Урок №3. С трезвостью по дороге Добра
Цель урока: закрепить в упражнениях умение различать Добро и Зло, давать чёткий отпор попыткам злых сил смешать наши представления о Добре и Зле, попыткам поселить ложь в наши головы о допустимости самоотравлений интоксикантами; сделать вывод о том, что жить трезво, жить по совести, творить Добро – единственный верный путь.
План урока:
1. Постановка темы, цели занятия, настрой через песню «Дорога добра»
2. Направление Добра, оно делается для других.
3. Сказки учат различению Добра и Зла, уверенности в победе Добра.
4. Практические упражнения в умении видеть попытки исказить представления о Добре (Трезвости) и Зле (отнимание Трезвости) в мультфильмах, сказках, и т.д.
5. Задание. Нарисовать (описать) своё сегодняшнее доброе дело.
Материальное обеспечение: наглядности (список Добрых качеств человека, определение Трезвости, другие плакаты), программирующий на самоотравление мультфильм «Лиса и заяц» Ю. Норштейна, эта же народная сказка в книжном варианте «Заячьи слёзы», распечатки песни «Дорогою добра» (задание выполняется на обороте).
Ход урока:
(После записи темы на доске) Сегодня, ребята, занятие будет практическим, мы будем упражняться в различении Добра и Зла. Зачем? Ведь каждый из нас идёт дорогой жизни, и это должна быть дорога Добра. Даже есть песня такая (подпевайте, кто знает):
Дорога добра
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра,
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Посмотрите, ребята ещё раз внимательно на наш список Добра, добрых качеств человека. Скажите, Добро направлено на себя или делается для других? (Для других.)
Например, любознательность. Ребёнок растёт любознательным, изучает окружающий мир, заканчивает учебное заведение, становится специалистом, например нефтяником или врачом, начинает работать, т.е. приносить пользу другим людям. Значит это добро другим людям.
Возьмём такое качество: «любить Родину». Всем ведь хорошо, когда Родина процветает, когда всё доброе в ней защищено! В Великую Отечественную войну весь наш народ встал на защиту Родины, солдаты не жалели жизней. Благодаря им родились новые поколения, родились мы с вами. Люди растят хлеб, строят новые города. Значит, когда человек любит Родину, от этого всем хорошо, и каждому отдельному человеку тоже. Один за всех, а все за одного.
Родился человек. Различает тепло – холодно, мокро – сухо, голодно – сытно, светло – темно? И очень хорошо различает мама – не мама, потому, что мама для него это жизнь. А потом постепенно ребёнок учится различать Добро – Зло, начинает действовать в соответствии с этим различением.
Ребята, зачем нужны сказки? (Сказки учат различать Добро и Зло, учат в жизни давать отпор Злу и быть твёрдо уверенными, что Добро всегда побеждает! Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)
Скажите, какое добро побеждает, например, в сказке про Репку? (Побеждает дружба, взаимопомощь, трудолюбие, побеждает общее дело. И даже очень небольшой, посильный мышке, вклад в это общее дело важен, может даже иметь решающее значение для его исхода.)
(Рассматриваем книжку.) А в сказке про избушку ледяную и лубяную кто добрый герой, выгнавший лису из заячьей избушки? Вы уверены, что петух – добрый герой сказки? (Да.) Почему? (Он справедливый, сильный, смелый, умный…) Вы уверены, что действительно сказка учит чётко различать Добро и Зло? (Да)
А теперь давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Зайчик» Ю. Норштейна. Ох, не зря в песне есть и такие слова: «Не забывай, что жизнь не детская игра».
Вопросы после просмотра мультика:
1. Зачем автор мультика исказил сказку, вставил петуху в клюв трубку? Даже трудно вообразить, как можно в клюве трубку-то удержать.
2. Зачем режиссёр придумал, что петух ещё и зайчику даёт отравляющую вонючую табачную соску? (Чтобы обмануть, сломать защиту Трезвости ребёнка, который смотрит этот мультик, чтобы заложить спокойное, положительное отношение к отравлению.)
Автор мультика мешает ребёнку встать на дорогу добра, мешает чёткому различению Добра и Зла. Автор мультика – друг? (Враг.) Он все добрые качества петуха связал с отравлением табаком.
Кстати, вот ещё одна история про петуха и… сковородку.
(Примечание для учителя. На доске во время рассказа делаются два ряда картинок, про отдрессированного петуха и про обманутого человека)
Как дрессируют петуха плясать под музыку? Его закрывают корзиной, лишают света и возможности бежать. Под лапы ему кладут горячую сковородку и играют на балалайке. Он прыгает – танцует. А вскоре не нужна ни корзина, ни сковородка. Петух пляшет, как только слышит балалайку. Он отдрессирован на звуки балалайки.
Так и с человеком поступают злые силы, ломехузы. От света правды о Трезвости человека закрывают обманом, лживой рекламой самоотравления алкогольными и другими ядами. Вместо горячей сковороды навязывают этот яд. «Музыкой» служит всё, что сопровождает самоотравление (семейный праздник, встреча с друзьями, получение зарплаты, простуда и т.д.) Это все ситуации, в которых человек отдрессирован самоотравляться. И делает он это как петух, не задумываясь, по привычке, на самом деле выполняя чужую волю.
