Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы выполнения ВКР

 

Процесс написания ВКР включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

 

- выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;

- составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы;

- формирование структуры работы;

- сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

- формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

- проведение эксперимента (для экспериментальных магистерских работ);

- изложение ВКР и представление ее руководителю;

- доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя;

- оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите.

Требования к содержанию и оформлению ВКР

 

Выбор темы, требования к названию:

1.Темы ВКР разрабатываются преподавателями совместно со специалистами образовательных учреждений, заинтересованных в разработке и выполнении темы исследования. Тема ВКР может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки и должна отвечать современным требованиям развития науки, экономики, культуры, искусства и образования.

2. Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.

Название:

- должно соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор;

- должно раскрывать исследуемую идею;

- должно отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;

- должно быть достаточно развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

3. Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию федеральных государственных образовательных стандартов и ОПОП по направлению подготовки.



Тема работы – как и ее содержание - должны носить не реферативно-описательный, а проблемно-полемический характер, содержать различные точки зрения, понимания и трактовки (в том числе и собственные) изучаемой проблемы. Студент должен продемонстрировать умение самостоятельно ставить задачу, выбирать методы ее решения и давать индивидуальную интерпретацию результатов проведенных исследований.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Свобода выбора тем ВКР позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных запросов студентов. Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений на активных семинарах, по результатам проведения практик и т.д.

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Научные труды, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки. Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы. Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

 

Разработка рабочего плана

 

Для разработки рабочего плана ВКР студент должен четко представлять ее структуру. Это тем более важно, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы.

Выпускная квалификационная работа может носить практический или теоретический характер.

ВКР состоит из 2-3 глав, каждая из которых состоит из 2-3 параграфов. 1-я глава – общетеоретическая часть, которая носит методологический характер. В ней дается теоретическое освещение темы на основе анализа отечественных и зарубежных научных исследований, дается их оценка, а также излагается собственная позиция. 2-я глава носит аналитический характер. В ней производится глубокий анализ изучаемого явления, описываются тенденции и противоречия. 3-я глава – проектная. Если в ВКР две главы, то практическая часть может быть представлена методикой, анализом экспериментальных данных, продуктом художественной деятельности и др. Разделы теоретической и практической части определяются в зависимости от профиля специальности и темы.

Разработка темы работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности, по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.

Изложение текста работы необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

Оформляя ВКР, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.

Структура ВКР должна включать:

титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложение.

 

ВВЕДЕНИЕявляется обязательным элементом выпускной квалификационной работы (ВКР). Во введенииобосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Можно говорить об актуальности в данный временной период. Так, например, в исследовании, посвященному культурологическим аспектам психологии творчества известного русского поэта и прозаика А.Белого («Архетипические основания творчества А.Белого») актуальность определяется следующим образом:

«Для адекватного понимания современной культурной ситуации рубежа веков с ее активизацией иррациональных, мистических способов мировосприятия необходимо обратиться к аналогичным периодам в истории отечественной культуры. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена непрекращающимся интересом к эпохе серебряного века, явлению, уникальному по своей природе, периоду, не имевшему аналогов в истории русской культуры, «русскому культурному Ренессансу», во многом обусловившему направление дальнейшего развития отечественной культуры».

Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это культурное или образовательное пространство, т.е. та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом исследования, например, являются: педагогический или ученический коллектив, система воспитательной работы школы, учебно-воспитательный (педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета и т.д. Для культурологии (или социально-культурной деятельности) это может быть какой-либо (социально)-культурный процесс, область (социально)-культурной деятельности, или какие-то (социально)-культурные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию и т.д. Например, этот пункт в вышеупомянутом исследовании, посвященному А.Белому выглядит так: «Объектом данного исследования является культурная семиосфера эпохи серебряного века».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это конкретная часть объекта или процесса или аспект проблемы, который собственно и исследуется. Рассмотрим примеры. Если объектом будет учебно-воспитательный процесс в лицее, то предметом может быть, например, механизм отбора детей (разработка диагностических методик) для обучения в школе этого типа или формирования оптимальных вариантов учебного плана. Если объект - процесс обучения игре на музыкальном инструменте, то предметом может служить, например, механизм применения инновационных методов обучения. Для культурологии (или социально-культурной деятельности) это могут быть особенности бытования какого–либо (социально)-культурного феномена (его генезиса/развития/трансформации/взаимоотношений с другими феноменами и т.д.). Например, этот пункт в вышеупомянутом исследовании, посвященному А.Белому выглядит так: «Предмет исследования - архетипические основания творчества А.Белого».

Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования.

Цель исследования ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой. В вышеупомянутом исследовании этот пункт выглядит так: «Цель исследования заключается в попытке построения модели архетипического текста-мифа в научном и художественном наследии А.Белого как представителя художественной культуры серебряного века».

