Метод документального анализа и его применение в юридической практике
Понятие метода документального анализа – это ретроспективное исследование документов, заключающееся в исследовании особенностей внешнего оформления и содержания учетных документов, фактических обстоятельств, характеризующих процесс формирования бухгалтерских документов как источников первичной учетной документации (информации).
Целью такого исследования является обнаружение деструктивных факторов хозяйственной деятельности, которые проявляются в форме специфических документальных несоответствий.
Таким образом, методология здесь одна – изучая форму и содержание того или иного документа – мы хотим с помощью него доказать конкретную деструкцию в хозяйственной деятельности.
Все это видно через определенные несоответствия. Они бывают трех видов:
1. Противоречия в форме и (или) в содержании конкретного (учетного) документа;
2. Противоречия в содержании документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные хозяйственные операции;
3. Противоречия, которые имеются в содержании учетных документов, отражающих однородные хозяйственные операции.
Чтобы находить эти противоречия – надо определить поядок применения тех или иных приемов исследования документов, понять, где границы этого применения и возможно ли это применения нами непосредственно или нужно это сделать при помощи специальных познаний – для каждого из вариантов выявления тех или иных несоответствий есть определенная совокупность способов и приемов, которые мы применяем в определенной последовательности.
Задачи документального анализа:
1. Определение того, как соблюдаются правила составления бухгалтерских документов;
Бухгалтерские документы подразделяем на 2 категории: а) доброкачественный документ; б) недоброкачественный документ.
Документ должен соответстваовать определенной форме – мы это проверим. Доброкачественный документ должен отвечать требованию форы – по этому требованию он должен быть безупречен.
Нужно посмотреть – предусмотрена ли эта форма в определенном документе в качестве унифицированной формы. Надо, чтобы форма документа соответствовала унифицированным формам первичной документации, а также в НК РФ – где указаны требования применительно к счетам-фактурам. И там сказано про совокупности тех нарушений, при которых можно использовать данный счет-фактуру.
Мы должны фиксирвоать определенное нарушение формы. Если документ сделан не по форме или посредством непредусмотренных бланков. Нужно отделить этот документ от других – он не доброкачественный. Нужно будет потом с ним отдельно разбораться.
2. Требование законности документа.
Полноценный бухгалтерский документы должен отражать законную по своему содержанию операцию.
Например, по делу Бахминой так формулировалась законность операции – Бахмина способствовала тому, что было принято решение на СД об учреждении дочерних компаний и были переданы основные средства ОАО «Томскнетфь» к дочерней компании. С точки зрения закона все эти операции законны. Тогда обвинение придумали такое определение «вывод активов». Это просто силовой прием, это не юридический прием – вывод активов может быть как законным, так и незаконным.
Вроде бы вопрос про законность кажется простым, но это не так-то просто порой. Хочешь, чтобы твое дело рассмотрели Президиум ВАС/ВС – ВАС/ВС РФ пишет – оснований для передачи дела в Президиум ВАС/ВС не имеется. Вопрос – на основании чего вы пришли к такому решению? Вы же рассмотрели судебное решение и есть жалоба, в которой указаны листы дела. А ВАС/ВС не истребую дело отказывает. Возникает вопрос – на основании чего же ты мне ты отказываешь – ты же дело не видел, посмотри, на что я сослался.
3. Требование действительности.
Документы должны отражать операции, которые в действительности были. Если документ недоброкачественный с точки зрения формы, то на нем нельзя поставить крест как на недопустимо доказательстве.
Ведь этот документ может отражать действительную операцию! В то же время доброкачественный документ может отражать несуществующую операцию.
Недоброкачественные документы:
· Неправильно оформленные
Например, нарушается способ заполнения документа. В БУ не принято, чтобы разным цветом заполнялись документом.
Используются бланки неустановленной формы
Не устанавливаются бланки строгой отчетности.
· Не заполняются все необходимые реквизиты (платежная ведомость без подписи руководителя; инвентаризационная опись без даты, нет на них подписи ответственного лица)
· Когда используются лишние, не установленные типовыми формами, реквизиты.
Стоит печать там, где ее не должно быть. Или подписывается документ о движении товарно-материальных ценностей также то лицо, которое не является материально ответственным.
Такие документы не должны быть приняты к учету бухгалтерий. Если же приняли – надо понять почему. Если же операция на самом деле была, то можно этот документ признать действительным, хотя и недоброкачественным. Но если же он отражает несуществующую операцию – то идет речь о подложном документе.
По поводу подложных документов. Нужно просить суд записать в протокол то, что сторона заявила о подложности документов. Вы сказали, что такой-то документ подложности – меня интересует форма подлога – материальный, интеллектуальный? Вы должны про это все четко объяснить. Очень часто после этого лицо, заявляющее о форме подлога отказывается от своих заявлений.
Идея в следующем – в чем-то тебя оговаривают – попроси занести в протокол! И потом попроси это пояснить.
Материальный подлог – это когда есть подчистка, подтирка, травление.