А что сделать-то надо? Да выглянуть нужно из-под корзины и узнать свет правды о Трезвости! (Здесь снова кто-то из ребят зачитывает определение Трезвости).
Ребята, Добро всегда побеждает! Давайте помечтаем, посмотрим, что вернётся нашему обществу, семье, человеку, когда победит Трезвость, когда мы вместе утвердим в жизни во всём Трезвость.
(Примечание для учителя. Здесь можно с опорой на список добрых качеств человека пофантазировать, как изменится город, подъезды, улицы, семьи…
Общество. Не будет ежегодных потерь: 1млн. от алкоголя, 400 тыс. от табака. Закроются тюрьмы, они будут не нужны, Это не фантастика. Есть исторический опыт. Когда в России в 1914 году была установлена Трезвость, уже через год в Петербурге из 3 тюрем закрыли две!
Семьи будут полные, крепкие, счастливые, будут рождаться здоровые дети. Отцы семейств будут трезвыми, естественно, как и матери, как все члены семьи.
Человек. Увеличится в среднем на 20 лет продолжительность жизни. Раскроются творческие возможности человека. Человек будет делать только добрые дела.)
Выводы. Ребята, мы сегодня говорили о том, что человек рождается со способностью к различению. Человек всю жизнь совершенствуется в различении Добра и Зла, делая добрые дела, идёт дорогой Добра.
Задание.На обороте листочка с текстом песни нарисовать (описать) свое доброе дело, либо уже сделанное сегодня, либо, которое обязательно будет сделано. Помните, что Добро направлено на других.
Урок №4. Зарядка для ума
Цели урока:
1. Развитие абстрактно-логического мышления, умения в команде искать решение задач на смекалку, развитие творческих способностей.
2. Закрепление как созидательной ценности понятия “Трезвость” (в пословицах).
План урока:
1. Деление на команды. Выбор названий команд.
2. Разминка. Загадки.
3. Ребусы простые, для разминки (плакат 1, 2).
4. Загадки на смекалку.
5. Пословицы о Трезвости в ребусах (плакат 3).
6. Подведение итогов. (Если время есть, дети сами могут загадать ещё задачки на смекалку).
Материальное обеспечение:плакат №1 с примерами ребусов (для объяснения правил) и простыми ребусами (по 3 в ряду), плакат №2 с зашифрованными названиями сказок, плакат №3 с зашифрованными пословицами о Трезвости, призы (например, календарики с трезвой символикой).
Ход занятия:
После деления на команды, участники игры придумывают названия своим командам, но с условием, оно должно быть связано с Трезвостью. Как корабль назовёшь, так корабль и поплывёт!
Загадки. Баллы командам записываются на доске. Загадка оценивается в 1 балл (7-8 загадок).
Загадки для разминки:
1) Бежит Ивашка в деревянной рубашке, где пробегает, там след оставляет (карандаш).
2) Сам худ, а голова с пуд (молоток).
3) Быстро грызет, много жует, а ничего не глотает (пила).
4) Листья есть, а не дерево, не рубаха, а сшита, не репа, а с корешком, не человек, а рассказывает (книга).
5) Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен – поднимают (якорь).
6) Шевелились у цветка, все четыре лепестка, я поймать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
7) Днем обручем, вечером змеей (пояс)
8) Не люди, не звери, не часы, а ходят (шахматные фигуры).
Объяснение правил разгадывания ребусов (говорят сами дети) на примерах (верхняя строка плаката 1)
1) Запятые до (после) изображения убавляют буквы в начале (конце) слова.
2) Перечеркнутая буква или цифра удаляет указанную букву из слова.
3) Перевёрнутый рисунок – слово читается наоборот.
4) Учитывается взаимное расположение элементов.
На плакате №1 цветные ребусы по 3 в ряд, открываются рядами. Команде зачитывается 3 балла, если она даёт 3 верных ответа сразу.
На плакате №2 «Прочтите названия русских народных сказок» - два названия по 3 балла. «Прочтите название сказки и назовите её автора» - два задания по 4 балла.
Задачи на смекалку (устно) – по 3 балла.
1) Летела стая уток. Одна впереди и две позади, 2 впереди и одна позади, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
2) Арбузное семечко весит 2 г и еще полсемечка. Сколько весит 1 семечко? (4 г)
3) Дед купил орехов внукам. Но попросил поделить орехи на 2 части, чтоб меньшая часть увеличенная в 4 раза, была бы равна большей части, уменьшенной в 3 раза. Что за части? Во сколько раз одна часть больше другой? (В 12 раз).
Плакат №3 содержит зашифрованные в ребусы пословицы о трезвости: «С Трезвостью жить – добру служить», «Слово – на совет, руки – на труд, а Трезвость – на всю жизнь»
Подведение итогов. Возможно награждение календариками с трезвой символикой. Если осталось время, еще от ребят загадки и задачки на смекалку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|