется по белому полю вместе с движением глаз и по истечении короткого времени исчезает.

При рассматривании предметов в сложной цветовой обстановке глаза постоянно перебегают с одних цветовых пятен на другие, при этом действует как одновременный, так и последовательный Ц. к., к-рые мгновенно и весьма существенно влияют на восприятие цвета. Только за счёт Ц. к. удаётся на сером экране телевизора создавать цветовые поля чёрного, коричневого, пурпурного и ряда др. цветов, не имеющих аналогов в спектре источников излучений.

 

 

Живопись

Живопись от рус. живо и писать) — вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.
Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».
А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.
Следует отличать такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно-образных задач.
В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII—XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.
Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета [колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.

 

Светотень

Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике светотень — распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображенный предмет объёмным, окруженным свето-воздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (особенно Леонардо да Винчи), и с этого времени светотени широко использовалась художниками, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.

Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень. Чтобы еще более четко разделить их, представим цилиндр граненым.
Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз).
Блик - элемент светотени; наиболее светлое место на освещенной, поверхности. Обычно это пятно по своей яркости резко отличается от общего тона предмета.

Светотень - ,(фр.Clair-obscur; нем.Helldunkel )градации светлого и темного, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.

Полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

Тень - элемент светотени; наименее освещенные участки в натуре и в изображении. Различают собственные и падающие тени. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета.

Рефлекс – (От лат.Reflexus - отражение )эффект отраженного света, падающего на предмет или на его (затененную) часть от соседних с ним освещенных предметов, от неба и пр. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени.

Падающая тень - тень, отбрасываемая телом на окружающие предметы. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.

Нюанс - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.