Интеллектуальный подлог – документ отражается операцию, которая в действительности не совершалась. Документ есть, но никакого движения денежных средств на самом деле не было.
Подтолкни сторону к слову «подлог», а потом уже подключай схему, указанную выше.
Документы могут же содержать случайные ошибки, а не умышленные «подлоги». Может быть документ не доброкачественный, но бухгалтерия его приняла, т.к. хозяйственная операция в реальности была (например, счет-фактура – есть нарушения формы, которые не влекут недействительность этого документа).
Вещественные доказательства – это совсем другое. Если вы берете документ, которые вы называете подложным (например – материальный подлог – подчистка). Например, если эксперт – экономист проверял такие документы, да вообще любой эксперт – то такое заключение недействительно. Т.к. эксперт производил экспертизу и считал, что документ является достоверным.
Т.е. заключение эксперта (бухгалера/экономиста) может рухнуть. Если те документы, которые он рассматривал, оказались недоброкачественными, а он об этом не знал и рассматривал их как доброкачественный.
Очень часто к материалам дела приобщаются документы, которые не имеют никакого отношения к делу. Но имеют отношение к хозяйственной деятельности компании.
В каждом уголовном деле документов 300. По делу Бахминой 72 тома было Если речь идет о выводе активов, то почему здесь столько документов?! Тут может быть тома 3, которые имеют отношение к делу. А остальные – не имеют отношения к делу.
720 томов по делу Ходорковского.
Многотомие еще не означает наличие доказательств по делу.
Документы, которые отражают незаконные операции.
Документы, составленные в нарушение установленных правил – расходно-кассовый ордер для выдачи аванса лицу отсутствует и т.п.
Если все документы правильно оформлены, но нет главного документа, характеризующему саму операцию – тоже могут быть отражать незаконную операцию.
Операции может фактические никогда не быть – если документы отражают вымышленные хозяйственные операции. Документы, отражающие вымышленные хозяйственные операции – например, необъявленная экономическая деятельность (нужно же как-то свести концы с концами)
Такие документы называют бестоварные и безденежные документы.
Бестоварные – пришла накладная, что пришли материалы. Но на самом деле не было реального движения товарно-материальных средств.
Безденежные – документ, на основании которого «якобы поступили денежные средства», но такие не поступали. Когда мемориальным ордером зачислил банк денежные средства и в этот же день эти денежные средства изъял со счета. Фактически по счету ЮЛ прошла информация о том были зачислены денежные средства. И в суде банк показывал выписку со счета. Мы сказали – может быть вы зачислили денежные средства, а мы этого не заметили, но с нашего счета они должны были уйти на основании платежного поручения.
А его не было! Никто, кроме судебных приставов, не может списать деньги с моего счета, если нет платежного поручения подписанного генеральным директором и главным бухгалтером.
Документы:
Доброкачественные: по форме, по содержанию, законные и отражают действительную операцию.
Недоброкачественные:
1. По форме;
2. Отражающие незаконные по содержанию операции;
3. Отражают частично реально совершенные операции (или те, которые не совершались).
Можно из последних двух подвидов недоброкачественных также разделить на:
1. Подложные документы: материальный и интеллектуальный подлог документов.
Материальный подлог документов - подтирки, подчистки, следы травления – нужно отправить на соответствующую криминалистическую экспертизу.
Интеллектуальный подлог – бестоварные и безденежные документы – это бухгалтерская экспертиза (и финансово-аналитической и финансово-экономической).
Из группы 3 нужно выделить подгруппу – случайные ошибки.
Какие мы проводим исследования при проверке документов
· По форме
· По содержанию
· Арифметическую проверку
· Нормативную проверку
Есть метод – исследование нескольких документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. Когда документы могут противоречить друг другу.
Для обнаружения этого несоответствия есть 2 метода:
1. Метод встречной проверки (когда проверяем две взаимосвзяанные операции, которые друг другу не соответствуют)
Это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Можно такой же документ изъять у другой стороны, госудаственного органа. Сравниваем эти документа и выясняем.
Почему это применимо – много бухгалтерских документов дублируют.
2. Метод взаимного контроля.
Он заключается в сопоставлении различных документов и учетных записей, в которых отражается проверяемая хозяйственная операция.
Берем документы, касающиеся движения товарно-материальных ценностей и приходно-расходных документов. Разные документы, отражают одну операцию. Одни касаются движения товаров, другие – материальных средств. Надо их сравнить, они должны друг другу соответствовать.
Могут быть такие расхождения – в документе ТМЦ – одна цена товара вместе с тарой, а стоимость тары в другом документе отражается иная.
Есть такие операции – контрольное сличения остатков. Анализ ежедневного движения имущества и денежных средств с определением остатка после каждой хозяйственной операции.
Метод документального анализа – производен от бухгалтерского анализа! Он они имеет специфики и позволяет нам скомбинировать правильным образом документы по делу и на их основе построить четкую аргументацию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|