Сделай Сам Свою Работу на 5

Многосекционные турбобуры





Секционные унифицированные шпиндельные турбобуры

Секционные унифицированные шпиндельные турбобуры типа ЗТСШ1 предназначены для бурения скважин шарошечными и алмазными долотами.

В настоящее время выпускаются турбобуры ЗТСШ1 с диаметрами корпуса 172, 195 и 240 мм.

Турбобуры состоят из трех турбинных и одной шпиндельной секции (рис. 4.1). В шпинделе установлена непроточная резинометаллическая осевая опора, которая выполняет также функцию уплотнения вала турбобура. В каждой турбинной секции размещено около 100 ступеней турбины, по четыре радиальные опоры и по три ступени предохранительной осевой пяты. Последняя, применяется для устранения опасности соприкосновения роторов и статоров турбины из-за износа шпиндельного подшипника в процессе работы.

В турбобурах ЗТСШ1 устанавливается цельнолитая металлическая турбина, а в турбобурах ЗТСШ1-ТЛ – составная турбина, проточная часть которой, лопаточный венец, изготовлена методом точного литья.

 

Рис. 1.1.Шпиндельный унифицированный турбобур типа ЗТСШ1

 

Технические характеристики секционных унифицированных шпиндельных турбобуров ЗТСШ1 приведены в табл. 1.1.



 

 

Таблица 1.1

Шифр турбобура Тип турбины Число ступеней турбины, шт. Расход жидкости, л/с Крутящий момент при Nmax, Н∙м Частота вращения при Nmax, с–1 Перепад давления, МПа Длина, м Масса, кг Диаметр, мм
ЗТСШ1-240 30/16,5 7,4 5,5 23,3
ЗТСШ1-195 26/16,5 6,6 3,9 25,7
ЗТСШ1-195ТЛ 24/18 5,9 2,9 25,7
ЗТСША-195ТЛ 21/16,5 12,1 6,5 25,9
ЗТСШ1-172 28/16 10,4 8,8 25,4
Примечание. Nmax – максимальная мощность турбобура. Плотность жидкости – 1000 кг/м3.

 

 

В качестве запасного комплекта к турбобурам ЗТСШ1-195ТЛ поставляется и турбина типа 24/18-195ТПК, лопаточный венец которой выполнен из пластмассы.

 

1.4. Высокомоментные турбобуры с системой гидроторможения

Высокомоментные турбобуры типа АГТШ с системой гидродинамического торможения предназначены для бурения глубоких скважин шарошечными долотами, но могут применяться и при алмазном бурении. Машиностроительные заводы Минхиммаша выпускают турбобуры АГТШ с диаметром корпуса 164, 195 и 240 мм.



Турбобуры состоят из трех секций и шпинделя (рис. 4.2). Две турбинные секции содержат многоступенчатую высокоциркулятивную турбину. В третьей устанавливаются ступени гидродинамического торможения (ГТ). Ступени ГТ состоят из статора и ротора, лопатки венцов которых имеют безударное обтекание жидкостью на тормозном режиме. При вращении такого ротора возникает крутящий момент, противоположный моменту, развиваемому турбиной турбобура. Величина тормозящего момента пропорциональна частоте вращения вала. В шпинделе турбобура установлен упорно-радиальный шарикоподшипник серии 128 000. В качестве уплотнения вала используются круглые резиновые кольца ПРУ.

Технические характеристики высокомоментных турбобуров типа АГТШ приведены в табл.1.2.

 

Таблица 1.2

Шифр турбобура Тип турбины Число ступеней турбины, шт. Число ступеней ГТ, шт. Расход жидкости, л/с Крутящий момент при Nmax, Н∙м Частота вращения при Nmax, с–1 Перепад давления, МПа Длина, м Масса, кг Диаметр, мм
А9ГТШ А9К5Са 4,9 5,5 23,3
А7ГТШ А7Н4С 6,0 6,9 24,9
А6ГТШ А6К3С 6,0 4,5 24,5
Примечание. Nmax– максимальная мощность турбобура. Плотность жидкости – 1000 кг/м3.

 

Рис. 1.2.Турбобур с системой гидроторможения типа А7ГТШ и А9ГТШ

 

Многосекционные турбобуры

Существующая технология турбинного бурения в большинстве случаев основана на применении серийных турбобуров АГТШ или ЗТСШ1 в том виде, в каком они поставляются машиностроительными заводами. Энергетические характеристики этих турбобуров, как правило, не удовлетворяют оптимальным параметрам отработки шарошечных долот и гидравлической программе бурения. Особенно это относится к применению новых шарошечных долот с герметизированными маслонаполненными опорами (ГНУ и ГАУ), а также к использованию одного бурового насоса при бурении скважины.