В педагогике целью исследования может быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов:

выяснить...

выявить...

сформировать...

обосновать...

проверить...

определить...

создать...

построить...

Основная часть

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ должна состоять из глав, разбитых на параграфы. Оптимальное число глав – от 2-х до 4-х, число параграфов в каждой главе – не менее 2-х. Названия (заголовки) глав не должны дублировать название работы, а названия (заголовки) параграфов, в свою очередь, не должны совпадать с названиями глав (в этом случае все остальные главы и параграфы становятся излишними). Каждый из разделов имеет самостоятельное название, которое отражает содержание помещенного в них текста. Содержание глав и параграфов должно соответствовать теме дипломной работы и в совокупности полностью ее раскрывать. Изложение материала должно логически переходить из одного раздела в другой; все главы и параграфы работы должны последовательно решать поставленные во введении задачи. Поэтому названия (заголовки) глав и параграфов должны соответствовать по своей сути формулировкам этих задач. Каждая глава должна заключаться конкретными выводами-обобщениями. Их количество также примерно должно соответствовать количеству поставленных в работе задач.

В культурологических работах в силу самой специфики культурологии как науки деление на теоретическую и практическую части, как правило, является достаточно условным, т.е. вторая глава (часть) обычно не подразумевает каких-либо лабораторных работ, опросов, экспериментов и т.д. За исключением работ с уклоном в социально-культурную тематику, которые могут быть построены на материале, собранном лично автором, так или иначе участвовавшим в практической деятельности конкретного дома культуры, клуба и т.п. Как уже было сказано – эта часть носит сугубо аналитический характер – автор должен самостоятельно переработать тот «чужой» теоретический материал, который воспроизводится в первой главе и на его основе выстроить собственное рассуждение, доказательство и т.п.

В тексте (приложениях) могут располагаться таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д., иллюстрирующие или подтверждающие основные выводы и мысли автора.

Заключение

 

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

Список литературы

 

Список литературы должен содержать не менее чем 30 источников. Список литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи; не включаются учебники, энциклопедии, газеты, научно-популярные издания. Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список источников и литературы, использованных при разработке выпускной квалификационной работы, является обязательным атрибутом. Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

 

Приложения

 

Приложения являются необязательной частью ВКР. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, данные социологических опросов, иллюстрации, копии постановлений, договоров и т.д. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение". Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, "Приложение 10") и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем ВКР.

Основными целями и задачами написания ВКР является не только расширение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде. При написании ВКР студенты становятся авторами, многие впервые. Но и к авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и оформлению. В соответствии с целями и задачами дипломная работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (компиляция - несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг.

II. Оформление работы

 

Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами.

Требования к оформлению страниц выпускной квалификационной работы:

• бумага формата А 4 (210х298 мм);

• записи с одной стороны листа;

• поля: 3 см слева,1,5 см справа, 2 см сверху, 2 см снизу;

• нумерация страниц в центре верхнего поля (титульный лист считается первой страницей, но не нумеруется; 2-й лист – рекомендации работодателя – также не нумеруется; нумерация идёт 3-го листа – СОДЕРЖАНИЕ – с цифры 3);

• шрифт – Times New Roman, кегль -14, межстрочный интервал – 1,5;

• заголовки разделов ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ пишутся прописными буквами без точек в конце; переносы слов в заголовках недопустимы;

• абзацный отступ 1,25 или 1,27 (в зависимости от версии текстового редактора);

• нумерация подразделов осуществляется арабскими цифрами: 1.1. 1.2. (а также 1.1.1. 1.1.2. и т.д.); подразделы с новой страницы начинать не следует;

• ссылки на источники после цитаты или изложения чьей-либо точки зрения оформляются в квадратных скобках, где первое число означает номер в библиографии, второе – номер страницы в книге или статье, например [2, 36]. Допустимо оформление ссылок на литературу в виде постраничных сносок; в этом случае в конце работы дается обобщенный список литературы. В постраничных ссылках указывается полное (или сокращенное) название источника с выходными данными (или без них, если этот источник уже упоминался в тексте), а также номер страницы;

• в конце выпускной квалификационной работы дается список литературы, который выстраивается строго по алфавиту; в списке литературы указываются полные выходные данные (в соответствии с ГОСТ).

 

Правила цитирования

 

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие, и начинают ее со строчной буквы. Например: С. И. Вавилов требовал "... всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг". Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например М. Горький писал, что "в простоте слова - самая великая мудрость". Внизу страницы под чертой дается точная ссылка на издание, из которого взята цитата. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска. Если из цитируемого отрывка не ясно, о ком или о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснение автора с пометкой своих инициалов. Если в приводимой цитате выделяются какие-то слова, то сразу же в скобках пишется "курсив мой" или "выделено мной" и инициалы автора работы. Ссылки на использованную литературу обязательны, так как в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.