Сделай Сам Свою Работу на 5

Разнообразие концепций сущности досуга





К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга. Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом.

Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.

Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры. Так, например, в обобщенное понятие культурного комплекса в целом России, ее столицы Москвы, одной из московских улиц - Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов. Это их история, памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобразительного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремесел, - словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, языком, особенностями хозяйственной деятельности и быта. Кроме социокультурной среды, в культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов, парков, естественных и искусственных водохранилищ.



В процессе социологических исследовании установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии из числа коренного населения свободное время проводят преимущественно в своем жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают поездки за город, на природу. И наоборот, люди, проживающие в новых городских кварталах, особенно приехавшие в Среднюю Азию из европейских частей России или Сибири, более подвижны, чаще посещают другие районы города, выезжают в пригородные зоны отдыха.



Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности городских жителей. Культура досуга в селе формировалась под влиянием устойчивого ритма трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой. Городской досуг слабо связан с природными ритмами и в большей степени зависит от организации производства, транспорта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-культурной деятельности в сфере досуга. Правда, сегодня, когда средства массовой информации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко проникли в село, различия в досуговых потребностях и культурных предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают.



В содержании досуга и досуговой деятельности населения всегда было велико влияние возрастных и сословных субкультур -подростковой, молодежной, дворянской, купеческой, студенческой, гусарской, аристократической и т.д. Каждая из этих субкультур привносила свои характерные черты в систему досуговых ценностей, досуговых традиций и обычаев.

Местом реализации социально-культурных , досуговых инициатив постоянно выступали и выступают музеи-заповедники и монастырские комплексы, театры и выставочные залы, дворянские и офицерские собрания, парки и бульвары, кафе и рестораны, микрорайонные клубы, дискотеки, библиотеки, видеосалоны.

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции. Они выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых.

Основу экологических концепций составляют два типа отношений человека к окружающей природной среде в процессе его досуга и досуговой деятельности. К первому типу относится максимальная приспособленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг природному комплексу, стремление людей сохранить уникальные по своему физическому и эстетическому воздействию природные элементы: чистоту воздуха, лесных массивов, воды и мест купания и рыбной ловли, разнообразие фауны и флоры. Несмотря на неуклонно растущую популярность отдыха «на природе», реальная площадь естественной природной среды из-за разрушительных действий человека существенно сокращается. Вот почему усилился общественный интерес к организации национальных парков, заповедников, природоохранных зон, к благоустройству и восстановлению разрушенных участков живой природы.

Второй тип отношений состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и нуждами населения, размещения в зеленых зонах многочисленного контингента отдыхающих. По существу, природа превращается в природно-технический комплекс со специально проложенными дорогами, оборудованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами, скамьями и беседками, инженерными коммуникациями.

В большинстве из перечисленных способов использования досуго-вого времени природа является не только фоном, но и предметом непосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный - в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода - все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.

 

Негативные последствия использования человеком природной среды в утилитарных целях («главное - получить удовольствие сегодня, а там -хоть трава не расти») могут быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, с одной стороны, а с другой - расширением коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; отказом от остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укреплением ее материальнснгехнической базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финансирования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности .

На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности.

Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Более вероятным является путь рационального, концентрированного использования рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рациональных затрат, восстановление и развитие сил человека.

Техноэкономическая концепция досуга имеет и другую сторону. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. Производитель досуговых услуг (туризм, шоу-бизнес, арт-бизнес, видеопрокат и др.) в процессе маркетингового исследования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помощью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, подросткового, молодежного или взрослого досуга. Возникает необходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой системы действует по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя фирма - соответствующую прибыль». Поэтому в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических систем, позволяющих оказывать высококачественные и высокооплачиваемые услуги.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досуга, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрослый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту концепцию, государственным, общественным, коммерческим структурам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента недорогих услуг, доступных людям, обладающим низкими доходами. Например, резко возросла стоимость водных круизов из-за усложнения обслуживания речных и морских судов, создания повышенных комфортных условий - в результате этим видом услуг пользуются лишь элитные слои населения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.