 

Рис. 1.3.Шпиндель с лабиринтным дисковым уплотнением

 

В целях снижения частоты вращения долота и наращивания крутящего момента на валу турбобура применяют многосекционные(свыше трех секций) турбинные сборки. Серийные турбобуры, собранные из пяти–шести турбинных секций, позволяют эффективно отрабатывать высокопроизводительные долота при пониженных расходах бурового раствора, а также предоставляют технологам значительно более широкие возможности для выбора оптимальных параметров режима бурения.

В дальнейшем усовершенствованные многосекционные турбобуры испытывались при бурении глубоких скважин в РФ и за рубежом с отечественными и с американскими долотами. Стойкость шарошечных долот производства США составляла 15–60 ч.

По своей конструктивной схеме многосекционный турбобур не отличается от серийного. Однако увеличение числа турбинных секций предъявляет более высокие требования к надежности работы шпинделя турбобура. Он должен быть не только надежнее, но и долговечнее, чем применяемые в настоящее время шпиндели серийных турбобуров. Этим требованиям отвечают шпиндели с лабиринтным дисковым уплотнением типа ШФД (рис. 4.3), которыми в скором времени будут оснащаться серийно выпускаемые турбобуры.

Многосекционный турбобур является дорогой машиной, поэтому его срок службы до списания должен быть увеличен не менее чем до2000 ч. Результаты испытаний таких турбобуров со шпинделями типа ШФД показали, что их долговечность составляет 2000–4000 ч.

Энергетическая характеристика многосекционного турбобура может формироваться несколькими путями: использованием разных типов турбин, их сочетанием со ступенями ГТ, а также регулированием расхода бурового раствора через турбину.

В табл. 1.3 приведена техническая характеристика современных многосекционных турбобуров, собираемых из серийно выпускаемых машин типов АГТШ и ТСШ1.

 

Таблица 1.3

Шифр турбобура количество турбинных секций Число ступеней турбины, шт. Число ступеней ГТ, шт. Расход жидкости, л/с Крутящий момент при Nmax, Н∙м Частота вращения при Nmax, с–1 Перепад давления, МПа Длина турбобура, м Диаметр турбобура, мм
5А9ГТШ 3,4 6,2
6А7ГТШ 4,3 10,4
6ТСШ1-195ТЛ - 4,4 3,4
5А6Ш - 8,1 9,8
Примечание. Nmax– максимальная мощность турбобура. Плотность жидкости – 1000 кг/м3.

 

 

1.6. Турбобур с независимой подвеской

Увеличение количества секций турбобура позволяет сформировать оптимальную энергетическую характеристику для бурения шарошечными долотами с герметизированными маслонаполненными опорами и алмазными породоразрушающими инструментами. Этот путь представляется наиболее простым и надежным, однако требует более квалифицированного подхода к сборке и регулировке турбинных секций. Для того чтобы упростить эти операции и сделать секции взаимозаменяемыми, разработали конструкцию турбобура с независимой подвеской.

Каждая турбинная секция с независимой подвеской имеет свой упорный шарикоподшипник. Корпусы секций соединяются между собой с помощью конической резьбы, а валы –квадратными полумуфтами и могут свободно перемещаться в осевом направлении. В результате такой компоновки секций износ упорного подшипника шпинделя не влияет на осевой зазор между статором и ротором турбины. Последний определяется только износом подшипников, установленных в турбинных секциях. Поскольку осевая нагрузка на эти подшипники действует только с одной стороны и практически не имеет динамическую составляющую, то этот износ легко прогнозируется. При сборке ротор турбины устанавливается в крайнее верхнее положение относительно статора, что позволяет увеличить время работы упорного подшипника секции. По данным промысловых испытаний наработка турбинной секции на отказ укладывается в диапазон 120–350 ч.

В тяжелых условиях работает упорный подшипник шпинделя. Действующая на него реакция забоя скважины переменна по величине и частотам возмущения. Динамические силы приводят к интенсивному износу этого подшипника. Однако допустимый осевой люфт в опоре может составлять примерно 16–20 мм, поэтому наработка на отказ может быть вполне соизмерима и даже выше, чем у шпинделя обычного типа, но только в тех случаях, когда износ опоры не сопровождается расколом отдельных ее элементов (обойма, шары).

Турбобур с независимой подвеской может быть собран с турбиной любого типа. В каждой секции можно установить по 80–90 ступеней.

В табл. 1.4приводится характеристика трехсекционного турбобура А7ГТШМ.

 

 

Таблица 1.4

Число ступеней турбины Число ступеней ГТ Расход жидкости, л/с Крутящий момент при Nmax, Н∙м Частота вращения при Nmax, с–1 Перепад давления при Nmax, МПа
5,2
Примечание. Nmax– максимальная мощность турбобура. Плотность жидкости – 1000 кг/м3.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.