Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологические аспекты досуга





Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

Никто не привязан к досуговой деятельности материальными или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, например, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или выполнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли человек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется.



Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др. Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др. Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы переживаем период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.



Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досуговых общностей; во-вторых, рост или стагнация досуговой квалификации.

В то время как способность и умение части населения самостоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявляется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе и любительских), у большинства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреационных, восстановительных целях явно недостаточен. По данным многих исследователей, рекреативный досуг не обрел прочную и широкую социальную основу. Многие группы населения, в первую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой досуговой квалификацией, культурой использования свободного времени.



Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поиски наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности. В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» концепция досуга в значительной мере была сориентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представления, что досуговые занятия служат продолжением профессиональной деятельности, непосредственно способствуют повышению ее эффективности.

Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узкорекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой-либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеустановленным, общепринятым.

 

Детский досуг

Досуг детский –все дети имеют свободное время, но не все имеют досуг, ибо последний не ограничивается ни развлечением, ни ничегонеделаньем, ни даже развитием. Детский досуг в разных возрастных группах не однозначен. Если у детей дошкольного возраста преобладает домашнее общение, а уже на второй план выходит общение в детском саду, во дворе и специальных досуговых группах типа школы творчества, то у младших школьников оно перемещается преимущественно в школу, а уж затем идут дом, двор, досуговые общности. А вот у подростков на первое место выходят досуговые общности (формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, а уже потом идут школ и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: от остановки транспорта до дискотеки и кафе, существенно назад отодвигаются двор, школа, досуговые учреждения и семья.

Основные характеристики досуга детей, подростков, юношества:

· досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

· основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

· предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

· формирует и развивает личность;

· способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

· стимулирует творческую инициативу детей;

· формирует потребность детей в свободе и независимости;

· способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

· удовлетворяет потребности личности;

· способствует формированию ценностных ориентаций;

· детерминирован внутренне и внешне;

· выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

· способствует объективной самооценке детей;

· формирует позитивную Я – концепцию;

· обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие;

· способствует самовоспитанию личности;

· формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

· есть активность, контрастирующая с полным отдыхом;

· реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом;

· природе детского досуга чуждо противопоставление "учебное время – досуг" (как часть внеучебного времени);

· детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг, как сбой в самоактуализации личности;

· детский досуг широк в своем понимании.

Функции досуга: самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

Таким образом, сущностью детско-юношеского досуга является целенаправленное творческое поведение детей, подростков и юношества в свободной для выбора, рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся принципы всеобщности и доступности; гуманизации воспитания личности; социальной, интеллектуальной, физической активности; коллективного творческого дела с возвышающей целью; адаптивности; дополнительности; сотрудничества; компенсации; занимательности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.